Бу сир талбата (меню)
Catalog categories
Уххан туһунан [2]
Нууччалыы [144]
Сахалыы [31]
Main » Articles » Ыалдьыттар » Нууччалыы

Приложение к пост. Ил Тумэн от 2 ноября 2006 года ГС № 1835-III

г.Якутск                                                                                            30  октября 2006 года

Заслушав и обсудив доклады министра промышленности Республики Саха  (Якутия) А.А.Стручкова, председателя экспертной комиссии общественной  экологической экспертизы материалов оценки воздействия на окружающую среду в  составе технико-экономического обоснования (проекта) «Расширение трубопроводной  системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» А.И.Чомчоева, председателя постоянного  комитета Государственного Собрания                (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по природным ресурсам,  природопользованию и экологии А.С.Антонова, выступления народных депутатов  Республики Саха (Якутия),                   глав муниципальных образований улусов (районов), представителей  министерств, ведомств, общественных экологических организаций, научных  институтов, участники парламентских слушаний отмечают следующее.
  Поводом для рассмотрения на парламентских  слушаниях итогов общественных слушаний по обсуждению материалов оценки  воздействия на окружающую среду в составе технико-экономического обоснования  (проекта) «Расширение трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан»  на территории Республики Саха (Якутия)»                             (далее – материалы  ОВОС) послужили неоднократные обращения общественных экологических организаций  к Президенту Российской Федерации В.В.Путину, Председателю Правительства  Российской Федерации М.Е.Фрадкову, Президенту Республики Саха (Якутия)  В.А.Штырову, Председателю Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха  (Якутия) Н.С.Тимофееву.
  В соответствии с решением о переносе участка нефтепроводной системы  «Восточная Сибирь – Тихий океан» за пределы водосборной территории озера  Байкал, принятым по итогам совещания, состоявшегося 26 апреля 2006 года в  городе Томске под председательством Президента Российской Федерации В.В.Путина  и посвященного вопросам социально-экономического развития субъектов Российской  Федерации Сибирского федерального округа, «северный» маршрут трубопровода,  который рассматривался как самостоятельный объект, получил название «Расширение  трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан».
  Заказчиком объекта «Расширение трубопроводной системы «Восточная Сибирь –  Тихий океан» является ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти  «Транснефть»                                    (далее – ОАО «АК «Транснефть»). Рассмотрев различные варианты маршрута  трубопровода, заказчик указанного объекта предложил следующий маршрут: район  города Усть-Кута Иркутской области – левый берег реки Лены – Талаканское  нефтегазоконденсатное месторождение – город Ленск – город Олекминск – город  Алдан – город Нерюнгри –                   город Тында.
  29 мая 2006 года в городе Якутске состоялось обсуждение Декларации о  намерениях строительства объекта «Расширение трубопроводной системы «Восточная  Сибирь – Тихий океан» (далее – Декларация). Декларация получила одобрение  Правительства Республики Саха (Якутия).
  Презентация Декларации состоялась в четырех районах (Алданском, Ленском,  Нерюнгринском, Олекминском) Республики Саха (Якутия), на территории которых  планируется строительство указанного объекта. Декларация также получила  одобрение.
  13 июня 2006 года Общественно-консультативный совет при Президенте  Республики Саха (Якутия) одобрил прохождение трубопровода по территории  Республики Саха (Якутия).
  Строительство объекта «Расширение трубопроводной системы «Восточная                     Сибирь – Тихий океан»  состоит из трех этапов:
  первый этап – «Усть-Кут – Талаканское нефтегазоконденсатное  месторождение»;
  второй этап – «Тында – Алдан»;
  третий этап – «Талаканское нефтегазоконденсатное месторождение – Алдан».
