За "Булгарию” ответят. А кто ответит за "Алексея Кулаковского”?
12.02.2013 СКР России завершил расследование уголовного дела по факту крушения теплохода «Булгария», затонувшего 10 июля 2011 года в акватории Куйбышевского водохранилища. Погибло 122 человека. В августе 2010 года в море Лаптевых затонул буксир «Алексей Кулаковский». Погибло 11 членов экипажа, 11 молодых ребят. О результатах расследования уголовного дела ничего не слышно. Как определило следствие, непосредственной причиной затопления «Булгарии» явилась негодность судна к плаванию как по своему техническому состоянию, так и по уровню подготовки его экипажа. «Авария и ее последствия обусловлены именно совокупностью этих нарушений», — говорится в сообщении СКР. Следствие также полагает, что к трагедии привело несоблюдение требований и правил безопасности судоходства, а также неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей по занимаемым должностям судовладельцем, командным составом экипажа, должностными лицами контролирующих органов.
Обвинение предъявлено помощнику капитана судна Рамилю Хаметову, субарендатору «Булгарии» Светлане Инякиной, эксперту Российского речного регистра Якову Ивашову и двум сотрудникам Ространснадзора Владиславу Семенову и Иреку Тимергазееву. Их обвиняют в «оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей», «нарушение правил безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта», «нарушение правил охраны труда» и «злоупотребление должностными полномочиями».
Причинами крушения в море Лаптевых буксира «Алексей Кулаковский», когда погибли 11 моряков, по версии комиссии Ространснадзора стали неисправность судна и некомпетентность капитана. «Комиссия Ространснадзора в результате расследования установила, что буксир „Алексей Кулаковский" находился в технически неисправном и немореходном состоянии, в связи с имеющимися недостатками в комплектовании экипажа судна и неисправностями, влияющими на мореходность судна», – говорится в сообщении ведомства.
Кроме того, в заключении были отмечены недостаточная компетентность капитана – 3-го помощника механика судна А.Р. Соловьева, не имевшего надлежащего морского диплома, и экипажа буксира «Алексей Кулаковский», в составе которого находилось значительное число (7 человек) учащихся средних и высших учебных заведений.
Также комиссия Ространснадзора по расследованию определила лиц, причастных к аварии буксира «Алексей Кулаковский». Ими стали:
Заместитель генерального директора – начальник службы безопасности ОАО «ЛОРП» Е.А.Бало, который согласно должностной инструкции был обязан обеспечить безопасность судоходства на морских и внутренних водных путях и контроль за соблюдением правил и норм в области обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях и мореплавания.
И заместитель генерального директора ОАО «ЛОРП» по персоналу Е.Ю.Кейсевич, который организовал направление А.Р.Соловьева в морскую квалификационную комиссию капитана морского порта Находка для получения им рабочего диплома старшего помощника с подложным комплектом документов, заверив их своей подписью.
Больше виноватых не оказалось…
Несколько по-другому на события более чем двухлетней давности смотрит известный блогер Алексей Горячев. Он бывший якутский речник и потому прекрасно осведомлен о реальном состоянии дел на судах и нравах царящих в ЛОРПе. Думаю, читателям будет небезынтересно его мнение опубликованное в его «Живом Журнале».
Тайны гибели т/х "Алексей Кулаковский”
Взглянув на фотографию нельзя и предположить, что ровно через 9 дней этот пароход будет покоиться на дне Северного ледовитого океана.
Так, что же произошло в тот день? Официальная информация выданая общественности скудна и противоречива.
Кто виноват? Первый вопрос родственников погибших моряков. Капитан? Судовладелец? Проектировщики?
В этом я и попробовал разобраться, собирая всю имеющуюся информацию.
