ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ Политическое руководство и общественность республики станет объектами манипулирования крупных федеральных политических сил: первые – в руках федеральных органов власти, вторые - федеральных оппозиционных течений. Ситуация будет неконтролируема изнутри региона. Все негативное будет названо издержками политического процесса. Относительно стабильная обстановка в республике станет «разменной монетой» в большой федеральной политической игре, в результате которой не выиграет ни руководство, ни народ республики. Для федералов это будет лишь «разминкой» и экспериментом по обкатке политических технологий. Такой исход будет результатом отсутствия честного и конструктивного диалога между властью и народом. При отсутствии поддержки населением государственной политики идеологический вакуум заполнится оппозиционными течениями, от открыто антигосударственных до умеренно конструктивных. Усилия властей по консолидации общественности ни к чему не приведут. Ситуацию можно сопоставить с таким примером. Если в республике осталось бы единственное бюджетообразующее предприятие (местный оператор мобильной связи) - руководство республики обратилось бы с обращением к гражданам республики с просьбой пользоваться услугами местного оператора. В условиях прагматичной ориентации и предоставления федеральными операторами более выгодных условий пользователи услуг ни за что бы не променяли более высокие потребительские свойства на осознание гражданской ответственности. Республика находится на пороге коллапса во взаимоотношениях и необратимых изменений в общественно-политической обстановке. Штыров не использовал последнюю возможность оправдать надежды граждан на основе выданного в 2002 году кредита доверия. Проигнорировав меру социальной ответственности Штыров сам заложил под себя мину. Все негативные результаты (экологический урон, непредвиденные издержки и так далее) федеральными исполнителями будут возложены на руководителя республики и прокомментированы примерно так: «Эту схему не мы придумали. Основным автором концептуальной идеи был ваш президент – вот и идите со своими претензиями к нему». И они будут правы. Это окончательно вобьет клин в отношениях власти и народа. Это сопоставимо с тем, что после начала боевых действий в чеченской республике даже лояльные российской власти граждане, в том числе представители сугубо мирных профессий (учителя, врачи и другие), окончательно утратили веру в справедливость федеральной политики, что выразилось во всемерной поддержке вооруженных формирований (от морально-психологического сочувствия до вступления в их ряды). Штыров утратил почти всех последних сочувствующих сторонников. Более того, это может стать причиной рассмотрения вопроса о целесообразности назначения руководителем знающего местные реалии уроженца республики на основании якобы наличия «недоработок» и провала реализации задач социально-экономического развития федерального уровня под руководством местных и необходимости назначения кремлевского ставленника, замкнувшего бы все нити власти и финансовые потоки на столице страны. В более худшем случае, возможны инициация процедуры банкротства региона (когда все активы, по заветам А.Л. Кудрина, будут проданы, платежный баланс станет отрицательным – что нельзя исключать с учетом нестабильности мировой экономики и внутренних дестабилизирующих факторов), назначение внешнего управляющего (по типу кризисного управляющего на предприятии) и введение прямого президентского правления. Тогда уже точно не будет смысла пикетировать дом правительства и митинговать, останется лишь – писать письма в столицу и международные организации. С учетом политики укрупнения регионов мы можем оказаться частью, например, Забайкальского края; как в старые времена входили в состав иркутской губернии. Ностальгическими и упоительными станут воспоминания о значительных темпах роста в ЯАССР. Вспомнив историю, останется лишь уповать на личностные характеристики губернатора, как в 19 и начале 20 веков на места приходили достойные представители русской интеллегенции. В тоже время становление руководителями регионов так называемых олигархов имеет положительные моменты, например назначение Р.А.Абрамовича губернатором Чукотского АО. С одной стороны, незнание им языка и культуры обуславливает отчужденность от чаяний народа, но с другой стороны – он пришел не с «пустыми руками», что большой плюс. Роман Аркадьевич может пользоваться заслуженным уважением у местного населения как губернатор, добившийся без особо амбициозных деклараций увеличения объема валового регионального продукта в 2005 году по отношению к 2000 году в 5 раз и объема поступлений налоговых сборов и платежей во все уровни бюджетной системы Российской Федерации в 2004 году по сравнению с 2000 годом в 38 раз, ежегодного роста объема ВРП за счет увеличения физических объемов производства продукции. Таким образом, по степени исполнения основных задач социально-экономического развития Роман Аркадьевич Абрамович может конкурировать с бывшим Президентом РФ Путиным. Но на все субъекты Абрамовичей не хватит, некоторые выгодные потенциальные «губернаторы-спонсоры» находятся в местах лишения свободы, как декабристы в ссылке пострадав за либеральные идеи. В таком случае имеет смысл рассмотреть возможность импорта «губернаторов-спонсоров» из-за рубежа, т.