  14 июля, 22 августа, 3 октября 2006 года в городах Якутске, Ленске,  Алдане, Нерюнгри, Олекминске прошли общественные слушания по материалам  ОВОС                         (далее –  общественные слушания). Участники общественных слушаний протокольно одобрили представленные  на обсуждение материалы. Заказчику, проектировщикам и генеральному подрядчику  указанного объекта было задано множество принципиальных вопросов. Кроме того,  поступило большое количество предложений к материалам ОВОС, которые должны быть  учтены до представления указанных материалов на государственную экологическую  экспертизу.
  В ходе подготовки общественных  слушаний на имя Президента Республики Саха (Якутия) В.А.Штырова и Председателя  Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Н.С.Тимофеева  поступили два письма (от 4 и 13 июля 2006 года). В этих письмах отдельные  общественные экологические организации Республики Саха (Якутия) выразили  недовольство процедурой подготовки к общественным слушаниям, потребовали  соблюдения природоохранного законодательства, предложили ряд технических  условий и экономические механизмы для возмещения экологических, социальных  потерь жителям Республики Саха (Якутия).
  После проведения 14 июля 2006  года в городе Якутске общественных слушаний                   17 июля 2006 года от имени  общественных экологических организаций – участников общественных слушаний было  направлено обращение в адрес Президента Российской Федерации В.В.Путина и  Председателя Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадкова по вопросу  нарушения заказчиком в лице ОАО «АК «Транснефть» Федерального закона                  от 23 ноября 1995 года №  174-ФЗ «Об экологической экспертизе», а также требований                   пунктов 2,6 и 4.9 Положения  об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на  окружающую среду в Российской Федерации (далее – Положение) при проведении  общественных слушаний.
  18 августа 2006 года Председатель  Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Н.С.Тимофеев в  целях обеспечения соблюдения экологического законодательства и защиты интересов  населения Республики Саха (Якутия) подписал распоряжение № 289 «Об участии  Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в мероприятиях по  обеспечению соблюдения экологического законодательства при проектировании и строительстве  трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» на территории  Республики Саха (Якутия)», для исполнения которого была создана рабочая группа  из числа народных депутатов Республики Саха (Якутия).
  5 октября 2006 года представитель  общественности – член президиума заседания общественных слушаний А.И.Чомчоев и  председатель Якутского регионального отделения Всероссийского общества охраны  природы У.А.Яковлева по итогам проведения общественных слушаний в городе  Якутске направили открытое письмо в адрес Председателя Правительства Российской  Федерации М.Е.Фрадкова, в котором отмечались факты грубого нарушения прав  граждан на достоверную информацию, несоблюдения требований Положения при  разработке материалов ОВОС и проведении общественных слушаний, а также  подписания протокола общественных слушаний без учета позиции общественности и  выражена просьба вернуть материалы ОВОС на доработку.
  16 октября 2006 года экспертная комиссия государственной экологической  экспертизы, образованная в соответствии с приказом Федеральной службы по  экологическому, технологическому и атомному надзору Министерства природных  ресурсов Российской Федерации от 22 сентября 2006 года № 851, рассмотрев  материалы ОВОС по первому этапу строительства указанного объекта, отметила, что  данные материалы по объему и содержанию соответствуют требованиям нормативных  правовых актов по вопросам охраны окружающей среды, воздействие на окружающую  среду, предусмотренное при строительстве и последующей эксплуатации  трубопроводной системы, на первом этапе допустимо, реализация объекта  экспертизы возможна.
  18 октября 2006 года экспертная комиссия общественной экологической  экспертизы,  зарегистрированная  муниципальным образованием «Городской округ Якутск» от 10 октября 2006 года №  2581, рассмотрев материалы ОВОС по первому этапу строительства указанного  объекта, отклонила данные материалы.
