Якутия может иметь передовую экономику
После того, как экономическая политика Правительства Республики Саха (Якутия) стала вызывать много споров и резких оценок (вплоть до определения: "сырьевая колонизация"), встают вопросы о причинах негодности предложенной правительством программы развития до 2020 года, а также об альтернативном пути развития якутской экономики. Вначале рассмотрим один из базовых документов: "Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года", который был утвержден Правительством РСЯ 6 сентября 2006 года, и одобрен Правительством РФ 8 февраля 2007 года. На основе этого документа формируются долгосрочные тенденции развития РСЯ, в частности, реализация крупных инвестиционных проектов в Южной Якутии. Правительство республики возлагает большие надежды на реализацию этого плана.
Однако с нашей точки зрения, этот план не решает основных проблем развития Якутии и ее экономики, не в состоянии вывести якутскую экономику в число передовых, и вообще, не может не провалиться, поскольку совершенно не учитывает современные тенденции в экономике и промышленности.
Мы разберем ключевые моменты "Схемы комплексного развития", чтобы показать справедливость этих тезисов.
Уголь, нефть и газ - вот и все "инновации"
"Схема комплексного развития" предлагает два сценария развития: инерционный и инновационный. В документе утверждается, что инновационный этап предполагает более высокие темпы инвестиций в основной капитал, значительный рост добычи полезных ископаемых, ускорением динамики добычи нетопливных полезных ископаемых, и, как следствие, более позитивные тенденции развития экономики РСЯ. Однако, на деле существенной разницы между ними нет.
К примеру, инерционный сценарий развития предполагает ежегодные инвестиции в размере 40-45 млрд. рублей, а инновационный - 60-65 млрд. рублей. Наиболее ярко отсутствие существенных отличий между вариантами показывает распределение инвестиций (инерционный/инновационный):
Топливно-энергетический комплекс - 50%/60%
Цветная металлургия - 20%/10%
Транспорт и связь - 10%/11%
Социальная сфера - 7% /10%
Прочее - 13%/7%.
Источник: Схема комплексного развития, таб. 21
Как видим, в разрезе инвестиций, разница между вариантами состоит лишь в 30%-ном увеличении объема инвестиций и некотором перераспределении средств в сторону топливно-энергетического комплекса. Далее в "Схеме" перечисляются инновации в разрезе конкретных проектов: разработка Эльгинского угольного месторождения, строительство железной дороги Улан-Эльга, нефтепереработка в объеме до 500 тысяч тонн в год, строительство Нерюнгринской ГРЭС, создание энергомоста в Китай.
Это означает, что "инновационный" вариант, по меньшей мере, неверно назван. Инноваций тут нет, и развитие добычи угля, нефти и газа - это далеко не инновации. Скорее, это "пессимистический" и "оптимистический" варианты, как писали в первых советских пятилетних планах.
Главный принцип: выкопать и продать
"Схема комплексного развития" нацелена на опережающий рост добычи полезных ископаемых, что заложено даже в инновационном сценарии (2005/2020; в млрд. рублей; избранные позиции):
Объем промышленной продукции - 148,3/1049,9
Добыча полезных ископаемых - 120,6/564,7
В т.ч., топливно-энергетических - 16,2 /110
В т.ч., других полезных ископаемых - 104,4/464,3
Обрабатывающие производства - 11,7 /81,8
В т.ч., переработка древесины - 0,52 /2,4
В т.ч., целлюлозно-бумажное пр-во - 0,24 /1,7
В т.ч., металлургическое пр-во - 0,26 /2,4
В т.ч., машины и оборудование - 0,05 /0,26
В т.ч., электроника, оптика - 0,008/0,042
Источник: Схема комплексного развития, таб. 24
Эта таблица только подтверждает тот факт, что употребление в "Схеме" термина "инновационный сценарий" - не более, чем фигура речи. В общем объеме промышленной продукции добыча полезных ископаемых составляет 53,7%, тогда как на обрабатывающие производства приходится всего 7,7%. Наиболее передовые отрасли экономики, дающие максимальную добавленную стоимость на единицу продукции, занимают ничтожно малый процент: машины и оборудование - 0,02%, электроника, оптика - 0,004%.
"Инновационное развитие", ничего не скажешь!