Анализируя телерепортажи, вышедшие в новостных каналах в день гибели судна, мы прекрасно видим, что следственные органы заняли позицию судовладельца, лишение лицензии ОАО "ЛОРП” привело бы к срыву "северного завоза” – ОАО "ЛОРП” стратегически важная компания для всей Якутии, лишение лицензии привело бы к коллапсу севера в осенне-зимне-весенний период 2010-2011 года.
Навигация была продолжена.
Данную новость мы получили по связи INMARSAT, находясь в 1300 километрах от морского побережья, на погрузке в посёлке Сангар.
Получив груз мы взяли курс в Море Лаптевых, на Хатангу. Вечером 27-го августа по УКВ радиостанции с нами вышел на связь человек, в навигацию 2009 года работавший капитаном затонувшего буксира. В навигацию 2010 года, данный человек трудился в компании "Алроса-Лена” этот пароход шёл встречным курсом в Якутск. Он спросил у нас о "Кулаковском”, мы поделились официальной информацией.
Человек, чьё имя я специально не называю рассказал нам некоторые подробности навигации "Кулаковского” в 2009 году. Морской Буксир "Алексей Кулаковский” построен в 1992 году, для Ленского бассейна – это относительно новый пароход. "Кулаковский” имел странную особенность, в штиль он кренился на левый борт до 5-ти градусов, балластная система парохода была в аварийном состоянии, крен часто выравнивали бункером. Двигатели и другие жизненно важные механизмы требовали хотя бы "среднего” ремонта. Капитан "Кулаковского” настаивал на ремонте парохода, на, что получил один утвердительный ответ от ЛОРПа: "Денег нет, ремонтируйтесь, как хотите и к навигации 2010 года будьте полностью готовы". После этого капитан поменял работодателя. Ходить в моря на "Кулаковском” было не безопасно. Пароход все последние годы работал лишь благодаря опытнейшему погибшему механику Леониду Байдакову.
На должность капитана был назначен старший помощник Анатолий Соловьёв 1980 года рождения не имеющего диплома на право управления судном на морском участке.
Кто отправил на гибель ребят? Здесь есть две версии:
1-я версия, более правдивая - задание было получено от старшего диспетчера ОАО "ЛОРП” господина Гудкова, для которого, как мне кажется, люди - ничто, деньги - всё. Успешная спасательная операция со временем превратилась бы в, счёт фактуру с хорошими суммами.
2-я версия - амбициозность капитана. Верится в это слабо, так как пароход имел 2 пробоины в корме в результате работы с баржами. Капитан взял вину на себя, что пошёл спасать обесточившуюся шхуну, опять мы видим негласное прикрытие судовладельца.
Что же произошло в море? Этот вопрос мне не даёт покоя уже 3 месяца.
Вот, что повествуют нам официальные источники, подтверждённые личным составом т/х "Ленанефть-2064″
26 августа в море Лаптевых был сильный шторм, в 2 часа дня в морской порт Тикси поступило сообщение о том, что терпит бедствие трал-бот частного предприятия «Полюс». На помощь из Тикси срочно были отправлены танкер «Ленанефть-2064» и морской буксир «Алексей Кулаковский» Ленского объединенного речного пароходства. Танкер «Ленанефть-2064» в 10 часов вечера подошел к терпящему бедствие судну, «Алексей Кулаковский» подошел в 23:45. Из-за темноты, по согласованию с капитаном трал-бота, было решено взять его на буксир на рассвете.
Ночью в 02:30 поступило сообщение по спутниковому телефону с трал-бота о том, что «Алексей Кулаковский» кренится на левый борт. В 03:10 получено сообщение о том, что «Алексей Кулаковский» лег на борт, а в 03:18 теплоход затонул. Эта трагедия произошла в 20-милях от берега п. Тикси при глубине 20 метров и сильном западном ветре, высота волн около трех метров.
