Бу сир талбата (меню)
Catalog categories
Уххан туһунан [2]
Нууччалыы [144]
Сахалыы [31]
Main » Articles » Ыалдьыттар » Нууччалыы

Степан Петров "ЖИЗНЬ ИЛИ СУЩЕСТВОВАНИЕ" 1

ЖИЗНЬ ИЛИ СУЩЕСТВОВАНИЕ

Обеспечение социальных гарантий рассматривается в качестве важнейшей функции государства, которая обеспечивает не только социальную стабильность, но и экономический рост. Социальный характер Российского государства обусловил включение в ст.37 Конституции РФ гарантий социальной защиты человека в связи с трудовой деятельностью. В п.3 ст.37 закрепляется, что «…каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы…». Также в качестве конституционных основ закрепляются государственная поддержка семьи, материнства, детства; права на социальное обеспечение, охрану здоровья, образование и благоприятную окружающую среду. Эти закрепленные конституционные положения направлены на устойчивое и качественное развитие человеческого потенциала. Успешность их реализации лежит в основе оптимального жизнеобеспечения, представляющего собой совокупность социально-экономических и духовно-этнических отношений людей, реализующихся в среде материальных, национальных, духовных, этнических и экологических факторов воспроизводства человека во всем многообразии его разумных потребностей.
Государственная стратегия социально-экономического развития должна предусматривать поддержание определенных параметров и быть направлена на обеспечение:
-способности экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства;
-государственного регулирования, обеспечивающего нормальное функционирование рыночной экономики;
-контроля за стратегическими ресурсами;
-приемлемого уровня жизни населения и доступности для населения благ в целях обеспечения жизнедеятельности;
-устойчивости финансовой системы и достижение экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и сфер хозяйственной деятельности.

Но реальная ситуация с начала рыночных реформ характеризуется следующими крайне негативными общественно-политическими и социальными явлениями:
-началом эскалации захвата собственности и иных способов незаконного обогащения;
-усилением процессов передела собственности;
-принятием политических мер легализации и защиты теневых капиталов;
-открытым подавлением недовольства общества;
-ослаблением и почти полным уничтожением официального противодействия на основе активного использования органов государственной власти.
Априори, стало почти нормой - использование лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего официального положения и связанных с ним возможностей для противоправного получения материальных и иных благ и преимуществ физическими и юридическими лицами. Одними из характерных проявлений коррупции в органах государственной власти стало использование служебного положения в процессе приватизации государственной собственности, неправомерная (из корыстных побуждений) передача финансов и кредитов, предназначенных для общегосударственных нужд. По статистике, около 45-50% теневого капитала тратится на подкуп коррумпированных функционеров государственного аппарата.
Коррупция в России и в Республике Саха (Якутия) - это не исключение или аномалия, а правило и всеобщая система социально-экономического развития на данном этапе, усугубленная местными условиями. Она стала практически образом жизни, в которой даже частные люди, непосредственно не вовлеченные в бюрократический бизнес, вынуждены жить и функционировать по неписаным законам этой криминальной системы.
Если в начале 20 века республика, пропустив этап развития полноценных капиталистических отношений, перешагнула от феодального к социалистическому строю, то в 21 веке в динамике общественно-экономических формаций произошел своеобразный регресс. Население, особенно в сельской местности обладающее низкой социальной мобильностью, попало в условия тотальной зависимости от произвола руководителей, сравнимого с бесправием во времена средневекового феодализма. Способы эксплуатации человека человеком стали более изощренными по сравнению с методами обращения с невольниками в период господства рабовладения. Степень благосостояния и комфорта жизни, зачастую, напрямую зависит от степени приближенности к главе муниципального образования - города, улуса или наслега.
Если в советское время номенклатура, как правящий класс, распоряжалась государственной собственностью в интересах государства и малейшая попытка отдельных чиновников изменить характер собственности жестко пресекалась, то теперь не номенклатура в целом, а отдельные высокооплачиваемые чиновники вместе со своими бизнес-партнерами нелегально, но и не особенно таясь, присваивают государственную собственность в ущерб интересам государства. Поэтому неверно считать, что будто произошла реставрация старой элиты и командно-административной системы. На деле формируется синтез отдельных элементов старой системы с новыми формами и новыми структурными элементами, заимствованными на западе. Новая элита представляет собой синтез бюрократов (частью старых, частью новоявленных) и новых капиталистов и персонифицирует бюрократический капитал: в Республике Саха (Якутия) названия крупных компаний давно ассоциируются с именами конкретных людей и кланами.
Соединяясь в синтезе, субъекты коррупционного процесса объединяют свои усилия на предмет создания на основе государственной собственности (предприятий, недвижимости, бюджетных средств) своего частного бизнеса.
По причине этого Республика Саха (Якутия) почти лишилась остатков дееспособных основных фондов и собственности, созданных многими поколениями якутян и с лихвой оплаченных экологическими бедствиями, коренным надломом общественного сознания и деформацией морально-нравственных ценностей жителей республики, - на откуп взамен лояльности со стороны федерального центра и, в частности, в силу своей инертности. Есть все перспективы применять "передовые" методы по управлению собственностью, представленной в виде разваленной инфраструктуры коммунального хозяйства и неликвидными "обломками" сельского хозяйства и других "дышащих на ладан" отраслей, и основе этого формировать социальную политику.
А ведь развитие базовых отраслей и создание новых должно было создать основу экономического роста и обеспечить достойный уровень жизни жителям республики. Это можно было обеспечить участием населения в перераспределении доходов от добычи минерально-сырьевых ресурсов, промышленного производства и других отраслей путем создания специального государственного фонда и открытия лицевых счетов на всех граждан республики. Эта в какой-то степени идеалистическая концепция, реализованная в большинстве развитых стран, оказалась чуждой нашему «прогрессивному» строю и благополучно канула в лету вместе с романтиками и отдельными представителями когорты молодых реформаторов периода первоначального накопления капиталов.

