Сегодня Генпрокуратура России признала незаконными положения ряда пунктов Требований Минкомсвязи к сетям и средствам почтовой связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Речь идет о скандальном приказе министерства, который фактически создавал условия для беспрепятственного доступа спецслужб к переписке граждан. Приказ вызвал огромный резонанс в СМИ и бурю критики как со стороны либералов, так и со стороны привластных правозащитников – членов ОП и уполномоченного по правам человека. Однако, несмотря на решение Генпрокуратуры, Минкомсвязи не намерено отменять приказ до решения Верховного суда, на рассмотрении которого находится соответствующий иск.
В соответствии с приказом Минкомсвязи, правоохранительные органы с 21 июля получили неограниченный доступ к почтовым отправлениям граждан - письмам, бандеролям, переводам и прочему. Вскрыть их для проверки смогут сотрудники восьми силовых структур РФ - органов внутренних дел, ФСБ, Федеральной службы охраны (ФСО) и внешней разведки, а также таможенники, работники Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) и Госнаркоконтроля. В документе указывается, что информация об оказанных услугах почтовой связи и об их пользователях предоставляется по запросу уполномоченных органов, что противоречит Конституции: тайна переписки может быть нарушена только с санкции суда. В Требованиях говорится, что в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.
Правозащитники и оппозиция сразу увидели в этом нарушение фундаментальных прав человека. Главной причиной названо стремление властей расширить инструмент контроля над обществом в условиях кризиса с целью недопущения массовых уличных протестов.
Однако с резкой критикой выступили и системные правозащитники. Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин отмечал, что приказ Минкомсвязи позволяет правоохранительным органам получать неограниченный доступ к почтовым отправлениям граждан, что нарушает Конституцию. Лукин обратился в Минюст с просьбой провести повторную экспертизу документа. Это означает, что позиция власти в отношении данного вопроса далеко не консенсусна, иначе была бы обеспечена полная «консолидации власти и общества».
В ситуацию вмешалась прокуратура, которая провела свою проверку. «Установлено, что отдельные положения указанных Требований не соответствуют нормам Конституции Российской Федерации о гарантиях соблюдения прав граждан на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений и изданы Минкомсвязи России с превышением предоставленных законом полномочий», - заявила в пятницу официальный представитель Генпрокуратуры РФ Марина Гриднева.
Решение Генпрокуратуры преследует две задачи. Во-первых, нанести удар по Минкомсвязи, и видимо, лично по министру Игорю Щеголеву, который и без того в последнее время является объектом информационных кампаний. Во-вторых, Юрий Чайка давно пытается доказать свою востребованность президенту и здесь он с подчеркнуто либеральных позиций критикует федеральное ведомство, фактически солидаризируясь с правозащитниками.
В то же время и Щеголев не сдается. Минкомсвязи ответило, что не намерено вносить изменения в свой приказ до решения Верховного суда. Как говорится в заявлении министерства, это предписание не отменяет действие приказа. Это – позиция Генпрокуратуры, которая на момент первого рассмотрения приказа министра связи и массовых коммуникаций в Верховном суде не была представлена. Заседание Верховного суда было перенесено на 11 сентября по ходатайству ФСБ. Однако Генпрокуратура представит собственную точку зрения. Очевидно, что союз с ФСБ не может не придавать Минкомсвязи уверенности. Налицо межведомственный конфликт, который придется разрешать на политическом уровне, и Генпрокуратуре, со своей стороны, видимо, есть кого противопоставить ФСБ, да и у «чекистов» с прокурорами свои старые счеты.