Бу сир талбата (меню)
Catalog categories
Уххан туһунан [2]
Нууччалыы [144]
Сахалыы [31]
Main » Articles » Ыалдьыттар » Нууччалыы

Степан Петров. "Политический реализм"

ПОЛИТИЧЕСКИЙ  РЕАЛИЗМ
  Россиянам  до сих пор нужны небожители- цари, императоры, генсеки и президенты.  С другой стороны остался генетический страх  перед вышестоящими лицами, воспитанный десятилетиями тоталитаризма. Налицо  единство противоречий – в этом заключается специфика нашего общественного  сознания. 
  Руководители  сами становятся заложниками ситуации чрезмерной централизации властных  полномочий и тотального контроля за всеми сферами жизни.  У одного человека нет физических возможностей  для полноценного управления регионом – держать руку на пульсе всех событий.  Ярким является пример, когда Сталин хотел назначить министром нефтяной  промышленности уже расстрелянного человека, специалиста в своей области, и был  очень опечален, узнав о его гибели.
  Думается, если бы Президент США систематически  торжественно открывал бы  какой-нибудь завод,  электростанцию, дорогу и другие инфраструктурные объекты подобно Президенту РС(Я), то у него не было бы  времени даже подготовиться к традиционному еженедельному обращению к нации. У  нас подобное приобретает причудливые гримасы и уродливые формы.
  Физические силы человека ограничены  определенными пределами. По данным ученых, через несколько лет любой человек  власти просто перестает адекватно оценивать обстановку. С определенного  карьерного уровня  чиновники переходят на  частичное или полное государственное обеспечение, и не представляют жизни  простых  людей: не знают цену проезда в  общественном транспорте, хлеба, жилищно-коммунальных услуг и так далее. Занимаются разработкой мер государственного  регулирования и ориентируются только на сухие цифры статистической  отчетности и комментарии, не  представляя в полной мере реальные проблемы и заботы населения. Это все равно,  что приступить к управлению самолетом без летной практики, изучив только  литературу.

Большинство  средств массовой информации (тв, радио, печать, электронные издания) выводят на  первое место освещение кадровых перестановок в правительстве, формируя  иллюзорное представление о важности этих событий и их кардинальном влиянии на  жизни простых людей.  В реальности это  касается лишь нескольких десятков людей, вошедших в номенклатурную обойму; а  большинство рядовых чиновников просто бояться потерять работу и скрывают свое  истинное мнение. Кодексом поведения  чиновников является не Конституция РФ и общепринятые нормы этикета, а свод  правил для государственного служащего, выдаваемого строго под роспись. Он  предполагает ни при каких условиях не признавать объективно ошибочных действий  власти и не высказывать в любой форме критику вышестоящим лицам.
  Все  перестановки и новые назначения являются результатом в большей степени  бескомпромиссной борьбы между кланами и группами, объединенных по тому или  иному признаку (корпоративному, партийному, земляческому и так далее) и в  меньшей степени  объективной оценки  результатов предыдущей деятельности.   Таким  образом, одни борятся за  власть, а другие за физическое выживание. 
  Их  деятельность соответствует смыслу строк из песни «Тоталитарный рэп» группы  «Алиса»: «И гласность имеет свой собственный  голос, но за гласностью негласный надзор. Тоталитарный рэп - это модель  общества глухонемых, и  если они вдобавок  плохо видят, то это только лучше для них; - это абстрактный пряник и совершенно  конкретный кулак; - это эксперимент по перестройке сознания масс».
  По  словам известного предпринимателя начала 90-х годов Германа Стерлигова, чтобы  выжить в российской политике и бизнесе надо не только быть профессионалом  своего дела, но и проявлять сверхчеловеческие способности на уровне разведчика  в тылу врага и быть как минимум Штирлицем. 
  Политическая борьба отвлекает  от решения жизненно важных проблем, таких как обновление основных фондов  жизнеобеспечивающих объектов и коммуникаций, проведение укрепительных работ  аварийных домов,  снос ветхого жилья  и других.
  Их  положительное разрешение считается непосильным для бюджета и сравнивается с  чем-то из области фантастики и, в некоторых случаях, сопоставляется с  возможностью образования нами суверенного государства как субъекта  международного права с созданием собственного ядерного оружия или строительства  космодрома, запуска своей орбитальной станции и началом реализации программы по  освоению якутянами космического пространства.
  В  тоже время за счет бюджетных средств реализуются довольно затратные проекты: закупка  дорогостоящего медицинского оборудования, строительство пивзавода,  дополнительных  главных дорог и другие.  Это тоже нужно, но необходимо правильно расставлять приоритеты.
  Остановка  турбины ЯГРЭСа  в декабре 2002 года едва  не привела к катастрофе.
  Конечно,  у соответствующих служб есть варианты действий в подобных ситуациях, которые  предусмотрены только на определенное время и в определенных масштабах. Но не на  срок почти 3 месяца при температуре на уровне -50 С и необходимостью  обеспечивать минимальную жизнедеятельность более четверти населения республики.  Даже невооруженным взглядом видно, что на это просто не хватило бы ресурсов, в  том числе человеческих. 
  Основное  направление транспортного движения было бы южным и прекратилось бы в течение  нескольких дней. Из города ушло бы небольшое количество самолетов. После  осознания вероятной гибели себя и близких остальные самолеты в давке за право  покинуть город были бы уничтожены самими сотрудниками  спецслужб. Перед привлеченными  подразделениями МЧС с близлежащих регионов первостепенной задачей стало бы  обеспечить собственную жизнедеятельность.
  С  учетом морально-нравственного состояния отдельных горожан опустошение города в  традициях средневекового варварства было бы вопросом нескольких дней и делом  техники. Масштабы погромов и мародерства   не приснились бы даже сценаристам и режиссерам трэшевых боевиков и  апокалиптических фильмов-катастроф.
  Можно  продержаться определенное время, но не почти 3 месяца. Это все равно, что,  пройдя курс тренировок по гражданской обороне времен холодной войны (с  надеванием противогазов, окапыванием, комплектацией аптечек и так далее),  надеяться выжить и вести полноценную жизнь после ядерного удара. 
  В  случае неблагоприятного развития данной ситуации пользоваться оборудованием, ездить  по дорогам  и пить пиво было бы почти  некому.