На гражданах это отразилось, прежде всего, падением уровня жизни и ростом безработицы, что стало острейшими экономическими и социально-политическими проблемами. Для современного этапа характерно снижение реальных доходов и снижение уровня потребления большинством населения товаров и услуг. На фоне номинального роста денежных доходов налицо реальное снижение уровня жизни.
При этом ежегодно в отчетах органов исполнительной власти перед населением рапортуется о том, что «…проводится целенаправленная работа по повышению уровня и качества жизни населения…». Ставшие традиционными выездные отчеты правительства в улусах напоминают действие, схожее с пламенным выступлением незабвенного Остапа Сулеймановича Бендера перед шахматной общественностью Васюков или сюжетом из оптимистичной песни «Все хорошо, прекрасная маркиза!» и содержательным контентом которого является массовая психотерапия и нейролингвистическое программирование.

Наблюдаются неравномерная динамика реального уровня доходов и неблагоприятные изменения в структуре на фоне непоследовательной политики по их перераспределению
По данным Госкомстата в 1994-1997 годы в динамике реальной и номинальной заработной платы был позитивный сдвиг в стороны сокращения разрыва между ними. Но после августовского кризиса 1998 года до 2000 года при росте начисленной заработной платы наблюдалось ее снижение в реальном выражении. В последующие годы ее рост обусловлен снижением индекса потребительских цен.

 

Средняя зарплата*,

Рост

ИПЦ

Коэф-т

Коэф-т

10% группа с наимен.доходами

10% группа с наибольш.доходами

 

рублей

номин.

реал.

 

фондов

Джинни

ден.доход

рост

ден.доход

рост

1992

14,75

1469

78

1877,2

….

1997

2270

117

105

112,0

11,0

0,363

427

107,6

4693

122,7

1998

2395

105

93

113,3

10,1

0,351

458

107,3

4609

98,2

1999

3262

136

83

164,8

9,9

0,349

745

162,7

7391

160,4

2000

4539

139

114

122,4

9,7

0,345

959

128,7

9127

123,5

2001

6052

133

115

116,0

10,1

0,352

1151

120,0

11384

124,7

2002

8172

135

119

113,4

11,4

0,368

1482

128,8

15892

139,6

2003

9697

118

105

112,0

12,8

0,385

1720

116,1

18899

118,9

2004

11315

117

106

110,3

11,9

0,375

1982

115,2

22282

117,9

2005

13154

116

107

108,4

11,0

0,365

2243

113,2

25664

115,2

*до 1998 года – тыс.рублей

В большинстве официальных выступлений приводятся только средние показатели уровня оплаты труда. В тоже время сохраняется значительная дифференциация уровня доходов между улусами, что обусловлено более высокой оплатой труда в промышленности. В 2005 году разрыв составил 5,5 раза (Мирнинский улус – 22,6 тыс.рублей, Намский улус – 4,1 тыс.рублей).
Однако начисленная заработная плата как номинальная, так и реальная не отражает в полной мере фактическую ситуацию в связи с нерегулярностью ее выплат. Несмотря на принимаемые Правительством меры по обеспечению своевременной выплаты заработной платы и погашению накопившейся задолженности из-за отсутствия финансирования из бюджетов всех уровней, объем суммарной задолженности остается значительным.
Согласно статистики характерен рост номинальных значений денежных доходов населения как у 10%-ной группы с наименьшими доходам, так и у 10%-ной группы с наивысшими доходами. Но у первой 10%-ной группы доходы значительно ниже прожиточного минимума и она фактически находится за «чертой бедности». В 2005 году коэффициент фондов (соотношение доходов 10-ти процентов наиболее и наименее обеспеченного населения) составил 11,0 раза.
Большинство исследователей, занимающихся исследованием проблем дифференциации доходов, утверждают, что реальные масштабы неравенства намного выше, чем указывается официальной статистикой. Вариация оценок истинной дифференциации достаточна широка (значение коэффициента фондов оценивается на уровнях от 27,1 до 65,0 раз), но все схожи в одном: она реально выше.
Причиной этого является то, что специфика нынешнего периода обусловлена существом перехода от экономики ресурсных ограничений к экономике спросовых ограничений, от рынка продавца к рынку покупателя. Ввиду малого объема достоверной количественной информации о переходной экономике по ряду объективных причин характерно, подтверждено многими исследователями на конкретных примерах, резкое снижение точности измерений большинства экономических процессов как в статике, так и в динамике. В некотором смысле, переходная экономика России (в том числе и республики) является ненаблюдаемой, поскольку многие проявления ее свойств лежат ниже "порога восприятия", которые позволяют обеспечить данные официальной статистики. Этому способствуют методы Госкомстата, не могущие представить объективную картину; в частности, система дорасчетов до "полного круга", экстраполяция на основе экспертных оценок, применение недостаточно обоснованных коэффициентов и т.д. Таким образом, однозначное принятие статистических данных и методик в основу принятия управленческих решений необоснованно, по крайней мере, на период реформ в части объективности отражения действительности.
 
Category: Нууччалыы | Added by: uhhan (2008-07-25)
Views: 2225 | Comments: 1 | Rating: 5.0/1 |
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Login form
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 20
Ыалдьыттар (гостей): 20
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2024