Бу сир талбата (меню)
Catalog categories
Норуот эмчиттэрэ [6]
Оһуохай [5]
Итэҕэл [27]
Саха биис уустара [150]
М.Тумус, П. Тараҕай, И. Сулус, В. Майаһа "Саха биис уустара" кинигэ
Олоҥхо [6]
Ыһыах [2]
Сиэр-туом [2]
Ойууннааһын [0]
Айыы үөрэҕэ [17]
Main » Articles » Итэҕэл » Итэҕэл

Уххан. "Саха итэҕэлигэр сыһыан" 2

Секты имеют пирамидальную структуру. Во главе стоит основатель или лидер ( гуру), ему непосредственно подчинен определенный круг приближенных помощников , у которых есть, в свою очередь, свои помощники. А те, соответственно, являются лидерами для еще более мелких учеников — и так до самого основания пирамиды — рядовых членов секты. То есть, наблюдаются также чёткие параллели подобных организаций с криминальными, мафиозными группировками. Регламентированные отношения людей в мафиозной структуре весьма схожи с сектантскими: жесткое подчинение крестному отцу, служение общим интересам и целям организации, круговая порука (кодекс чести), финансовая зависимость членов, невозможность выхода из организации.
Многие из указанных выше организаций подпадают под определение изуверного религиозного объединения данного религиоведческой группой Института развития личности (ИРЛ) Российской академии образования (РАО) в своём ответе депутату Государственной Думы Российской Федерации Н.В.Кривельской на её запрос о дефинициях в сфере религиозной безопасности от 20.11.1997 г.
Под изуверностью понимается качество религиозной группы, объединения, организации, культа указывающее на наличие особо жестоких, безнравственных, антигуманных, оскорбительных и общественно опасных взглядов, методов деятельности и поступков.
Религиоведы ИРЛ РАО конкретизируя это понятие отметили следующие признаки изуверности:
- использование в религиозных ритуалах и действиях человеческой крови, органов или частей человеческого тела;
-демонстративное уничтожение, повреждение или символическое осквернение святынь, предметов религиозного назначения, мест ритуального захоронения символики других религий, национально-государственной символики и мест почитания;
- наличие в религиозной практике обоснования и (или) требования осуществления развратных действий и половых извращений, использование в ритуалах порнографии, проституции;
- проповедь, пропаганда, допущение возможности или действительное применение физического насилия во всех формах.
Деятельность деструктивных релгиозных организаций, сект связана с нарушением целого ряда основных прав и свобод человека:
- нанесением вреда здоровью людей вовлечённых в секту ( ст. 18 «Международного пакта о гражданских и политических правах»);
- пропагандой и агитацией, возбуждающей религиозную ненависть и вражду к людям, не являющимся членами секты (ст.20 п.2 «Международного пакта о гражданских и политических правах»);
- покушением на свободу выбора и независимость человеческой личности (ст. 1 «Всеобщей декларации прав человека»);
- подрыв основ государственности России (ст. 6 п.2 Конституции Российской Федерации);
- общечеловеческих норм морали и нравственности (ст. 2,18 п.3 «Международного пакта о гражданских и политических правах», ст. 29 «Всеобщей декларации прав человека»;
- нарушение прав и обязанностей родителей заниматься воспитанием и нести ответственность за судьбу своих детей ( принципы «Декларации прав человека», ст. 18 п.4 «Международного пакта о гражданских и политических правах»).
Несмотря на то, что деятельность этих организаций носит откровенно антиобщественный, деструктивный характер пресечение их деятельности на практике осложняется целым рядом факторов: отсутствием в российском законодательстве реально действующих механизмов пресечения деятельности таких организаций, нехваткой квалифицированных специалистов-религиоведов и юристов вообще и в правоохранительных органах в частности, отсутствием у них официальной регистрации, трудностью их идентификации, закрытостью, строгой конспирацией, мобильностью, жёсткой иерархией и дисциплиной, взаимозаменяемостью членов этих организаций.
4.Как показывает зарубежный и отечественный опыт наиболее эффективным средством противодействия такого рода организации является комплексный, системный подход к решению данной проблемы. В нашей республике в связи с нашумевшими алданскими событиями весны 1999 г., а также осложнением религиозной ситуации в целом Правительством Республики Саха (Якутия) активизирована работа по упорядочению государственно-церковных отношений и выработке долгосрочной научно обоснованной стратегии вероисповедной политики. Общие контуры этой стратегии намечены в Постановлении Правительства Республики Саха (Якутия) «О религиозной ситуации в РС (Я)» №73 от 12.02.2000 г.
Эта стратегия предполагает разработку комплекса мер направленных на упорядочение государственно-церковных отношениях опираясь на положения новой редакции Концепции национальной безопасности Российской Федерации утверждённой 10.01.2000 г., и Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г.
Во-первых, в соответствии с новой редакцией Концепции национальной безопасности Российской Федерации от 10.01.2000 г. сделан акцент на активной роли органов государственной власти в «противодействии негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров» оставаясь в рамках правового поля. При этом под этим негативным влиянием понимаются крайние формы религиозного экстремизма, которые поставлены в один ряд с социальными, этническими конфликтами, международным терроризмом.
Во-вторых, предусматривается системный, комплексный подход к решению данной проблемы, привлечение к её решению представителей всех заинтересованных министерств и ведомств, администраций улусов и городов, средств массовой информации, общественных организаций.
