Геннадий Федоров Грабцевизм в цифрах В.Грабцевич в 2002 году был назначен В.Штыровым ответственным за сферу жилищно-коммунального хозяйства и энергетики – стал заместителем Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), курирующим эти отрасли. Итоги грабцевизма стали катастрофическими для Якутии. Система жизнеобеспечения для Республики Саха (Якутия) с ее резко континентальным климатом крайне важна. За годы грабцевизма эта система оказалась разрушенной.
Для модернизации системы жизнеобеспечения была принята республиканская целевая программа «Реформирование и развитие жилищно-коммунального комплекса Республики Саха (Якутия)», на финансирование которой в 2002 – 2006 годах направили 10,795 миллиарда рублей. Ежегодный объем оплаты населением и предприятиями коммунальных услуг составляет около 12 миллиардов рублей, по величине поступления денег жилищно-коммунальный комплекс является третьим в Республике Саха (Якутия) после алмазодобывающего и угольного комплексов. Еще надо учесть бюджетное финансирование коммунальной отрасли (помимо финансирования по выше указанной целевой программе) ежегодно в размере 6,4 миллиардов рублей. Таким образом, за шесть лет эта жилищно-коммунальная отрасль получила свыше 120 миллиардов рублей (или 5 миллиардов долларов). За такие деньги можно было серьезно модернизировать и капитально отремонтировать объекты жилищно-коммунального хозяйства. На деле же мы видим развал жилищно-коммунального хозяйства. Основные параметры благоустроенности населения Республики Саха (Якутия) сильно отстали от среднероссийских. Так, удельный вес ветхого и аварийного жилья в жилищном фонде на начало 2008 года составляет 14,3% (среднероссийский показатель – 3%). Оборудованный водопроводом жилищный фонд составляет менее 22% (среднероссийский – 76%), оборудованный канализацией – 20% (среднероссийский – 72%). В сельских поселениях на всей территории Республики Саха (Якутия) практически полностью отсутствуют технические виды услуг (водопровод, канализация, центральное отопление, горячее водоснабжение и т.д.). Конечно, есть регионы, где ситуация в коммунальной сфере также является сложной. Но в тех регионах никто не направлял на модернизацию этой отрасли почти 120 миллиардов рублей. За годы грабцевизма модернизация оборудования в отрасли не привела к запланированному снижению износа, наоборот, износ превысил начальный уровень по ряду оборудования почти на 8%.
Очень значительное отставание наблюдается в реализации мероприятий по реформированию отрасли (в части создания товариществ собственников жилья, управляющих компаний, уровню охвата населения адресным финансированием и т.д.), по организации учета технологических процессов. Это «отставание» в реформировании отрасли нужно, чтобы финансовые потоки в жилищно-коммунальной сфере продолжали оставаться «непрозрачными». В отрасли по-прежнему низкий уровень заработной платы, невысокий образовательный уровень работников, высокая текучесть кадров. В чем причины такого явления? Стремясь монополизировать источник поступления такого огромного количества денег и самому их контролировать по своему усмотрению, В.Штыров и В.Грабцевич создали ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)», которое было образовано Указом Президента Республики Саха (Якутия) №694 от 10 января 2003 года путем присоединения действовавших в районах республики предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Стоимость основных средств ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» составила более 13,3 миллиарда рублей. Филиалы предприятия функционируют в 31 районе республики. В.Штыров и В.Грабцевич вели затяжную войну с главами Администраций Якутска и Нерюнгри с целью подмять под себя также миллиарды рублей коммунальных платежей в столице и Нерюнгри. Расходование средств ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» осуществляется под прямым контролем В.Грабцевича. Как велось это расходование – уже стало объектом нескольких уголовных дел и, надеемся, будут еще новые, более целенаправленные, расследования пока скрытых от общественности огромных злоупотреблений в этой сфере деятельности В.Штырова и В.Грабцевича, а пока рано «разглашать» тайну оперативных разработок.
Развал жилищно-коммунального хозяйства был очевиден депутатам Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутии), они в 2007 году прокатили назначение В.Грабцевича первым заместителем Председателя Правительства Республики Саха (Якутия). Но, конечно, ни В.Штыров, ни В.Грабцевич не собирались отрываться от такой многомиллиардной кормушки. В предстоящие 4 года в эту отрасль планируется влить еще 17,1 миллиард рублей для «реформирования» коммунальной сферы. И это не считая поступающих от населения и предприятий денег в оплату коммунальных услуг и текущего все растущего бюджетного финансирования, включая трансферты из федерального бюджета (в одном только 2008 году было выделено 0,378 миллиардов рублей на капитальный ремонт объектов жизнеобеспечения и снос ветхого жилья). Кто откажется от миллиардов? В.Штыров сумел продавить своего напарника. И теперь грабцевизм спешит поживиться этими миллиардами долларов, пока В.Штыров все еще находится у власти в Республике Саха (Якутия).
