Президенту Российской Федерации В.В.Путину. Председателю Правительства Российской Федерации
М.Е.Фрадкову.
О проектировании строительства нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий Океан (ВС-ТО) через территорию Республики Саха (Якутия).
Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемый Михаил Ефимович! Мы поддерживаем Ваши усилия по превращению нашей многонациональной России в великую энергетическую державу. В современных условиях Россия только за счет рационального использования своих энергоресурсов способна достичь высокого уровня жизни для своих граждан. При этом необходимо отметить, что только при неукоснительном выполнении всеми гражданами, чиновниками и представителями бизнеса федеральных законов можно победить коррупцию и решить социально-экономические проблемы страны. К сожалению, не все понимают важность данной задачи. Мы, общественность города Якутска, во время состоявшихся 14 июля 2006 года Общественных слушаний (далее-слушаний), организованных Правительством Республики Саха (Якутия) и заказчиком (ОАО АК "Транснефть") по материалам Оценки воздействий на окружающую среду (ОВОС) в составе ТЭО «Расширение трубопроводной системы» ВС-ТО на этапе "Усть-Кут-Талаканское месторождение" (I-й этап), стали свидетелями того, что ОАО "Транснефть" и руководство Республики Саха (Якутия) игнорируют и не выполняют федеральные законы по непонятным причинам. Как известно, в связи с принятием Вами в Томске решения об изменении маршрута ВС-ТО, ОАО "Транснефть" разрабатывает новый северный вариант проекта строительства. С первых дней работы представителей "Транснефти" в республике, общественными и экологическими организациями Якутии были установлены нарушения требований федеральных природоохранных законов (прилагаются) и нарушения прав граждан России получать полную и достоверную информацию о реализации проекта ВС-ТО со стороны "Транснефти". В нарушение ФЗ «О государственной экологической экспертизе» НК ОАО «Транснефть» начала реализацию проекта, разбив его на отдельные участки, представляя на общественные обсуждения разрозненные документы, вводя в заблуждение представителей государственных структур и общественность республики. В целях возвращения процесса реализации проекта при обсуждении ОВОС в законное русло, мы до проведения слушаний несколько раз обращались к Президенту Республики Саха (Якутия) В.А.Штырову. Однако со стороны государственных структур не было принято мер, и Заказчик продолжает нарушать федеральные природоохранные законы. Об этом официально было заявлено нами в ходе Общественных слушаний (прилагается выступление А.Чомчоева). Также в начале слушаний протокольно было отмечено о неправомочности Заказчиком получения подписей в ходе регистрации участников слушаний, чтобы не допустить фальсификации Протокола по результатам самих слушаний. В ходе слушаний преобладающим большинством участников было отмечено, что при разработке ОВОС строительства трубопровода ВС-ТО через территорию Якутии не учтены особенности природных условий республики: глубокое пролегание, до 1500 метров вечной мерзлоты, особо низкие температуры в зимнее время (ниже -50 градусов по Цельсию), сейсмически активные зоны, девственность и высокая уязвимость природной среды на территории Якутии, традиционный и исторический опыт малочисленных народов Севера, местных жителей, использующих земельные, лесные и водные ресурсы, а также животный мир для выживания в сложившихся социально-экономических условиях. Также проектантами не представлены альтернативные варианты транспортировки нефти, как требуется по процедуре ОВОС. В случае аварии нефтепровода в бассейне реки Лена, одной из 10 крупнейших рек планеты, носителя 40% пресной воды России, при слабом учете всех предполагаемых рисков при эксплуатации нефтепровода, последствия, при нынешнем мировом дефиците питьевой воды, будут иметь глобальный масштаб. Кроме того, загрязнение может достичь Северного Ледовитого океана. Разработчики проекта не учли и многие другие факторы, возникающие после аварии. По окончании официальной части Общественных слушаний 14 июля 2006 года, принявшие участие общественные организации не были допущены к подписанию Протокола. Таким образом, Заказчиком нарушены требования пункта 4.9 Положения о ОВОС, зарегистрированного Минюстом России 4 июля 2000 г. №2302 и разработанного в соответствии с требованиями п. 3 ст. 32 ФЗ "Об охране окружающей среды". Согласно требованиям закона, Протокол проведения общественных слушаний должен быть подписан представителями Заказчика, органов исполнительной власти, гражданами и общественными организациями. Для восстановления законности при реализации транснационального проекта строительства «ВС-ТО», общественностью были внесены предложения: 1. За систематические нарушения прав граждан