Транспорт только для юга Якутии
"Схема комплексного развития" совершенно не решает основных транспортных проблем Якутии, в особенности в таком виде, как эта цель сформулирована в документе: "Создание транспортной, энергетической и информационной инфраструктуры, обеспечивающей конкурентоспособное развитие базовых отраслей производства, комфортные условия проживания и коммуникативную свободу населения". На деле же, в программе речь идет о строительстве железных дорог (Беркакит-Якутск, Улак-Эльга) и автомобильных дорог ("Колыма: Якутск - Хандыга - Усть Нера - Магадан; "Вилюй": Якутск - Вилюйск - Мирный - Ленск - Усть-Кут - Тулун; "Амга": Нижний-Бестях - Усть-Мая - Аян; "Умнас": Якутск - Покровск - Олекминск - Ленск) в южной части Якутии. В плане значится только одна автодорога в северной части Якутии: "Яна" (Тополиное - Батагай - Усть-Куйга - Депутатский).
Неясно, по какой причине не запланировано строительство автодорог вдоль автозимников: Вилюйск - Жиганск - Хатанга, Хандыга - Верхоянск - Нижнеянск, Усть-Нера - Среднеколымск - Черский, а также автодороги Вилюйск - Тикси. Конечно, можно все списать на трудности и дороговизну строительства этих автодорог. Однако без них стратегическую задачу создания базовой транспортной инфраструктуры и обеспечения коммуникативной свободы населения республики невозможно. Получается, что "коммуникативная свобода" только для Южной Якутии.
Кроме того, отсутствие этих дорог означает, что и после 2020 года в Якутии не будет круглогодичной связи центральных районов республики с портами на побережье.
Вместе с тем, составители документа почему-то уверены в большом транзитном потенциале Якутии на "на пересечении кратчайших путей между Европой, Азией и Америкой", и в возможности реализации этого транзитного потенциала после достройки железной дороги Беркакит - Томмот - Якутск: "С завершением строительства дороги Беркакит - Томмот - Якутск будет образована единая транспортная ось, соединяющая южные районы Республики с северными, что позволит расширить возможности экспортных поставок Якутии путем использования сети смешанного типа "железная дорога - река-море" из стран АТР и Японии по БАМу, АЯМу, реке Лена на Севморпуть и далее на Запад, в Европу".
Что в программе запланировано для реализации этого расчета? В программе на период 2010-2020 годов предусмотрено строительство 12 танкеров (суммарный дедвейт 46 тысяч тонн) и 4 сухогрузов типа "река-море" (суммарный дедвейт 12 тысяч тонн), 10 морских судов типа МЦСС-5500 (суммарный дедвейт 55 тысяч тонн). На 2020 год планируется, что морской транспорт перевезет 355,7 тысяч тонн (в 2005 году - 355 тысяч тонн), речной транспорт - 4,48 млн. тонн (в 2005 - 2,8 млн. тонн).
Эта, с позволения сказать, "программа" не может не вызывать издевательских комментариев. 0,3 млн. тонн морских грузоперевозок - это и есть весь великий "транзитный потенциал" Якутии? Весь этот "транзитный потенциал" свободно войдет в крупнейший в мире танкер Seawise Giant (дедвейт 564,7 тысяч тонн), половину этого "транзитного потенциала" можно погрузить на крупнейший балкер Berge Stahl (дедвейт 175 тысяч тонн). Полное отсутствие роста морских перевозок в течение 15 лет - это реализация "транзитного потенциала"? С опорой на флот 591 речных судов (из которых 61,7% годных, средним возрастом 22 года) и 28 морских судов (средним возрастом 23 года, с 1996 года не работают на трассе Севморпути), без навигационного и гидрографического обеспечения, без ледового подкрепления в правительстве РСЯ решили реализовать транзитный потенциал Якутии? Эту, с позволения сказать, "морскую программу" можно назвать только бесстыдной отпиской.
Советский план
В общем итоге "Схема комплексного развития" - это неплохой советский план, начиная от названия, и заканчивая предложенными проектами. Из современных новшеств в нем только, пожалуй, SWOT-анализ. Появись он, скажем, в 1985 году, его можно было бы признать серьезным достижением в развитии экономики.
Но в условиях современной, определенно не советской, экономики, этот план развития якутской экономики до 2020 года не годен.