В-третьих, работу по поэтапному, последовательному упорядочение государственно-церковных отношений в республике.На первом этапе предусматривается определение приоритетов в этой сфере, сбор и анализ информации о религиозной ситуации в целом, создание на местах в органах государственной исполнительной власти Комиссий по вопросам взаимодействию с религиозными объединениями, обучение госслужащих ответственных за работу с религиозными объединениями, налаживание сотрудничества со средствами массовой информации, общественными организациями занимающимися социальной реабилитации жертв деструктивных культов, на втором этапе, разработка долгосрочной стратегии вероисповедной политики на основе анализа собранной информации, организация постоянной эффективной работы улусных и городских Комиссий по вопросам религиозных объединений, тесную координацию действий органов власти, общественных организаций, средств массовой информации в этой сфере.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) “О религиозной ситуации в РС(Я)” №73 от 12.02.2000 г. в рамках реализации задач первого этапа проделана следующая работа:
1 В Министерстве по делам народов и федеративным отношениям РС(Я) создан в апреле 2000 г. отдел по работе с общественными и религиозными объединениями призванный “усилить роль органов государственной исполнительной власти во взаимодействии с религиозными объединениями, предупреждения напряжённости в социальной сфере, возникающей на религиозной почве”.
2. При отделе по работе с общественными и религиозными объединениями Министерства по делам народов и федеративным отношениям РС(Я) создан и постоянно пополняется информацией банк данных о религиозных объединениях действующих на территории Российской Федерации и РС(Я), о религиозной ситуации в России в целом, и в республике, в частности, о зарубежном и отечественном опыте в сфере государственно-церковных отношений.
3. 2 ноября 2000 г. Комиссией по вопросам религиозных объединений при Правительстве РС(Я) при участии Министерства по делам народов и федеративным отношениям РС(Я) был организован семинар о религиозной ситуации и практике применения ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” 1997 г. для ответственных за работу с религиозными объединениями из администраций городов и улусов республики. 18 сентября 2000 г. Якутским государственным университетом им.М.К.Аммосова, Министерством по делам народов и федеративным отношениям РС(Я) при участии Управления Министерства юстиции Российской Федерации по РС(Я), Центра реабилитации жертв деструктивных культов г. Якутска в рамках семинара ”Мировоззренческие ориентиры молодёжи” были также освещены проблемы связанные с вовлечением молодёжи в деструктивные религиозные объединения.
4. В 2000-2001 гг. были организованы 6 семинаров по религиозной ситуации, практике применения ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” 1997 г., реализации Постановления Правительства РС(Я) “О религиозной ситуации в РС(Я)” №73 от 12.02.2000 г. в Алданском, Мирнинском, Ленском, Нерюнгринском, Горном улусах.
5. В 29 улусах созданы Комиссии по вопросам религиозных объединений, во 6 улусах назначены ответственные за взаимодействие с религиозными объединениями.
6. Институт гуманитарных исследований АН РС(Я) совместно с Министерством по делам народов и федеративным отношениям РС(Я) разрабатывает систему мер по активизации научно-исследовательских разработок в сфере мониторинга, анализа и прогноза развития религиозной ситуации в республике.
7. В газетах «Якутия» и «Полярный круг» начали периодически публикуются статьи о деятельности религиозных объединений деструктивного толка.
8. Комиссия по вопросам религиозных объединениям при Правительстве РС(Я), Министерство по делам народов и федеративным отношениям РС(Я) систематически оказывают практическую финансовую, методическую и иную помощь Центру реабилитации жертв деструктивных культов (директор В.Ф.Петрова).
11. В соответствии с решением декабрьского заседания Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РС(Я) молодёжный телеканал НВК “Саха”, Министерство по делам народов и федеративным отношениям РС(Я) при участии представителей ИГИ, ЯГУ, МВД, Центра реабилитации жертв деструктивных культов, традиционных конфессий (православия, ислама, буддизма), врачей-психитерапевтов подготовили две передачи на республиканском телевидении о религии и новых религиозных движениях.
12. Министерство по делам народов и федеративным отношениям РС(Я) при участии Министерства по делам молодёжи РС(Я) планирует провести в 2001-2002 гг. республиканский социологический опрос по теме: “ Роль религии в жизни современного общества”.
13. Комиссией по вопросам религиозных объединений при Правительстве РС(Я), Министерством по делам народов и федеративным отношениям РС(Я) были подготовлены предложения по внесению изменений и дополнений в ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” 1997 г. с учётом наработанного в республике опыта работы с религиозными объединениями.
В заключении, хотелось бы ещё раз отметить, что проблемы как в этой сфере, в сфере государственно-церковных отношений, так и в обществе в целом неразрешимы лишь с помощью усилий органов власти, что необходимо активное участие общественных организаций и отдельных граждан в решении социально значимых проблем. В сфере государственно-церковных отношений нашим гражданам необходимо понять, что вмешательство государства в эту сферу возможно лишь в случае открытого конфликта властей и религиозных объединений, нарушения ими законов и обращений граждан о нарушении религиозными объединениями их прав и свобод. В том случае, если даже у представителей органов власти есть информация о деятельности деструктивных религиозных организаций, то они не могут ничего предпринять без письменного обращения со стороны граждан.
В случае необходимости Вы можете обратиться в отдел по работе с общественными и религиозными объединениями Министерства по делам народов и федеративным отношениям РС (Я) к Николаеву Афанасию Алексеевичу по телефонам 43-55-91, 43-56-99, либо в Центр реабилитации жертв деструктивных культов г.Якутска по адресу ул. Октябрьская 31, по телефону 25-11-57, к Петровой Валентине Фёдоровне.

