ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ Россиянам до сих пор нужны небожители- цари, императоры, генсеки и президенты. С другой стороны остался генетический страх перед вышестоящими лицами, воспитанный десятилетиями тоталитаризма. Налицо единство противоречий – в этом заключается специфика нашего общественного сознания. Руководители сами становятся заложниками ситуации чрезмерной централизации властных полномочий и тотального контроля за всеми сферами жизни. У одного человека нет физических возможностей для полноценного управления регионом – держать руку на пульсе всех событий. Ярким является пример, когда Сталин хотел назначить министром нефтяной промышленности уже расстрелянного человека, специалиста в своей области, и был очень опечален, узнав о его гибели. Думается, если бы Президент США систематически торжественно открывал бы какой-нибудь завод, электростанцию, дорогу и другие инфраструктурные объекты подобно Президенту РС(Я), то у него не было бы времени даже подготовиться к традиционному еженедельному обращению к нации. У нас подобное приобретает причудливые гримасы и уродливые формы. Физические силы человека ограничены определенными пределами. По данным ученых, через несколько лет любой человек власти просто перестает адекватно оценивать обстановку. С определенного карьерного уровня чиновники переходят на частичное или полное государственное обеспечение, и не представляют жизни простых людей: не знают цену проезда в общественном транспорте, хлеба, жилищно-коммунальных услуг и так далее. Занимаются разработкой мер государственного регулирования и ориентируются только на сухие цифры статистической отчетности и комментарии, не представляя в полной мере реальные проблемы и заботы населения. Это все равно, что приступить к управлению самолетом без летной практики, изучив только литературу. Большинство средств массовой информации (тв, радио, печать, электронные издания) выводят на первое место освещение кадровых перестановок в правительстве, формируя иллюзорное представление о важности этих событий и их кардинальном влиянии на жизни простых людей. В реальности это касается лишь нескольких десятков людей, вошедших в номенклатурную обойму; а большинство рядовых чиновников просто бояться потерять работу и скрывают свое истинное мнение. Кодексом поведения чиновников является не Конституция РФ и общепринятые нормы этикета, а свод правил для государственного служащего, выдаваемого строго под роспись. Он предполагает ни при каких условиях не признавать объективно ошибочных действий власти и не высказывать в любой форме критику вышестоящим лицам. Все перестановки и новые назначения являются результатом в большей степени бескомпромиссной борьбы между кланами и группами, объединенных по тому или иному признаку (корпоративному, партийному, земляческому и так далее) и в меньшей степени объективной оценки результатов предыдущей деятельности. Таким образом, одни борятся за власть, а другие за физическое выживание. Их деятельность соответствует смыслу строк из песни «Тоталитарный рэп» группы «Алиса»: «И гласность имеет свой собственный голос, но за гласностью негласный надзор. Тоталитарный рэп - это модель общества глухонемых, и если они вдобавок плохо видят, то это только лучше для них; - это абстрактный пряник и совершенно конкретный кулак; - это эксперимент по перестройке сознания масс». По словам известного предпринимателя начала 90-х годов Германа Стерлигова, чтобы выжить в российской политике и бизнесе надо не только быть профессионалом своего дела, но и проявлять сверхчеловеческие способности на уровне разведчика в тылу врага и быть как минимум Штирлицем. Политическая борьба отвлекает от решения жизненно важных проблем, таких как обновление основных фондов жизнеобеспечивающих объектов и коммуникаций, проведение укрепительных работ аварийных домов, снос ветхого жилья и других. Их положительное разрешение считается непосильным для бюджета и сравнивается с чем-то из области фантастики и, в некоторых случаях, сопоставляется с возможностью образования нами суверенного государства как субъекта международного права с созданием собственного ядерного оружия или строительства космодрома, запуска своей орбитальной станции и началом реализации программы по освоению якутянами космического пространства. В тоже время за счет бюджетных средств реализуются довольно затратные проекты: закупка дорогостоящего медицинского оборудования, строительство пивзавода, дополнительных главных дорог и другие. Это тоже нужно, но необходимо правильно расставлять приоритеты. Остановка турбины ЯГРЭСа в декабре 2002 года едва не привела к катастрофе. Конечно, у соответствующих служб есть варианты действий в подобных ситуациях, которые предусмотрены только на определенное время и в определенных масштабах. Но не на срок почти 3 месяца при температуре на уровне -50 С и необходимостью обеспечивать минимальную жизнедеятельность более четверти населения республики. Даже невооруженным взглядом видно, что на