Танкером «Ленанефть – 2064» были спасены: капитан буксира – Соловьев Анатолий Русланович и два матроса – Фирсов Александр Викторович и Пронин Евгений Александрович. Срочно были организованы поиски остальных членов экипажа. Найдены тела шестерых погибших моряков: Байдакова Леонида Яковлевича, Владимирова Николая Георгиевича, Помельникова Андрея Викторовича, Щербиной Елены Владимировны, Воробьева Вадима Юрьевича, Лютина Александра Александровича, тело которого нашли, но не смогли поднять на борт судна. Итак:
Во-первых, "Кулаковский” пошёл на помощь не из Тикси, а с Быков мыса. Это 2 разных поселения.
Во-вторых, "Ленанефть-2064″ так же вышла не из Тикси, а возвращалась на Лену с Анабара (п. Юрюнг-Хая)
В 02:30 поступил сигнал со шхуны, и "Ленанефть” и шхуна были в непосредственной близости от терпящего бедствия парохода. 40 минут прошло до того момента, как борт окончательно лёг на борт.
40 минут борьбы за жизнь. 40 минут надежды экипажа. 40 минут бездействия шхуны и "Ленанефти”.
Загадкой навсегда останется для общественности, чем занимался экипаж "Кулаковского” 40 минут. Времени было достаточно для того, то бы "Ленанефть” сняла гибнущую команду "Кулаковского” с обесточенного судна. Чем думал Коваленко, капитан "Ленанефть-2064″ в тот момент?
Почему отключилось электропитание у буксира? Судя по рассказам, крениться борт начал в тот момент, когда судно обесточилось и повернулось лагом волне, следовательно обесточивание парохода не произошло из-за попадания воды в машинное отделение. Вывод очевиден, перед навигацией не были зачищены топливные накопительные цистерны, из-за большой волны, с днища цистерны поднялась грязь, забившая топливные фильтры, топливо перестало поступать в дизель-генераторы. Опытнейший погибший механик должен был знать, что невозможно в таком случае перейти на резервное электропитание. Не исключено, что оно было ещё и неисправным.
Скорее всего экипаж занимался спасением своего судна и неподозревал, что ситуация начнёт развиваться столь стремительно. Здесь и не хватило опыта 30-ти летнему капитану, не подавались сигналы бедствия, бот стали спускать при сильном крене, из-за чего он у них сразу утонул. Где были две радиостанции (рации-аварийные, водостойкие) по которым можно было связаться и с "Ленанефтью-2064″ и со шхуной. Капитан не смог предотвратить панику, паника началась ориентировочно в три часа ночи, экипаж хаотично бегал по пароходу при этом все орали в предчувствии смерти. Что касается гидрокостюмов, то по заявлениям ОАО "ЛОРП” костюмов было больше, чем на 14 человек, но почему на нашей "Ленанефти” их было два? Так как гидрокостюмов было два, нам их никто и не показывал, а смысл?
Опять же в целях экономии ОАО "ЛОРП” на балансе ОАО "ЛОРП” числятся гидрокостюмы не удачной марки, при надевании костюма, человека тянет на дно вместе с надетым сверху спасательным жилетом. Почему сэкономили на гидрокостюмах?
40 минут надежды стали спасением только лишь троих членов экипажа, которые были одеты в гидрокостюмы на половину, да бы не утонуть от собственного веса. Найденые пять погибших членов экипажа были без гидрокостюмов. Почему? Их же было больше, чем экипаж буксира. Не знали где находятся? Возможно. Но почему же два матроса знали, а остальные нет? На 100% уверен, что их больше не было. Почему не раскрылся ПСН полностью? Ответ очевиден, плотику лет, столько же сколько и пароходу и никто не производил замену спасательных плотов. А ведь элементарная замена плотов возможно бы спасла людей.