Республики Саха (Якутия) на достоверную информацию и игнорирование федеральных природоохранных законов с самого начала стадии разработки ОВОС на стадии ТЭО проекта «ВС-ТО» на территории РС(Я), объявить недоверие к ОАО АК "Транснефть" и просить Вас, как высший орган власти Российской Федерации, об объявлении нового тендера для Заказчика проекта ВС-ТО. Республиканские власти ссылаются на отсутствие других заказчиков. Хотя заказчиком вполне может выступить ОАО "НК "Роснефть". ОАО "Транснефть" может в данном проекте выступить в качестве подрядчика. Правительство Российской Федерации, провозгласившее борьбу с коррупцией и требующее социальной ответственности со стороны крупного бизнеса, со всей ответственностью может дать гарантию на получение кредита на строительство ВС-ТО общенародной НК «Роснефть", а не закрытой в информационном плане и нарушающей российское законодательство НК ОАО "Транснефть". 2. В связи со сдвигом сроков проведения изысканий для ОВОС силами местных научно-исследовательских институтов, перенести срок общественных слушаний первого этапа в соответствии с нормативами на более поздний срок. Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемый Михаил Ефимович! Мы не против строительства ВС-ТО через территорию Якутии. Мы за то, чтобы всеми без исключения выполнялись федеральные законы, в т.ч. представителями «Транснефти». При проведении данных слушаний НК "Транснефть" продемонстрировала вопиющий факт пренебрежения федеральными законами. При требовании объяснения, почему нарушены требования российских законов, работники "Транснефти" ссылаются на свои внутренние распоряжения. С каких пор корпоративные распоряжения "Транснефти" стали выше федеральных законов? Россия начинает жить по законам рынка, у нас еще не установилась практика, действующая как во всем мире, выплаты крупными компаниями адресных компенсаций и бонусов жителям, чьи территории используются для промышленной разработки недровых богатств. По словам Президента Республики Саха (Якутия) В.Штырова, в случае строительства ВС-ТО через Якутию, в различные уровни бюджетов республики будет поступать до 6 млрд. рублей ежегодно, что не отражено в представленных на общественные слушания разрозненных материалов ОВОС. Согласно требованиям Бюджетного и Налогового кодексов России львиные составляющие налогов: налоги на прибыль и на имущество будут отчисляться в бюджет по месту регистрации ОАО "Транснефть" и его дочерних фирм. Остальные налоги, на которые может претендовать Республика Саха (Якутия) по сравнению с первыми, не существенны. В связи с этим, в случае, если "Транснефть" останется Заказчиком ВСТО, мы просим рассмотреть предложения по социальной ответственности "Транснефти" перед жителями Республики Саха (Якутия), территории которой пройдет ВСТО: 1. НК ОАО "Транснефть" должна выделить каждому жителю всех районов (улусов), где будет проходить нефтепровод, свои акции стоимостью не менее 8400 рублей (трехсот долларов), как компенсацию за изменение образа жизни жителей, использующих лесной, водный и земельный фонды традиционно и исторически в целях охоты, рыбалки, ведения оленеводчества, содержания скота, лошадей, недревесных промыслов в целях содержания семьи. 2. В качестве компенсации за нанесение ущерба природной среде Якутии, НК ОАО "Транснефть" должна ежегодно выделять бонус в размере не менее 30 тысяч рублей всем жителям республики, по примеру нефтяных компаний, работающих на Аляске. 3. НК ОАО "Транснефть" все акции, относящиеся к пункту п.1, умноженные на три, должно размещать в Депозитарный центр Республики Саха (Якутия) для увеличения привлекательности фондового рынка республики. 4. Правительству России инициировать разработку проекта федерального закона по защите интересов всех субъектов Российской Федерации и МСУ России по трассе прохождения ВС-ТО для полной компенсации ущерба, нанесенного природной среде от добычи и транспортировки нефти, обеспечения социальной защиты населения, для придания законных основ для реализации вышеперечисленных пунктов 1- 3. Эти меры необходимы, в первую очередь, для компенсации ущерба, который будет нанесен природной среде при строительстве ВС-ТО, для повышения жизненного уровня и охраны здоровья местного населения, развития, а также усиления инвестиционной привлекательности Восточной Сибири и Дальнего Востока. С уважением, от имени общественных экологических организаций, участников Общественных слушаний: Чомчоев Анатолий Игнатьевич, Председатель Якутского регионального Бюро фракции "Зеленая Россия" Российской Объединенной демократической партии "Яблоко". Алтухова Зинаида Андреевна, председатель ОО "Общественный экологический центр РС (Я)". Яковлева Ульяна Анатольевна, председатель Якутского регионального отделения Всероссийского общества охраны природы. 17 июля 2006
|