- Эһиги , итэҕэллэри кытта үлэлиир отделгыт чопчу туох эбээһинэстээҕий, кыахтааҕый, бырааптааҕый?

Хоруй:

. Отдел по работе с общественными и религиозными объединениями Министерства по делам народов и федеративных отношений РС(Я) создан в апреле 2000 г. во исполнение пп.7-8 Постановления Правительства РС(Я) №73 от 12.02.2000 г. “О религиозной ситуации в РС(Я)”. Отдел состоит из 4 сотрудников.Создание данного отдела было продиктовано необходимостью активизации работы с религиозными объединениями для нормализации ситуации в сфере государственно-церковных отношений и необходимостью систематизации работы с общественными объединениями РС (Я). Отдел, как структурное подразделение министерства призван “усилить роль органов государственной исполнительной власти во взаимодействии с религиозными объединениями, предупреждения напряжённости в социальной сфере, возникающей на религиозной почве”. Основными направлениями её деятельности являются: оказание содействия в совершенствовании культуры межконфессиональных отношений;обеспечение условий для применения в РС(Я) Федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г.;выработка механизмов взаимодействия между органами исполнительной власти РС(Я) и религиозными объединениями;изучение и анализ религиозной ситуации в РС(Я);работа с различными религиозными объединениями; оказание информационной и методической помощи ответственным за работу администрациями улусов и городов, наслегов Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РС(Я), организация теле-, радиопередач, публикаций в периодической печати для освещения деятельности религиозных объединений.
- Православияҕа сыһыаҥҥыт, тоҕо кини ураты, уһулуччу президент, правительство өттүттэн өйөнөрүй? ( үөрэххэ уо.д.а гос-во ыытар духовнай үлэтин араас көрүҥүгэр киирдэ) Бу өйөөһүн гос. политикаҕа кубулуйан эрэр диэн санаабаккыт дуо? Государства уонна религия сыһыаннарын таһыма ханна тийдэ? Духовнаска үлэҕэ аҥардас православиеннан салайтарыы баһылаата, ол сахалары омук быһыытынан суурайыа суоҕа дуо?