В 03:10 пароход лёг на правый борт. В эти минуты паника преобрела катастрофический характер, люди прыгали в воду, температура которой была не более 3-х – 4-х градусов тепла. Люди потеряли много сил на панику, в следствии чего им не хватило элементарных десяти минут, что бы доплыть до стоящей рядом "Ленанефти”. По словам ребят с "Ленанефти” Елена Щербина доплыла до борта парохода, стала цепляться за натянувшие вдоль борта швартовые концы, но рука предано замёрзла и она не смогла зацепиться, в течении двух минут сердце Елены, матери 8-ми летнего ребёнка остановилось. Капитан и два матроса были более физически сильны, благодаря своим организмам они выжили.
Остальные погибли в течении десяти минут от переохлаждения, по словам экипажа "Ленанефти” все без исключения были в воде и все были без гидрокостюмов. В утонувшем буксире людей НЕТ.
А, что же шхуна? К утру судно, которое стало косвенным виновником трагедии, убыло в неизвестном направлении, что это была за шхуна? Чего именно они ловили? Можно предположить, что шхуна была браконьерская, иначе бы она не стала уходить от прибывших правоохранительных органов.
В первые минуты спасения находящийся капитан "Кулаковского” сообщил, что у них были проблемы с балластом. После прибытия следственных органов, капитан молчит по сей день. Подытожим: Гибелью для "Кулаковского” стал прежде всего бардак.
- Судно вышло в аварийном состоянии с пробоинами;
- Судно не ремонтировалось долгое время из-за отстутствия денежных средств;
- Паника;
- Хаотичные действия экипажа по спасению;
- Капитан судна не имел элементарных документов на право управления судна на морском участке, на судне не было морпроводчика (ну и Слава Богу, а то бы и он погиб) морпроводчик, аварийное судно точно бы не спас и погиб бы сам;
- Низкий профессиональный уровень капитана т/х "Алексей Кулаковский”;
- Бездействие капитанов "Ленанефть-2064″ и трал бота частного предприятия "Полюс”
Главными же виновниками являются руководство ОАО "ЛОРП” которые нарушая элементарные нормы правил морского судоходства, отправляют на гибель обречённое за долго до трагедии судно и экипаж. Но по видимому в самом ОАО "ЛОРП”, так не считают, рапортуя перед учредителями компании и лично перед главой республики Саха (Якутия) об успешном окончании навигации.
Суда встали на зимний отстой, экипажи распустили в отпуска, в феврале практически всем судам необходим ремонт, но денег на запчасти – НЕТ.
В бухте посёлка Жатай, летом красуется прогулочная яхта "Лена-1″ принадлежащая ОАО "ЛОРП” стоимостью по неподтверждённым данным около 2-х миллионов долларов.
На 2 миллиона доллара можно отремонтировать все суда стоящие на балансе ОАО "ЛОРП” и предотвратить очередные трагедии. Которые при нынешнем наплевательском отношении руководства компании – неизбежны.
Особое беспокойство вызывают танкеры "Ленанефть” 77-го проекта, "Ленанефть-5″, "Ленанефть-2011″, "Ленанефть-2016″ , "Ленанефть-2003″ и другие должны быть списаны, так как были построены в середине 70-х годов.
Этим пароходам нужна достойная замена, которую ОАО "ЛОРП” не вытянет самостоятельно, необходима помощь государства, если руководство страны не желает терять наш прекрасный и неповторимый север. Это стратегический вопрос для государства.
МЫ НЕ ДОЛЖНЫ ТЕРЯТЬ ЛЮДЕЙ! МЫ НЕ ДОЛЖНЫ ПОТЕРЯТЬ СЕВЕР!
Материал подготовил Владимир Нифонтов.