это просто не хватило бы ресурсов, в том числе человеческих. Основное направление транспортного движения было бы южным и прекратилось бы в течение нескольких дней. Из города ушло бы небольшое количество самолетов. После осознания вероятной гибели себя и близких остальные самолеты в давке за право покинуть город были бы уничтожены самими сотрудниками спецслужб. Перед привлеченными подразделениями МЧС с близлежащих регионов первостепенной задачей стало бы обеспечить собственную жизнедеятельность. С учетом морально-нравственного состояния отдельных горожан опустошение города в традициях средневекового варварства было бы вопросом нескольких дней и делом техники. Масштабы погромов и мародерства не приснились бы даже сценаристам и режиссерам трэшевых боевиков и апокалиптических фильмов-катастроф. Можно продержаться определенное время, но не почти 3 месяца. Это все равно, что, пройдя курс тренировок по гражданской обороне времен холодной войны (с надеванием противогазов, окапыванием, комплектацией аптечек и так далее), надеяться выжить и вести полноценную жизнь после ядерного удара. В случае неблагоприятного развития данной ситуации пользоваться оборудованием, ездить по дорогам и пить пиво было бы почти некому. Что касается федеральной политики, то министр финансов РФ выступил с инициативой решения проблемы дотационности российских регионов, предложив провести ревизию активов, которыми владеют правительства субъектов РФ в крупных российских компаниях. По его словам, согласно действующему законодательству, регионы должны иметь собственность только в тех компаниях, которые соответствуют выполняемым функциям субъекта или муниципалитета, а доли в «непрофильных» активах они могли бы продать и не просить при этом денег из центра. «У республик есть существенные активы, доли в крупных компаниях, цена которых составляет многие миллиарды долларов, – отметил А.Л.Кудрин. – Нецелесообразно эти ресурсы сохранять, не использовать и одновременно просить денег у федерального бюджета». Это вполне вписывается в курс политики федерального правительства по отношению к северным территориям: обеспечивать полноценную жизнедеятельность не надо – осваивать его надо преимущественно вахтовым методом. Смысл высказываний министра финансов РФ такой: если вы такие богатые (минерально-сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами), то почему вы такие бедные (ходите и клянчите трансферты). Выход на бездотационность намечен на 2013 год, что является положительным моментом. Однако, реформа может пойти за счет людей - путем оптимизация бюджетных расходов, прежде всего, на социальную сферу. Это сопоставимо с неоднозначностью последствий перехода на 100%-ный уровень оплаты коммунальных: с одной стороны, установление рыночных отношений позволит обеспечить оптимальное функционирование субъектов рынка жилищно-коммунальных услуг; с другой стороны, увеличение доли расходов в бюджете домохозяйств приведет к снижению доли других немаловажных статей расходов (питание, непродовольственные товары). Республика несет значительные затраты на жилищно-коммунальное хозяйство и колоссальные расходы на сезонный завоз топливно-энергетических ресурсов. Но нашу жизнь представляют такой благостной. Если бы у нас климат был иной и не несли бы таких расходов на отопление, то действительно жизнь была бы намного благополучнее. И уровень социально-экономического развития, в том числе благосостояния населения, был бы на несколько порядков выше. А может быть – благосостояние только избранных, так что отдельные граждане Якутии заняли бы верхние строчки списка богатейших людей мира журнала «Forbes», возможно подвинув даже арабских шейхов, аристократичных диамантеров, российских олигархов, звезд мирового шоу-бизнеса и самого Билла Гейтса. Это стало бы предметом определенной специфической гордости якутян и в какой-то мере отразилось бы на имидже республики. Картина «богатства» северных регионов дополняется характеристиками общественно-политического положения. Настолько правдоподобными выглядят творческие изыски московских аналитиков о якутских сепаратистах, сочувствующих участникам национально-освободительного движения Ичкерии и готовящихся к вооруженному конфликту с федеральной властью, что хочется их пригласить дать «консультации» по разработке тактики ведения боевых действий в наших условиях. Думается, эти «консультации» обошлись бы только поеданием традиционных деликатесов, выпиванием за здравие и извинениями со словами «Извините, у нас работа такая. Деньги будут, заходите – и вас пропиарим». Это где-нибудь на ближнем востоке в зоне арабо-израильского конфликта можно сутками и неделями под открытым небом проводить манифестации протеста против очередного ненавистного режима. В наших условиях эту «проблему» мог бы решить не только главнокомандующий, приняв решение о начале контртеррористической операции по восстановлению конституционного порядка на территории республики и уничтожению «незаконных вооруженных формирований», но и гражданский человек – бывший глава РАО «ЕЭС России» А.