Что  касается федеральной политики, то министр финансов РФ выступил с инициативой  решения проблемы дотационности российских регионов,  предложив провести ревизию активов, которыми  владеют правительства субъектов РФ в крупных российских компаниях. По его  словам, согласно действующему законодательству, регионы должны иметь  собственность только в тех компаниях, которые соответствуют выполняемым  функциям субъекта или муниципалитета, а доли в «непрофильных» активах они могли  бы продать и не просить при этом денег из центра.
  «У  республик есть существенные активы, доли в крупных компаниях, цена которых  составляет многие миллиарды долларов, – отметил А.Л.Кудрин. – Нецелесообразно  эти ресурсы сохранять, не использовать и одновременно просить денег у  федерального бюджета».
  Это  вполне вписывается в курс политики федерального правительства по отношению к  северным территориям: обеспечивать полноценную жизнедеятельность не надо –  осваивать его надо преимущественно вахтовым методом.  Смысл  высказываний министра финансов РФ такой: если вы такие богатые  (минерально-сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами),  то почему вы такие бедные (ходите и клянчите  трансферты).
  Выход  на бездотационность намечен на 2013 год, что является положительным моментом.  Однако, реформа может пойти за счет людей - путем оптимизация бюджетных  расходов, прежде всего, на социальную сферу.  Это сопоставимо с неоднозначностью последствий перехода на 100%-ный уровень  оплаты коммунальных: с одной стороны, установление рыночных отношений позволит  обеспечить оптимальное функционирование субъектов рынка жилищно-коммунальных  услуг; с другой стороны, увеличение доли расходов в бюджете домохозяйств  приведет к снижению доли других немаловажных статей расходов (питание,  непродовольственные товары).
  Республика  несет значительные затраты на жилищно-коммунальное хозяйство и колоссальные  расходы на сезонный завоз топливно-энергетических ресурсов.
  Но  нашу жизнь представляют такой благостной. Если бы у нас климат был иной и не  несли бы таких расходов на отопление, то действительно жизнь была бы намного  благополучнее. И уровень социально-экономического развития, в том числе  благосостояния населения, был бы на несколько порядков выше.
  А  может быть – благосостояние только избранных, так что отдельные граждане Якутии  заняли бы верхние строчки списка богатейших людей мира журнала «Forbes»,  возможно подвинув даже арабских шейхов, аристократичных диамантеров, российских  олигархов,  звезд мирового шоу-бизнеса и  самого Билла Гейтса. Это стало бы предметом определенной специфической гордости  якутян и в какой-то мере отразилось бы на имидже республики. 
  Картина  «богатства» северных регионов дополняется характеристиками  общественно-политического положения. Настолько правдоподобными выглядят  творческие изыски московских аналитиков о якутских сепаратистах, сочувствующих  участникам национально-освободительного движения Ичкерии и готовящихся к  вооруженному конфликту с федеральной властью, что хочется их пригласить дать  «консультации» по разработке тактики ведения боевых действий в наших условиях.  Думается, эти «консультации» обошлись бы только поеданием традиционных  деликатесов, выпиванием за здравие и извинениями со словами «Извините, у нас  работа такая. Деньги будут, заходите – и вас пропиарим». 
  Это  где-нибудь на ближнем востоке в зоне арабо-израильского конфликта можно сутками  и неделями под открытым небом проводить манифестации протеста против очередного  ненавистного режима. В наших условиях эту «проблему» мог бы решить не только  главнокомандующий, приняв решение о начале контртеррористической операции по  восстановлению конституционного порядка на территории республики и уничтожению  «незаконных вооруженных формирований», но и гражданский человек – бывший глава  РАО «ЕЭС России» А.Б. Чубайс, ограничив энергоснабжение объектов  жизнеобеспечения.
  Ход последней предвыборной  компании показал то, что определенные моменты информационной пропаганды  не могли быть продуктом творческого труда  московских политологов, а являются результатами «слива» информации  доброжелателями, бывшими и настоящими политическими деятелями республики,  действующими по принципу «свой – среди чужих, чужой – среди своих». Действия некоторых «патриотов» можно сопоставить с позицией бывшего  сотрудника внутренних дел, работавшего по экономическому направлению и после  увольнения занявшегося защитой интересов бывших объектов своей деятельности на  основе использования  служебной  информации и знания «узких мест» оперативно-следственной деятельности.