Основная причина его негодности состоит в том, что "Схема комплексного развития" совершенно не учитывает отличия современной российской и мировой экономики от советской. В СССР, с его экономической системой, основанной на планировании и фондировании, как раз стояла задача обеспечения определенного уровня физического объема производства. Если, скажем, Якутия добывала уголь, то она должна была обеспечить добычу определенного его количества, указанного в планах. Взамен республика получала материально-технические ресурсы, не производимые в республике. Это могло быть оборудование, транспорт, горючее и так далее. Финансовый расчет между производителями был формальностью, поскольку основные параметры отношений предприятий были уже прописаны в планах и в распределении фондов.
Современная экономика в России - в основных чертах рыночная. Иными словами, предприятия поставляют на рынок такой товар, и в таком количестве, чтобы покрыть издержки производства и получить прибыль.
Это фундаментальное различие несет в себе очень серьезные последствия. В советской экономике предприятие могло производить продукцию, не пользующуюся особым спросом, только потому, что обязывалось планом и получало на это материально-технические фонды. В рыночной экономике такое предприятие - гарантированный банкрот, потому что продукция не будет продана, издержки не будут покрыты, и предприятие разорится. Рыночная экономика требует в первую очередь того, чтобы продукция обладала уникальными качествами, в максимальной степени удовлетворяющими потребителя, а также ценовой политики, делающей продукцию доступной для самого широкого круга потребителей. Если эти условия выполнены, объем продаж станет достаточно большим для получения прибыли, расширения производства и обеспечения высоких валовых показателей. В советской экономике главное требование - валовый объем, в рыночной - качества и цена продукции.
В "Схеме комплексного развития" много говорится об увеличении валового производства угля, нефти и газа, металла, электроэнергии, но ничего не говорится о достижении высокого качества, уникальных свойств якутской продукции, а также о ценовой политике. В рыночных условиях подобная программа развития якутской экономики не может не провалиться.
Можно ли что-то в якутской экономике сделать лучше? Можно.
В первую очередь нужно изменить взгляд на экономику Якутии. Сейчас считается, что добыча сырья - это и есть залог экономического успеха, что и отражено в "Схеме комплексного развития". Но это не так. Сырье в долгосрочной тенденции становится все более доступным, и ему находится все больше заменителей. Уголь заменяется природным газом, нефть постепенно разбавляется биоэтанолом, на подходе технология промышленного получения нефти из любого органического вещества. Открытие способа относительной дешевой промышленной разработки газогидратов метана на шельфе (около 6000 трлн. куб.м по умеренной оценке Министерства энергетики США), внесет резкие изменения в рынок углеводородного сырья и потопит всех, кто сейчас делает ставку на рост цен на нефть и газ. Если газогидраты начнут разрабатывать до 2020 года, то вся программа экономического развития Якутии, со ставкой на добычу энергоресурсов и создание "энергомостов", окажется просто выброшенными на ветер деньгами.
Ресурсы Якутии - это не более чем благоприятные условия для экономического развития. Многим странам приходится покупать и ввозить сырье и топливо, тогда как Якутии в этом нет необходимости, вот и вся разница. Стратегическая ставка должна делаться на разработку и производство товаров с уникальными свойствами, которые имеют широкий круг сбыта и могут стать основой для развития мощной индустрии.
Несложно понять, почему в "Схеме комплексного развития" не уделяется никакого внимания развитию товарного производства. Руководство находится под влиянием широко распространенного предрассудка, согласно которому конкурировать с крупнейшими товаропроизводителями, вроде Китая, совсем невозможно, зато эти страны предъявляют спрос на энергоносители и сырье.
И то, и другое - неверно. Во-первых, почти все ведущие товаропроизводители в Азии: Китай, Южная Корея, Вьетнам, Тайвань, Тайланд, Индонезия, Сингапур - еще 20-25 лет назад были бедными странами, и мало кто мог предсказать их нынешний рост. Экономический рывок азиатских стран был результатом целенаправленных усилий и политики, нацеленной на успех. Эти страны нашли возможность для развития товарного производства, нашли рынки, обеспечили сбыт товаров и вышли в лидеры.