P.S. В комментариях к статье есть такие сообщения:
goryachev: Расследование ещё не закончено, Судовладельца все равно прикроют, так как это стратегическое предприятие для Якутии, капитан, я считаю виноват лишь в том, что не смог предотвратить панику и не смог организовать грамотную шлюпочную тревогу, спасательные плотики не раскрылись, соответственно экипаж был обречён на гибель. Так же мы видим, что моринспекция и прочие контролирующие органы не плохо кормятся от ОАО "ЛОРП” если выпускают суда с двумя (безобразными) гидрокостюмами. 1 самый дешёвый гидрокостюм стоит 400$, дешевле дать на лапу моринспектору, чем обеспечить все пароходы гидрокостюмами. Попробуйте выпустить судно приписки любого цивилизованного флага, полностью неукомплектованное – это не реально!!! Мой вывод таков: неисправная балластная система, судно было в аварийном состоянии и непригодно для выхода в море. Но официально судовладельца виновным не признают.
evgknyaginin: Видимо, кругом виноват окажется капитан, да пару стрелочников из ЛОРП, которые обязаны были проверить техническое состояние судна. О планово-предупредительном ремонте, как я понимаю, забыли, значит на за горами новые катастрофы, тем более, что техника стареет.
goryachev: Дела, поправить можно лишь одним способом, заменить суда, до 80% судов по сути дела требуют утилизации, основа флота – танкеры, руководители ЛОРПа играют с огнём, ведь они ходят по реке Лена из которой черпаешь воду – пьёшь спокойно не опасаясь за здоровье – чистейшая, редкая река. Анабар, Яна, Индигирка, Вилюй – уничтоженые реки человеком. К сожалению. в следующем году, отдельные пароходы будут представлять угрозу для людей (экипажей) и экологии Якутии. Кто будет модернизироать флот – неизвестно, для "ЛОРПа” это основная проблема. ППР держится лишь на плечах механиков, которые нужные запчасти вытачивают на станках, что ни есть хорошо.
goryachev: На последней встрече погибших родственников с капитаном, на вопрос почему утонули люди? г-н Соловьёв ответил: "НЕ ЗНАЮ”. Капитан на свободе, скорее всего заключено пари: "ТЫ МОЛЧИШЬ И НЕ СИДИШЬ”. По-человечески жаль этого мужика, в 30 лет стал капитаном, к чему то стремился…и в один миг жизнь перевернулась с ног на голову((((((
goryachev: У моряков, которые работают в ЛОРПе, есть правило: "Спасёшь пароход – спасёшься сам”. Паника началась, в тот момент, когда пароход уже было не реально спасти, паника была катастрофической. Как потом за рюмашкой рассказывал один из работников "Ленанефть-2064″, в море Лаптевых соял страшный крик смерти. Трое спасшихся держали себя в руках и были физически сильнее погибших… А то, что 40 минут они спасали корабль – это очевидно. Капитан безусловно виноват, сейчас он будет сотрудничать со следствием для более выгодного срока, скорее всего срок будет условным, после трагедии несклько человек из руководства ОАО "ЛОРП” сняли свои полномочия по собственному желанию.
данилов александр: Я работал на этом буксире в навигацию 2002 и 2003 года знал Байдаковых, очень соболезную Наталье их дочери и всем родным и близким экипажа. Как же их жалко. Зная этот буксир, как моторист и электромеханик, авария произошла только из за вины капитана идти на спасение судна. С пробоиной выше ватерлинии в такой шторм это самоубийство и капитан об этом знал, мы попадали в шторма и посильнее за 2 навигации. Яковлевич механик с большим опытом работы балласт выровнять, для него было раз плюнуть. Скорее всего пошла вода из за пробоины в машинное отделение, экипаж бросил все силы чтобы спасти свой буксир, но вода поступала, вследствие чего отрубило грщ и буксир обесточило и время пошло против них. Почему он не сообщил sos ленанефти в течении получаса всех бы забрали тоже вопрос, ведь море не прощает ошибок 5минут и сердце останавливается в такой воде. То что касается спас плотов это халатность часто встречается в Жатае, компания экономит как может за время работы я не разу не видел гидрокостюмы скорее всего их там не было (3 максимум ). Очень жаль молодых мальчишек которые хотели просто увидеть моря Вечная память погибшим морякам.