  Затяжная  эпопея по защите интересов в АК «Алроса» также подтвердила разобщенность  действий и отсутствие консолидирующего начала. Яркими и заслуживающими уважения  были только действия отдельных  политиков  и общественных деятелей. Но их накрыла волна безразличия и равнодушия своих же  коллег к судьбе республики. Конечно,  часть искренне хотела решения в пользу федерального центра, но часть,  безропотно подчинившихся и безвольно  поддержавших принятые решения, сделали это из чувства самосохранения:  сотрудники исполнительной власти из помыслов – «могут сделать соответствующие  оргвыводы о благонадежности», а депутатского корпуса – «скоро выборы, а мест на  всех не хватит - списки партии власти не резиновые, так же как в час пик  советские автобусы».
  Кастинг во власть, как  исполнительную так и законодательную, будет на уровне отбора в космонавты или  типажей для легендарных римейков, типа   «Джеймс Бонд» или «Супермен», одно участие в которых  может обеспечить безбедную жизнь на  длительное время.
  А  некоторые деятели вообще перешли на противоположную сторону. Например, бывший  член Правительства РС(Я), бывший министр экономического развития РС(Я) Данилов  В.Д., непосредственно занимавшийся разработкой основных направлений  социально-экономического развития республики, в том числе мер по обеспечению  экономической безопасности и финансовой автономности, и входивший в круг лиц,  осведомленных практически по всем стратегическим вопросам развития республики,  в 2003 году стал руководителем территориального управления Федерального  агентства по управлению федеральным имуществом по РС(Я), осуществляющим функции  в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера,  в сфере управления имуществом РФ, в том числе АК «Алроса», и являющегося  уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. То есть о занятии  Даниловым В.Д. принципиальной позиции защиты интересов республики в АК «Алроса»  никакой речи и не могло идти. Малейшее содействие местным властям было бы  расценено как нарушение субординации и невыполнения должностных обязанностей со  всеми вытекающими последствиями.
  Неоднозначной  является его деятельность на предыдущих постах. Одной из его основных миссий на  посту министра считалось решение вопроса по восстановлению районного  коэффициента 1,7 к пенсиям северян. Бывший министр экономического развития  РС(Я) выступил в благородной роли этакого «посланца мира», представив по  доверенности интересы жительницы Нерюнгри. Однако Верховный суд России не  поддержал решения нижестоящих судов Якутии об удовлетворении исков пенсионеров  о применении районного коэффициента 1,7 и заморозил размер пенсии. Таким  образом, его миссия стала невыполнимой и обещания лопнули как мыльный пузырь.  Именно в период его работы в  Пенсионном  фонде России по Якутии возбуждались ряд уголовных дел по фактам финансовых  махинаций, что само по себе является вопиющим и кощунственным, так как объектом  становились самые беззащитные – люди преклонного возраста.
  Его  провальная попытка стать депутатом городского собрания является доказательством  того, что горожанам нужны люди, принесшие реальную пользу конкретным людям, а  не конъюнктурщики, закладывающие в основу своей деятельности дешевый популизм и  демагогию. 
  Именно на подобных людей,  которые обладают определенным интеллектуальным и  профессионально-квалификационным потенциалом, опирается  федеральная власть, умело играя на  разобщенности и внутренних конфликтах в регионах. Вместо того, чтобы  использовать свой ресурс на защиту интересов родной республики, они, в силу  специфических черт характера, принимают сторону сильных мира сего, проявляя  малодушие и демонстрируя глубину нравственного падения.
  В целом характерным для  сотрудников министерства экономического развития и торговли является  злоупотребление служебными полномочиями и криминальная сущность их фактической  деятельности, что подтверждает факт вымогательства взятки за предоставление  лицензии на панты и бой рогов и ареста руководителя представительства  министерства экономического развития и торговли России в Якутии.
  Таким  образом, непосредственными исполнителями федеральной политики будут не  ненавистные федералы, а собственные ренегаты и перебежчики, численность которых  прямо пропорциональна потенциальным материальным и нематериальным выгодам.


Category: Нууччалыы | Added by: uhhan (2008-08-04)
Views: 2180 | Rating: 5.0/1 |
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Login form
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 3
Ыалдьыттар (гостей): 3
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2024