  18 октября 2006 года на имя природоохранного прокурора по Республике Саха  (Якутия) Г.А.Готовцева поступило заявление от имени общественных экологических  организаций о принятии мер в отношении ОАО «АК «Транснефть» за нарушение  требований Положения при разработке материалов ОВОС и проведении общественных  слушаний.
  Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и  атомному надзору Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 27  октября 2006 года № 909 утверждено заключение экспертной комиссии  государственной экологической экспертизы материалов технико-экономического  обоснования (проекта) «Расширение трубопроводной системы «Восточная Сибирь –  Тихий океан». 1 этап. Усть-Кут – Талаканское месторождение».
  С целью ознакомления с протоколами общественных слушаний, изучения  предложений, поступивших от администраций муниципальных районов и сельских  поселений, на территории которых планируется строительство указанного объекта,  от общественных, экологических и научных организаций, коренных малочисленных  народов Севера, оленеводов, рабочая группа Государственного Собрания (Ил Тумэн)  Республики Саха (Якутия) и члены экспертной комиссии общественной экологической  экспертизы побывали в населенных пунктах четырех районов, на территории которых  планируется строительство указанного объекта: селах Абага, Нюрюктяй I-II, Токко, городе Олекминске  Олекминского района; селе Беченча, городе Ленске Ленского района; поселке  Хатыстыр Алданского района; поселке Беркакит, селе Иенгра Нерюнгринского  района. Села Хатыстыр, Токко, Иенгра являются местами компактного проживания  коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными видами  хозяйственной деятельности (оленеводством, охотой).
  По итогам общественных слушаний,  изучения предложений, поступивших от администраций муниципальных районов и  сельских поселений, на территории которых планируется строительство указанного  объекта, от общественных, экологических и научных организаций, коренных  малочисленных народов Севера, оленеводов, участники парламентских слушаний констатируют:
  1) понимание населением  Республики Саха (Якутия) важности строительства указанного объекта для  экономики региона;
  2) обеспокоенность сроками ввода  в эксплуатацию в конце 2008 года первого пускового комплекса нефтепроводной  системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» на участке «Тайшет – Сковородино» без  проведения достоверных изыскательских работ, что может отразиться на качестве  проектирования, а также принятием непроработанных технических решений,  недостаточным учетом региональных особенностей, что может привести к увеличению  вероятности аварий и технологических срывов;
  3) обеспокоенность населения  Республики Саха (Якутия) экологическим состоянием одной из крупнейших рек мира  – реки Лены;
  4) недостаточное участие  региональных научных и проектных институтов в проектировании указанного  объекта, а также в проведении государственной экологической экспертизы  материалов ОВОС;
  5) несогласие общественности с расчетными показателями  компенсационных выплат, оценкой затрат на природоохранные мероприятия,  платежами за загрязнение окружающей среды в период строительства и эксплуатации  указанного объекта;
  6) отсутствие комплексного  подхода к возмещению ущерба, нанесенного исконной среде обитания коренных  малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными видами хозяйственной  деятельности;
  7) постановку населением  Республики Саха (Якутия) вопроса о выплате денежных компенсаций на  социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия) за техногенное  воздействие на окружающую среду и за риски ее ухудшения.
  В целях соблюдения  природоохранного законодательства и защиты интересов населения Республики Саха  (Якутия) при строительстве и эксплуатации на территории Республики Саха  (Якутия) объекта «Расширение трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий  океан» участники парламентских слушаний рекомендуют:

 

     
  1. Президенту Республики Саха (Якутия):

1) провести консультации  (переговоры) с руководством ОАО «АК «Транснефть» о пересмотре сроков ввода в  эксплуатацию первого пускового комплекса нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» на участке «Тайшет – Сковородино»  и обратиться по данному вопросу к Президенту Российской Федерации В.В.Путину;
  2) создать при Президенте  Республики Саха (Якутия) научно-технический совет по контролю за строительством  и эксплуатацией указанного объекта;
  3) обратиться к  Правительству Российской Федерации, руководству ОАО «Газпром» с предложением  рассмотреть вопрос о прохождении магистрального газопровода от нефтегазовых  месторождений Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) по маршруту  указанного объекта;
  4) представлять  Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) кандидатуру для  дачи согласия на назначение на должность министра охраны природы Республики  Саха (Якутия).

     
  1. Правительству Республики Саха (Якутия)  (Е.А.Борисов):

1) в первом полугодии 2007 года  организовать совместно с Институтом проблем нефти и газа Сибирского отделения  Российской академии наук всероссийскую                                     научно-практическую конференцию по вопросу безопасности строительства и  эксплуатации нефтепроводов и влияния их на окружающую среду;
  2) рассмотреть вопрос о  размещении целевого заказа на исполнение Институтом прикладной экологии Севера  Академии наук Республики Саха (Якутия) и Институтом региональной экономики  Академии наук Республики Саха (Якутия) научно-технической продукции на  следующие темы:
  а) методика расчета ущерба,  наносимого окружающей среде при осуществлении реализации нефтяных проектов;
  б) экономическая оценка  земель, являющихся исконной средой обитания коренных малочисленных народов  Севера;
  в) методика определения  ущерба, нанесенного исконной среде обитания и традиционному образу жизни  коренных малочисленных народов Севера деятельностью промышленных компаний, а  также порядок возмещения данного ущерба;
  г) разработка технологии  рекультивации нефтезагрязненных земель при   использовании аборигенных углеводородокисляющих микроорганизмов на  примере аварийного участка нефтепровода «Талакан – Витим»;
  д) методика эколого-экономической оценки последствий  строительства и эксплуатации на территории Республики Саха (Якутия) участка  нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан»;
  3) провести совместно с  Институтом коренных малочисленных народов Севера Академии наук Республики Саха  (Якутия), а также с привлечением Ассоциации коренных малочисленных народов  Севера Республики Саха (Якутия), Ассоциации «Оленеводы мира» этнологическую  экспертизу для выявления степени воздействия указанного объекта на окружающую  среду и традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера;
  4) провести комплексный  мониторинг состояния окружающей среды и здоровья населения Южной Якутии с целью  фиксирования начального состояния для последующего экологического и  медицинского контроля;
  5) заключить с ООО  «Востокнефтепровод» специальное соглашение о трудоустройстве населения в период  строительства указанного объекта, а также о подготовке кадров и трудоустройстве  населения в период его эксплуатации;
  6) активизировать с  Министерством природных ресурсов Российской Федерации работу по ускорению  проведения аукционов по нефтегазовым месторождениям Республики Саха (Якутия) с  целью опережающей подготовки участков и увеличения геологоразведочных работ за  счет средств владельцев лицензий;
  7) ускорить разработку  проекта закона Республики Саха (Якутия) о нефти и газе, при этом предусмотреть  конкретные механизмы участия нефтегазовых компаний в                     социально-экономическом  развитии Республики Саха (Якутия) и муниципальных образований Республики Саха  (Якутия), а также выплаты денежных компенсаций за ущерб, нанесенный окружающей  среде;
  8) поставить перед  руководством ОАО «АК «Транснефть» вопрос о регистрации юридического адреса ООО  «Востокнефтепровод» в городе Якутске;
  9) рассмотреть вопрос о  сохранении землям, предназначенным для эксплуатации указанного объекта, статуса  земель промышленности без обратного перевода их в земли лесного фонда;
  10) изучить бюджетную и  социальную эффективность строительства и эксплуатации указанного объекта для  каждого муниципального образования и для Республики Саха (Якутия) в целом, а  также обеспечить население достоверной информацией по данному вопросу;
  11) разработать совместно с Якутским государственным  университетом                                имени М.К.Аммосова нормативный документ «Территориальные  строительные нормы Якутии. Определение основных гидрологических характеристик»,  учитывающий специфику гидрологического режима рек Якутии.
  3. Государственному  Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (Н.С.Тимофеев):
  1) предусмотреть в государственном  бюджете Республики Саха (Якутия) на 2007 год средства на реализацию законов  Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2005 года                         251-З № 509-III «Об экологическом мониторинге» и от  27 января 2005 года 205-З № 415-III «Об экологическом образовании и просвещении»;
  2) обратиться к Государственной Думе  Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой рассмотреть следующие  вопросы:
  а) о гарантиях прав коренных  малочисленных народов Севера на традиционное природопользование (в том числе в  рамках подготовки новой редакции Лесного кодекса Российской Федерации);
  б) об этнологической экспертизе;
  в) об обеспечении в договорах  (лицензионных соглашениях) прав коренных малочисленных народов Севера на  компенсацию и возмещение ущерба при осуществлении геологоразведочных работ и  работ по обустройству и эксплуатации месторождений полезных ископаемых в местах  их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности (в рамках  подготовки новой редакции Федерального закона «О недрах»);
  3) инициировать подготовку проектов  законов Республики Саха (Якутия) «О защите прав коренных малочисленных народов  Севера в Республике Саха (Якутия)» и «Об особом режиме земель, используемых  коренными малочисленными народами в Республике Саха (Якутия)»;
  4) провести в первом полугодии 2007  года парламентские слушания на тему: «О мерах по защите интересов коренных  малочисленных народов Севера при строительстве и эксплуатации объекта  «Расширение трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан»;
  5) создать парламентскую комиссию по  изучению вопроса о переводе в межселенные территории части территорий сельских  поселений в Алданском, Ленском, Мирнинском и Нерюнгринском районах;
  6) осуществлять постоянный контроль  за соблюдением природоохранного законодательства при строительстве и  эксплуатации указанного объекта, а также обеспечить население достоверной  информацией по данному вопросу.