е. возможность назначения на должность руководителями субъектов лиц с двойным гражданством нероссийского происхождения. Осталось бы подобрать подходящую кандидатуру и вступить в переговоры, обнажив все конкурентные преимущества региона. В зависимости от предпочтений людей можно было бы определить вектор развития республики. Например, жизнь под руководством Билла Гейтса указало бы на возможность технологического прорыва и создания «силиконовой долины»; Уго Чавеса – откровенное уличение с трибуны ООН Президента США в таких пороках, как алкоголизм и сатанизм, позволяет надеяться на открытый и правдивый диалог с народом прямо перед домом правительства №1; Никки Оппенгеймера - перевод части обрабатывающих линий к нам, создание замкнутой цепи добычи и обработки алмазов, «он-лайновой» алмазной биржи; Арнольда Шварценеггера - снятие очередной серии блок-бастера «Терминатор» на якутских просторах, а кульминационных и батальных сцен - на возводимых индустриальных объектах схемы развития, что вызвало бы очередной восторг у министра культуры и массовых коммуникаций РФ А.С.Соколова подобно восхищению «Чингисханом»; Сильвестра Сталлоне – открытие сети ресторанов «Планета Голливуд» в каждом улусе и участие местных артистов в жизнеутверждающей эпопее «Рокки»; Джекки Чана – форсированное внедрение доктрины ЗОЖ и повсеместное овладевание восточными боевыми искусствами. Это, конечно, просто ироничное отступление, в реальности никто за нас не решит наши проблемы. … И ПРОШЛОЕ Уполномоченный по правам человека В.П.Лукин, присутствовавший во время венгерского бунта 1956 года против коммунистического режима, признался, что эти события были началом конца коммунистических идеалов в восточной Европе. Неприемлемость этих идей для полноценного общественного развития подтвердили события в Польше (г.Гданьск) в 1982 году, организованные движением «Солидарность». Справедливое возмущение народа доходило до физической расправы: в 1989 году был казнен румынский диктатор Николай Чаушеску. И только в 1989 году во многих странах социалистического лагеря свершились революции, приведшие к изменению общественного строя и политической системы, к ликвидации Варшавского договора, СЭВа и вообще «социалистического лагеря». Прогрессивность мышления и умение консолидироваться для открытого проявления своей гражданской позиции жителей Венгрии может быть образцом поведения человека и гражданина. Поводом для масштабных демонстраций с требованием отставки премьер-министра Ференца Дюрчани стало приведенные агентствами Reuters и BBC News слова главы правительства: "Мы напортачили. Не слегка, а серьезно. Ни одна европейская страна не делала ничего столь же тупого, как мы. Я чуть не умер, когда полтора года нам пришлось притворяться, что мы управляем. Вместо этого мы врали с утра до вечера". На пленке венгерский премьер-министр признается, что экономика страны держалась на плаву только благодаря "божественному провидению, изобилию денежной массы в мировой экономике и сотням фокусов". Многие сравнивают произошедшие в Будапеште события с восстанием 1956 года. Однако вызваны массовые выступления протеста уже не политикой советизации, а рыночными реформами, которые последовательно проводят все сменяющие друг друга правительства- либеральные, социалистические, национал-консервативные. В нашей республике все имеет вялотекущий характер, что вызвано удаленностью от центра событий и инерционностью мышления жителей. Мы вплоть до 1991 года активно проповедовали коммунистические идеалы или, по крайней мере, успешно делали вид. Демократические течения конца 80-х годов были уделом буйных романтиков неосоциалистического реализма. В 90-е годы дни конституции и суверенитета республики воспринимались нами как лишний повод для отдыха и злоупотребления спиртными напитками. По словам уполномоченного по правам человека в РС(Я) лишение граждан права голосовать «Против всех» произошло из-за пассивности избирателей, не проявивших гражданскую активность. Тоже самое и с отменой выборов глав субъектов. Когда явка избирателей не превышает трети имеющего право голоса электората, данный факт не вызывает сомнения. Это приводит к мысли, что народ находится в состоянии затяжного запоя или идеологической амнезии. Подобный правовой нигилизм напоминает ситуацию, когда смертельно больной человек, сам запустивший болезнь, был бы недоволен медициной. Окончательно веру в политический плюрализм подорвало увеличение проходного барьера для партий и установление доминирующей роли партии власти «Единая Россия». Скоро вступление в партию власти может стать более сложным нежели вступление в КПСС. Кроме положительных рекомендаций необходимо быть источником каких-либо благ. Обыденным выглядит торговля местами и вариантами голосования политическими партиями. Наглядным является факт обращения КПРФ к крупным корпорациям и отдельным олигархам с просьбой материальной поддержки, взамен предлагая включение в свои партийные списки. Ряд бизнесменов осознало, что кроме взяток должностным лица и удачи, надо иметь и возможности политического лобби. Политическое лобби предоставляет широкий спектр «услуг». После вполне официального поступления средств через общественные фонды поддержки различных партий некоторые представители власти оказывают широкий спектр «услуг» в интересах спонсоров. В случае отсутствия такового ресурса имеется опасность, что подобные меры предпримут не поскупившиеся конкуренты.
|