А ведь такое положение вещей незаконно, противоречит федеральным и республиканским законам. Федеральными законами органы местного самоуправления облечены полномочиями по организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, обслуживания жилищного фонда, но они по прихоти В.Штырова и В.Грабцевича лишены имущественного и инфраструктурного обеспечения указанной деятельности. Такое положение значительно сокращает возможности органов местного самоуправления в создании муниципальных коммунальных предприятий, что, в свою очередь, снижает возможности роста доходов муниципальных бюджетов за счет предоставления коммунальных услуг. Вступление в силу новой редакции Жилищного кодекса Российской Федерации, а также закрепление федеральным законодательством перечня полномочий местного самоуправления обусловило необходимость приведения структуры жилищно-коммунального комплекса республики в соответствие с требованиями федерального законодательства. Был принят Закон Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2007 года 438-З №891-III «О государственной программе «Реформирование и развитие жилищно-коммунального комплекса Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы». Основными задачами реформирования являются демонополизация обслуживания жилищного фонда, создание конкурентной среды, формирование рынка услуг и многообразия собственников в жилищной сфере. Ключевым мероприятием должно было стать акционирование ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)», с предварительной передачей всех его коммунальных объектов в муниципальную собственность. Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» был включен в Прогнозный план приватизации государственного имущества Республики Саха (Якутия) на 2007 год. Однако В.Штыров издал противоречащий требованиям федеральных и республиканских законов Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 20 ноября 2007 года №689, по которому ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» был включен в перечень стратегических государственных унитарных предприятий Республики Саха (Якутия), приватизация которых возможна исключительно по решению самого В.Штырова. И тем самым под контролем В.Штырова и В.Грабцевича остались огромные финансовые потоки ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)». Они не отдадут такую кормушку никому. Создание акционерных обществ в этой сфере лишит их возможности по своему усмотрению распоряжаться этими деньгами. Частники, вероятно, делились бы с ними, но это была бы уже другая система, где чиновникам пришлось бы вымогать у частников откаты. Подготовка к зимнему отопительному сезону 2008–2009 годов продолжает вскрывать проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Саха (Якутия). В настоящее время выполнено лишь 36% запланированных работ по капитальному ремонту жилищного фонда. Муниципальные образования испытывают недостаток финансовых средств для обеспечения подготовки находящихся в их ведении объектов коммунального хозяйства, поскольку государственная финансовая поддержка направляется на объекты, находящиеся в ведении ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)».
Может, в другой сфере, которую контролирует В.Грабцевич, в энергетике ситуация лучше, чем в коммунальном хозяйстве? Многие помнят страшнейшие конфузы республиканской власти во время визита Д.Медведева в Мирнинский район, когда вдруг надолго ушел свет, а также крупную аварию в энергосети Юго-Западной Якутии перед визитом курирующего промышленность и энергетику заместителя Председателя Правительства РФ И.Сечина. За 2007 год произошло 388 технологических нарушений, приведших к ограничению и полному прекращению подачи электроэнергии. Отключения в отопительный период 2007-2008 года явились причиной аварий на объектах теплоснабжения в Алданском, Томпонском, Нерюнгринском, Эвено-Бытантайском и других районах. С 1 сентября 2007 года по 25 мая 2008 года по причине отключения электроэнергии произошло 489 остановок работы котельных, вышло из строя свыше 120 единиц основного и вспомогательного оборудования. В энергосистеме Республики Саха (Якутия) износ основных производственных фондов составляет до 55%, электрических сетей – до 90%, передаточных устройств – до 70%. И все это – из-за отсутствия действенного контроля со стороны В.Грабцевича за состоянием энергетики в Республике Саха (Якутия). Есть еще одна отрасль, которую курирует В.Грабцевич – строительство. О ситуации в строительном комплексе Республики Саха (Якутия) мы еще напишем. В Якутске запуск тепла должен был бы быть завершен к 10 сентября 2008 года, но к 15 сентября тепло было подано только в 4,2% на весь жилой фонд, составляющий 1297 объектов. Это ли не издевательство над народом? В.Грабцевичу реальное состояние жизнеобеспечения населения Республики Саха (Якутия), видимо, безразлично, ведь чем больше аварий – тем больше денег можно потребовать на устранение этих аварий, а потом по своему усмотрению решать, куда и кому отдать эти деньги. Всем известно, как В.Грабцевич относится к якутам и русским. В Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) официально разбирались высказывания В.Грабцевича в адрес якутов «Еб…й якутенок». А что говорит В.Грабцевич о русских – еще не становилось предметом официальных разбирательств, поэтому пока не будем писать, чтобы не взбудоражить народ. Понятно, почему В.Грабцевичу не интересно увеличение износа коммунальных и энергетических сетей, срыв запуска тепла в столице республики. Зачем ему проблемы каких-то «еб…х якутенков» и русских, о которых В.Грабцевич выражается столь же витиевато. Для людей, подобных В.Грабцевичу, главное – другое.
Стоит ли удивляться, что многие причастные к финансовым потокам в жилищно-коммунальной сфере Республики Саха (Якутия) чиновники, бизнесмены обзавелись элитным жильем в Якутске, Москве и даже за рубежом, а также автомобилями престижных моделей? Их дети и близкие родственники также живут в роскошных квартирах и коттеджах, рассекают на джипах. А ведь это – только мелкие чиновники и подрядчики. Источник грабцевизма – свыше 120 миллиардов рублей с 2002 года, практически впустую вылитые в коммунальную дыру. Из этих 5 миллиардов долларов до простых тружеников комплекса, до строителей и ремонтников дошли только жалкие крохи. Грабцевизму должен быть положен конец! Но не будем забывать, что грабцевизм – лишь малая часть прогнившей системы штыровщины. Чтобы положить конец грабцевизму, сначала надо выкорчевать штыровщину.
|