4.  Прокуратуре Республике Саха (Якутия) ускорить расследование по заявлению              ООО «Общественный экологический  центр Республики Саха (Якутия)» о нарушении статьи 3 Федерального закона от 23  ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и пунктов 1.5, 1.6,  2.3, 2.4 и 4.9 Положения при разработке материалов ОВОС и проведении  общественных слушаний.
  5. Главам  муниципальных образований «Алданский район», «Ленский район», «Нерюнгринский  район», «Олекминский район»:
  1) в целях  проведения единой политики в интересах населения создать ассоциацию четырех  районов Республики Саха (Якутия) и тех районов субъектов Российской Федерации,  на территории которых планируется строительство указанного объекта;
  2) поставить перед ООО  «Востокнефтепровод» вопрос о его участии в                      социально-экономическом развитии  четырех районов Республики Саха (Якутия), на территории которых планируется  строительство указанного объекта, осуществляемом на основании заключения  долгосрочных договоров.
  6.  Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия):
  1) до согласования отвода  земель под строительство указанного  объекта провести консультации с родовыми общинами  коренных малочисленных народов Севера, на территории которых планируется  данное строительство, с целью выработки единой  политики по этому вопросу;
  2) разработать типовое  соглашение между родовыми общинами коренных малочисленных народов Севера и ООО  «Востокнефтепровод»;
  3) изучить опыт  взаимоотношений коренных малочисленных народов Аляски и Канады с предприятиями  по добыче и транспортировке нефти.
  7.  ОАО «АК «Транснефть», ООО «Востокнефтепровод», ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт  по строительству и эксплуатации трубопроводов, объектов  топливно-энергетического комплекса», ЗАО «Проектный институт реконструкции и  строительства объектов нефти и газа»:
  1) с целью обеспечения  экологической безопасности населения на случай возникновения аварийной ситуации  на трубопроводе предусмотреть на этапе рабочего проектирования строительство  очистных сооружений для обеспечения населенных пунктов Республики Саха  (Якутия), расположенных по маршруту строительства нефтепроводной системы  «Восточная Сибирь – Тихий океан», питьевой водой, отвечающей требованиям  санитарно-гигиенических норм;
  2) использовать  экологическую лабораторию, имеющуюся в городе Ленске, для осуществления  ведомственного экологического мониторинга окружающей среды Ленского и  прилегающих к нему районов;
  3) обратить особо  внимание на место и метод прокладки трубопровода через реку Лену. При этом учесть  следующее:
  а) заявленный участок  перехода трубопровода через реку Лену пересекает активный Бирюкский разлом, где  зафиксировано 8-10 эпицентров слабых землетрясений силой до 4 баллов;
  б) необходимость  проведения дополнительного изучения сейсмичности, палеосейсмодислокаций, а  также эпицентральных зон, произошедших вблизи трассы землетрясений и в его  ближней, 110-километровой, зоне;
  в) на заявленном участке  перехода трубопровода через реку Лену периодически наблюдаются ледяные заторы  высотой до 12 метров  и длиной до 100   километров;
  г) заявленный участок  перехода трубопровода через реку Лену подвержен карстовым процессам;
  4) предусмотреть  мониторинг сейсмичности трассы трубопровода во время строительства и  эксплуатации указанного объекта, при этом:
  а) вести расчет сейсмичности  территории, по которой планируется строительство указанного объекта, по карте  ОСР – 97 (С) (карте общего сейсмического районирования);
  б) для уточнения  исходного сейсмического балла на западном участке трассы                 Витим – Олекминск  развернуть три сейсмические станции (в поселке Витим, городах Ленске и  Олекминске);
  в) тщательно изучить  участок пересечения трубопроводом реки Меличан (правого притока реки Бирюк),  где в 1974 году произошло землетрясение силой 6 баллов, так как есть опасность  прохождения трубопровода через эпицентр или вблизи него;
  г) проводить изучение  активных разломов на глубине всей земной коры, так как гипоцентры сильных и  катастрофических землетрясений расположены на                             глубине 8-40 километров;  
  5) изменить маршрут  трубопровода, продлив его в следующем направлении: левый берег реки Лены – поселок  Малыкан или поселок Исить – переход через реку  Лену –                город Алдан (обогнув при этом верховье реки Буотама);
  6) зарегистрировать  юридический адрес ООО «Востокнефтепровод» в городе Якутске, поскольку  значительная часть трубопровода пройдет по территории Республики Саха (Якутия);
  7) провести в полном  объеме изыскательские работы на указанном объекте;
  8) при рабочем проектировании  указанного объекта учесть механизм страхования от чрезвычайных ситуаций;
  9) при окончательном составлении  раздела «Охрана поверхностных вод» материалов ОВОС руководствоваться  положениями Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 года № 74-ФЗ.

Category: Нууччалыы | Added by: uhhan (2007-09-18)
Views: 2025 | Rating: 0.0/0 |
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Login form
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 1
Ыалдьыттар (гостей): 1
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2024