Трагедия народа саха заключается в том, что произошло крушение уже почти воплощенной национальной мечты. Идеал суверенитета разбит антинациональным прагматизмом, когда распродают и вывозят из Якутии все, что ранее принадлежало народу.
О чем бы Штыров ни говорил, в конце концов, речь всегда идет о деньгах. Под лозунгом реализации мегапроектов у Якутии отнимают все большие и большие территории, планируя строительство нефте- и газопроводов, ГЭС, АЭС. Президент корпорации «Yakutia» Штыров олицетворяет круг менеджеров, имеющих своей стратегической целью извлечение с минимальными затратами максимального ясака. И с этой задачей путинский назначенец Штыров справляется вполне компетентно. Вырученные от продажи «Якутугля» 58 млрд. рублей направляются на строительство железной дороги, то есть опять же на создание промышленного комплекса, ориентированного на бесчеловечную экспансию.
Можно ли остановить наглую экспансию «новых русских» старческим нытьем и брюзжанием, принятием никому не нужных резолюций на тему: «Давайте жить дружно»? Молодежь отсекли от участия в конгрессе народа саха. Юношей и девушек зовут в политику только на роль прислуги – подержать плакат, понести флаг, распространить листовки, заполнить аудиторию. Их спонтанные порывы к самостоятельной активности сразу пресекаются. Когда закон о монетизации льгот всколыхнул всю страну, в Якутске по призыву компартии в кинотеатре «Центральный» впервые собрался полный зал недовольных. Первый секретарь горкома Владимир Ю, воодушевленный народным протестом, предложил всем дружно выйти и перекрыть проспект Ленина, по примеру других городов. Но седовласый товарищ Губарев встревожено замахал руками: «Как бы чего не вышло!». И молодой коммунист сник, опустившись на место.
Свою огромную силу молодые люди могут почувствовать, действуя самостоятельно. Когда обнаглевшие автобусники в очередной раз попытались взвинтить стоимость проезда, никто не смог их усовестить. Чиновники на автобусах не ездят и легко уступают частникам. И тогда на площади Ленина вспыхнул молодежный митинг. Ребята сделали плакаты, сформулировали требования. Забросали снежками проезжавшие автобусы. И хапуги струсили, снизили цену. Никто не пострадал, ничего не сломали, не разбили, все прошло отлично. Остались неизвестными имена неформальных лидеров, сумевших так быстро собрать этот замечательный, веселый митинг, на котором якутские студенты, защитив свои интересы, помогли и другим пассажирам, всем простым горожанам. Но наших мудрых старцев пугает молодая энергия и непримиримость.
М. Е. Николаев в своей книге «Интеллигенция и цивилизация» (М., 2005) наставляет, что молодежь должна только учиться, для этого ей созданы прекрасные условия. Ладно, допустим. Но что будет с молодежью после учебы? Об этом Николаев не упоминает. Молодого, высокообразованного человека подкарауливает судьба мелкого клерка, конторского служащего, лаборанта, младшего сотрудника с жалкой зарплатой, под бдительным контролем пожилого заведующего, начальника или директора. И так год за годом, пока не превратишься в трусливого обывателя, которому ничего не надо, кроме телевизора и пива. Вот почему все больше продвинутых молодых якутов уезжает из республики, бесследно растворяясь в инонациональной кислотной среде.
Источником идеологически рафинированного, духовно-обоснованного национализма всегда была молодая интеллигенция. Идеологические формы, в которых существовало старшее поколение, свое отжили, они неэффективны. Старая элита напичкана примитивным материализмом, безрелигиозностью, парализована превосходством русской культуры и цивилизации. Новое поколение интеллигенции преодолевает идеи Д. К. Сивцева-Суорун Омоллоона с его философией духовного капитулянтства. Молодежь идет вглубь, к базовым вещам, к языческим архетипам, к паназиатизму. Чингисхан сегодня более актуален, чем А. Е. Кулаковский. Уже накапливается критическая масса новой якутской элиты необходимого интеллектуального и нравственного качества, предпринимающая коллективное движение мысли в этом направлении.
Мы забыли, что Максим Аммосов был избран в бюро Комитета общественной безопасности в 20-летнем возрасте. Платон Ойунский в 25 лет возглавил комиссию Центросибири по организации советской власти в Якутии. Софью Сидорову, председателя Президиума Верховного Совета ЯАССР, избрали в бюро Якутского горкома РКСМ в 17 лет. В эпоху перемен молодежь всегда выходила на первые роли в государстве и обществе. В 1420 году 17-летняя неграмотная, никому не известная деревенская девушка смогла освободить свою Родину, превратив английскую колонию в суверенную Францию. История национально-освободительных движений показывает, что для их лидеров не обязательны высокий социальный статус, власть, богатство, ученая степень. Нужны только вера и знамя. И тогда вокруг юного символа, как по волшебству, происходит мгновенная кристаллизация, стягиваются все распыленные национальные силы.
Между тем недоброжелатели якутского народа исподволь растлевают наше юношество, спускают его энергию в гламурную дурь шоу-бизнеса, бесстыжих конкурсов красоты, наркотических тусовок. Космополитическая пресса смакует криминальные разборки, раздувает отдельные инциденты, вбивая клин между улусами, внушает обществу, что молодые якуты – это агрессивные мамбеты, невежественные и некультурные типы. Маргинальная пропаганда старается посеять в молодежной среде безыдейность, эгоизм, моральную опустошенность, пессимизм, замкнуть молодежь в узкий мир личных интересов и забот. Якутская пресса прикормлена и унижена; редакциями распоряжается содержанка, такого позора даже в советское время не было. Информационное поле засидели универсальные тетки с неудавшейся личной судьбой, передающие друг другу сплетни, как кульки с семечками.
Информационная революция предполагает революционные изменения и в методах политической борьбы. У большевиков не было мобильников и интернета. Они прятали типографии в подвалах, везли «Искру» в чемоданах с двойным дном, убегали по крышам. На смену традиционным партиям приходят неуловимые сетевые структуры. Оружием web-политика является не бомба, а информация. Как только военная хунта Мьянмы развязала террор против собственного народа, видеосъемка этого преступления моментально распространилась по всем телеканалам. В страну прибыл эмиссар ООН. И хунта отступила, массовые репрессии прекратились. Декларация ООН о правах коренных народов – далеко не единственный документ. Существует целый ряд влиятельных международных организаций, институтов и фондов, оказывающих поддержку коренным народам. Наши чисто якутские проблемы могут и должны найти живой отклик во всем мире.