В правительстве Якутии, должно быть, плачутся, что вот, мол, в республике холодно, выхода к морю нет, энергоносители дорогие. У Сингапура накануне судьбоносных реформ Ли Куна Ю в начале 1970-х годов, был выход в морю и теплый климат, зато не было ничего другого: ни сырья, ни ресурсов, ни топлива, ни даже собственной питьевой воды. Добавим еще двух агрессивных соседей: Малайзию и Индонезию, которым крепко не нравился этот китайский анклав. Сингапурцы могли рассчитывать на свои силы, они поставили себе цель добиться победы. Теперь Сингапур - одна из самых развитых стран в Азии и один из крупнейших мировых финансовых центров.
Обращение к примеру тех, с кем "конкурировать невозможно", только убеждает, что Якутия не только может добиться быстрого развития и процветания, но и практически обречена на успех, если только возьмется за создание передовой экономики.
Производство уникальных товаров
Итак, для успеха экономика Якутии должна быть товаропроизводящей, причем производить продукцию с уникальными свойствами. Разработка и производство этих товаров - дело коллективных усилий всех предпринимателей, ученых и политиков в Якутии. Мы сейчас в состоянии только указать наиболее перспективные направления приложения усилий.
Одним из таких уникальных товаров, которые могут производиться в Якутии из местного сырья, могут быть алмазные инструменты. Мировой рынок алмазных инструментов постоянно растет, особенно влияет на него рост потребления алмазных инструментов в строительстве. По мере развития новых индустриальных стран и постепенного роста объема камнеобработки в строительстве, в сочетании с ужесточающимися требованиями по производительности, создают долгосрочный тренд роста этого рынка.
Однако, использование природных алмазов в производстве алмазных инструментов в Якутии - это только первый шаг. Следующий шаг состоит в разработке новых видов алмазных инструментов, расширения сферы их применения (за пределы строительства и машиностроения - основных сфер применения сегодня), и создания мощного производства синтетических алмазов. Природные запасы алмазов истощаются и требуют все больше затрат на добычу, тогда как производство синтетических алмазов не истощится.
Алмазный инструмент имеет гарантированный сбыт, все дело только в ценовой политике и маркетинге. К примеру, достаточно разработать способ производства очень дешевых алмазных буров, и можно брать рынок строительных буров, поскольку алмазный инструмент делает отверстия точнее, без ослабления несущих конструкций, под любым углом, без шума, вибрации и пыли, на глубину до 4000 мм (показатели постоянно улучшаются), чего не может никакой другой буровой инструмент, применяемый в строительстве. Вот позиция товарного производства, которую можно смело включить в план экономического развития РСЯ.
Другим выгодным направлением может стать производство высокотехнологичных изделий и полуфабрикатов из редких и цветных металлов.
Например, запасы сурьмы в Якутии составляют 204 тысячи тонн, с прогнозными запасами до 822 тысяч тонн. В "Схеме комплексного развития" насчет сурьмы сказано буквально следующее: "Гегемония китайской сурьмы на мировом рынке сохранится, по крайней мере, еще несколько лет (так оценивают обеспеченность Китая разведанными запасами при нынешнем уровне производства). Сурьма - небиржевой металл, колебания стоимости во многом связаны с неконтролируемыми выбросами на рынок больших партий продукции по низким ценам. Сарылахская обогатительная фабрика при проектной мощности 100,0 тыс. т загружена в последние годы менее чем наполовину. Поэтому устойчивое развитие добыча сурьмы может иметь лишь в случае государственной поддержки".
Эти рассуждения неопровержимо говорят о том, что составители документа видят в сурьме только экспортное сырье. Похоже, что авторы документа даже не подозревают о применении этого химического элемента. Между тем, сурьма имеет весьма широкое применение в производстве диодов, инфракрасных детекторов, огнеупорных соединений, керамических эмалей, термоэлектрических сплавов. Это далеко не полный список, который, тем не менее показывает, что с применением сурьмы можно производить высокотехнологичную продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Аналогичным образом обстоит со всеми редкими и цветными металлами. Все они имеют очень разнообразную сферу применения, которая позволяет развернуть в Якутии на базе собственного сырья производство весьма широкого спектра высокотехнологической продукции.
Для составления плана достаточно составить список имеющихся в разработке редких и цветных металлов, составить список изделий, выпускаемых из них, выбрать из этого списка те позиции, освоение которых возможно в Якутии на базе собственных сил и производственной базы, включить их в первую очередь развития высокотехнологичной переработки металлов. Далее можно отобрать те позиции, освоение которых потребует определенных вложений, и включить их во вторую очередь этого научно-производственного комплекса.