Б. Чубайс, ограничив энергоснабжение объектов жизнеобеспечения. Ход последней предвыборной компании показал то, что определенные моменты информационной пропаганды не могли быть продуктом творческого труда московских политологов, а являются результатами «слива» информации доброжелателями, бывшими и настоящими политическими деятелями республики, действующими по принципу «свой – среди чужих, чужой – среди своих». Действия некоторых «патриотов» можно сопоставить с позицией бывшего сотрудника внутренних дел, работавшего по экономическому направлению и после увольнения занявшегося защитой интересов бывших объектов своей деятельности на основе использования служебной информации и знания «узких мест» оперативно-следственной деятельности. Затяжная эпопея по защите интересов в АК «Алроса» также подтвердила разобщенность действий и отсутствие консолидирующего начала. Яркими и заслуживающими уважения были только действия отдельных политиков и общественных деятелей. Но их накрыла волна безразличия и равнодушия своих же коллег к судьбе республики. Конечно, часть искренне хотела решения в пользу федерального центра, но часть, безропотно подчинившихся и безвольно поддержавших принятые решения, сделали это из чувства самосохранения: сотрудники исполнительной власти из помыслов – «могут сделать соответствующие оргвыводы о благонадежности», а депутатского корпуса – «скоро выборы, а мест на всех не хватит - списки партии власти не резиновые, так же как в час пик советские автобусы». Кастинг во власть, как исполнительную так и законодательную, будет на уровне отбора в космонавты или типажей для легендарных римейков, типа «Джеймс Бонд» или «Супермен», одно участие в которых может обеспечить безбедную жизнь на длительное время. А некоторые деятели вообще перешли на противоположную сторону. Например, бывший член Правительства РС(Я), бывший министр экономического развития РС(Я) Данилов В.Д., непосредственно занимавшийся разработкой основных направлений социально-экономического развития республики, в том числе мер по обеспечению экономической безопасности и финансовой автономности, и входивший в круг лиц, осведомленных практически по всем стратегическим вопросам развития республики, в 2003 году стал руководителем территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по РС(Я), осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом РФ, в том числе АК «Алроса», и являющегося уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. То есть о занятии Даниловым В.Д. принципиальной позиции защиты интересов республики в АК «Алроса» никакой речи и не могло идти. Малейшее содействие местным властям было бы расценено как нарушение субординации и невыполнения должностных обязанностей со всеми вытекающими последствиями. Неоднозначной является его деятельность на предыдущих постах. Одной из его основных миссий на посту министра считалось решение вопроса по восстановлению районного коэффициента 1,7 к пенсиям северян. Бывший министр экономического развития РС(Я) выступил в благородной роли этакого «посланца мира», представив по доверенности интересы жительницы Нерюнгри. Однако Верховный суд России не поддержал решения нижестоящих судов Якутии об удовлетворении исков пенсионеров о применении районного коэффициента 1,7 и заморозил размер пенсии. Таким образом, его миссия стала невыполнимой и обещания лопнули как мыльный пузырь. Именно в период его работы в Пенсионном фонде России по Якутии возбуждались ряд уголовных дел по фактам финансовых махинаций, что само по себе является вопиющим и кощунственным, так как объектом становились самые беззащитные – люди преклонного возраста. Его провальная попытка стать депутатом городского собрания является доказательством того, что горожанам нужны люди, принесшие реальную пользу конкретным людям, а не конъюнктурщики, закладывающие в основу своей деятельности дешевый популизм и демагогию. Именно на подобных людей, которые обладают определенным интеллектуальным и профессионально-квалификационным потенциалом, опирается федеральная власть, умело играя на разобщенности и внутренних конфликтах в регионах. Вместо того, чтобы использовать свой ресурс на защиту интересов родной республики, они, в силу специфических черт характера, принимают сторону сильных мира сего, проявляя малодушие и демонстрируя глубину нравственного падения. В целом характерным для сотрудников министерства экономического развития и торговли является злоупотребление служебными полномочиями и криминальная сущность их фактической деятельности, что подтверждает факт вымогательства взятки за предоставление лицензии на панты и бой рогов и ареста руководителя представительства министерства экономического развития и торговли России в Якутии. Таким образом, непосредственными исполнителями федеральной политики будут не ненавистные федералы, а собственные ренегаты и перебежчики, численность которых прямо пропорциональна потенциальным материальным и нематериальным выгодам.
|