Хоруй:

. РФ является светским государством, что предполагает равенство всех конфессий перед законом и отделение церкви от государства. Православие во все века являлось системообразующим элементом российского общества и в связи с его особыми историческими заслугами, а также тем, что большинство населения нашей страны традиционно исповедовали православие государство не может не учитывать позицию русской православной церкви по вопросам касающимся вопросов духовности. В то же время это не означает, что РПЦ становится государственной религией, отнюдь нет так как недопустимо, как вмешательство церкви в дела государства, так и государства в дела церкви, «богу богову, кесарю кесарево».
- Саха сирэ ханнык итэҕэллээхтэргэ киирэрий? Төрүт олохтоохтор православиеҕа сыһыаннарын хайдах сыаналыыгыт? Төттөрүтүн, православие төрүт олохтоохтор итэҕэллэригэр хайдах сыһыаннааҕый?
Саха уонна төрүт олохтоох омуктар туспа , ураты итэҕэллээхтэр диэн министерствоҕа олоҕурбут санаа баар дуо?

Хоруй:

У якутов как у любого этноса есть свой комплекс религиозных верований, в своё время неправильно истолкованный первыми исследователями Якутии как шаманизм. На самом деле религиозные воззрения якутов имеют, на мой взгляд, сложный многослойный характер основанный на мифологизированных культах природы и предков. Так называемый «чёрный шаманизм» принятый за якутскую веру многими исследователями по незнанию их истории, языка и культуры на самом деле является лишь одной из частей комплекса религиозных воззрений якутов восходящий ещё к тенгрианству древней и развитой религиозной системе степных народов Центральной Азии. Что касается взаимоотношений РПЦ и представителей традиционных якутских верований, на мой взгляд, ещё до революции сложился их своеобразный симбиоз. Он проявился в том, что саха приняв православие сохранили свою веру. Такие случаи в мировой истории нередки, достаточно вспомнить японцев, которые органично сочетают в своей культуре национальную религию,синтоизм, и привнесённые извне из Китая и Индии.

- Религиялары уонна итэҕэллэри ( вера, верование) туохха ,хайдах олоҕуран араараҕытый? Россия саламтатын өттүттэн олохтоох итэҕэллэргэ сыһыан хайдаҕый?

Хоруй:


--В России сейчас появились многочисленные "нетрадиционные религии" - деструктивные культы. Они представляют серьезную опасность потому, что характеризуются неприятием социальных институтов, общественных ценностей, семьи. В этой связи приобретает особую актуальность учение Л.Н. Гумилева о антисистемах раскрывающее внутренние глубинные причины появления этих деструктивных культов. Антисистема, по Гумилёву, это системная целостность людей с негативным мироощущением. Антисистемам присущи право на использование всех средств для достижения своихт целей, возведения использования лжи, как принципа и закрытый, тайный характер их организации.Современные секты, деструктивные культы похожи на секты античности и средневековья.Их можно условно разделить на две большие группы: "гностические" и "катарские". Первые акцентируют внимание на приобретении некоего спасительного знания, вторые уповают на приносящую спасение активную деятельность. По этой классификации к "гностическим" сектам относятся, например, сайентология, мормоны. Примеры "катарских" сект: Богородичный центр, Церковь Уитнесса Ли, "Теология процветания", иеговисты, различные восточные учения. Подобные антисистемы, как правило появляются в этнических химерах на границах суперэтнических систем. Этническую химеру можно охарактеризовать как общность маргиналов, утративших оригинальные этнические стереотипы поведения и этнические традиции. Это делает их чрезвычайно восприимчивыми к негативному мироощущению. Негативное мироощущение возникает под воздействием нескольких факторов. Один из них - конфликт социальных условий и экзистенциальных потребностей человека, несоответствие образа идеальной модели мира и самого себя с наличествующей действительностью и возможностями самореализации. Тогда человек переживает биографический кризис, осознает непродуктивность своего жизненного пути. Человек переживает свою нереализованность (непродуктивность прошлого), опустошенность (непродуктивность настоящего), бесперспективность (непродуктивность будущего). По мнению Р.А. Ахмерова, в основе биографических кризисов лежат следующие причины: слабая продуманность, неоптимальность выбора средств достижения целей; немасштабность замыслов, низкая стратегичность: негибкость планов, самоуверенность: излишняя конфликтность. Подобное сопоставление действительности с идеалом выливается в субъективное ощущение личной и социальной неадекватности. Позиция "я хороший, мир плохой" становится средством моральной самозащиты, позволяющей оправдать и принять как должное весь спектр негативных ощущений. Таким образом, антисистемный нигилизм становится способом деструктивной самореализации. В сознании индивида существенную роль играет мысль неизбежного подведения достижений прожитой жизни. Человеку тяжело признать свое несоответствие внутренним личным и внешним социальным требованиям, еще тяжелее принять на себя ответственность за личные неудачи. Подобная психотравма способна губительно воздействовать на внутренний мир индивида, разрушая ценностную оболочку его "Я". Тогда сохранить высокий уровень самооценки можно только поставив себя вне рамок наличествующей действительности, восстанавливая утраченное внутреннее равновесие откровенным противостоянием среде, перекладывая всю полноту ответственности за свою несостоятельность на внешний мир. Такой человек обретает новые смыслообразующие цели, ориентированные на противоборства с действительностью. Так через отрицание зарождается новая умозрительная концепция. Уверенность в собственной правоте сводит к минимуму возможность воздействия общества на сознание нигилистически заряженной группы. Для них антисоциальные действия выступают не просто как нарушения нравственности, возможные всегда и повсюду, а как поступки, проповедуемые новыми идеалами. Эмоции, возникающие у этих людей, как правило, стеничны и агрессивны.Зарождаясь на индивидуальном уровне нигилистическая концепция может иметь общественный резонанс только при наличии коллектива единомышленников, ощущение массовости в данном случае необходимо для укрепления и активизации негативных убеждений индивида. Появление подобной уверенности возможно только при наличии устойчивой и очень высокой оценочной внутренней шкалы, никем и ничем неограниченное право собственных суждений и действий. Лидер деструктивной секты всегда является не только этническим маргиналом, но одновременно жертвенным пассионарием.Основная масса сектантов не обладает такой высокой пассионарностью и самооценкой. Для них вхождение в антисистему - это способ преодолеть депрессию. В зависимости от неудовлетворенности потребностей нужды или роста формируются две формы депрессии: тревоги или тоски. Деструктивная реакция, трансформирующаяся в разнообразные нигилистические формы, неизбежна как следствие нарушения гармонического баланса условий бытия и экзистенциальных потребностей человека, его личностных целей, установок и приоритетов. Одной из форм такой реакции может быть аутоагрессия как результат низкой самооценки и неприятия себя. Эмпирические исследования, проведенные А.А. Реаном, позволяют ввести понятия "аутоагрессивный паттерн личности". Аутоагрессия представляет собой не просто изолированную личностную черту, но и является сложным личностным комплексом, функционирующим на различных уровнях: самооценочным, интерактивным и социально-перцептивным.

Төрүт олохтоох сахалар бэйэлэрин төрүт АЙЫЫларын итэҕэлин сайыннара сатыылларын туох дии саныыгыт? Айыы балаҕаннара, столицаҕа АЙЫЫ дьиэтэ тутулларын туох дии саныыгыт? Провительство, президент өттүттэн АЙЫЫ итэҕэлэ эмиэ өйөнүөхтээх этэ дии санаабаккыт дуо?

Хоруй:
-- Возрождение интереса к своим корням, к своей истории в любой форме заслуживает только добрых слов и своеобразный «ренессанс» традиционных религиозных воззрений саха безусловно является одним из наиболее заметных событий в духовной, культурой жизни нашего общества. Наше министерство готово к диалогу и сотрудничеству с представителями всех конфессий, в первую очередь традиционных для России и Якутии.
Сиэркилэ Уххан

Category: Итэҕэл | Added by: uhhan (2007-09-16)
Views: 1926 | Rating: 5.0/1 |
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Login form
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 4
Ыалдьыттар (гостей): 4
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2024