К примеру:
Олово - сверхпроводящие провода (с цирконием), химические источники тока, легирование титана, изотопы,
Кадмий - антикоррозионные покрытия металлов, электроды аккумуляторов, красители, пленочные солнечные батареи, флюс для пайки алюминия, регулирующие стержни атомных реакторов,
Висмут - "автоматные стали", катализаторы крекинга нефти, полупроводники, детекторы ядерного излучения, легкоплавкие сплавы, химические источники тока, измерители сверхсильных магнитных полей, аккумуляторы высокой энергоемкости,
Вольфрам - твердые инструментальные сплавы, термоэлектрические элементы, катализаторы, пигменты,
Молибден - термоэлектрогенераторы, зеркала газодинамических лазеров, части высокотемпературных печей, легирование сталей,
Бериллий - конструкционные материалы, тепловые экраны, отражатели нейтронов, ракетное топливо, огнеупорные материалы,
Литий - сплавы для космонавтики и авиации, ракетное топливо, лазерные материалы, легирование алюминия, оптические материалы,
Тантал - жаропрочные сплавы, твердые сплавы, коррозионно-усточивые материалы, хирургические материалы,
Ниобий - сверхпроводники, жаропрочные сплавы, коррозионно-усточивые материалы, сплавы для авиации и космонавтики, легирование цветных металлов, конструкционный материал для ТВЭЛ
Галлий - смазки, металлические клеи, детектор нейтрино,
Скандий - легирование цветных металлов, высокотемпературная керамика, свертвердые материалы, источники света высокой интенсивности, солнечные батареи, лазерные материалы, замедлители нейтронов, рентгеновские зеркала, термоэлектрические элементы, тугоплавкие сплавы, огнеупоры,
Индий - жидкокристаллические экраны, фотоэлементы, термоэлектрические элементы, люминофоры, аккумуляторы, стекло для атомной промышленности.
Разумеется, это далеко не полный список того, что можно производить с применением редких металлов. Полный список будет насчитывать тысячи позиций, охватывающих десятки отраслей промышленности. Определенная часть этой продукции может быть освоена в Якутии и выведена на рынок полуфабрикатов и комплектующих уже в ближайшем будущем. Да, это требует больших усилий, мобилизации всего научного и производственного потенциала республики, подготовки специалистов высокого класса, создания наукоемких производств. Все это бесконечно далеко от советского подхода: "Дадим стране угля!", отраженного в «Схеме комплексного развития».
В общем и целом, план промышленного развития Якутии, не предусматривающий ставки на нерыночные, советские, подходы, и на добычу полезных ископаемых, будет как раз состоять из перечня подобных позиций товарного производства, в сочетании с мерами по разработке этих товаров и мерами по развитию их производства и выведения на широкий российский и мировой рынок.
Дирижабли над Якутией
Меры, предложенные в "Схеме комплексного развития", ни в какой степени не решают транспортных проблем республики. Запланированные железные и автомобильные дороги позволят обеспечить вывоз сырья за пределы Якутии, но не смогут дать населению обещанной коммуникативной свободы и не создадут условий для развития всей территории РСЯ.
Вообще же, Якутия еще очень долгое время не будет иметь густой автодорожной сети из-за вполне понятных трудностей строительства капитальных дорог в условиях вечной мерзлоты, и будет опираться на систему основных трактов, пересекающих территорию республики в разных направлениях.
Потому нужно искать новые способы обеспечения транспортной доступности всей территории Якутии. Нетерпимо положение, когда 85% территории доступно только в отдельные сезоны, а на заброску грузов уходит до года.
В якутских условиях эту задачу может сделать только авиация. Что есть по этому поводу в "Схеме комплексного развития"? Ничего, кроме беспомощного разведения рук. Парк самолетов и вертолетов местной авиации был исправен на момент составления программы (2005) только на 18%, и в документе подчеркивается, что авиакомпании не в состоянии ни купить, ни взять в лизинг новые самолеты.
Это не стратегический подход. Даже если сейчас нет возможности коренным образом решить проблему, то требовалось в программе хотя бы сформулировать решение. Поскольку составители документа с этой задачей не справились, придется это сделать нам. Решение транспортной проблемы в Якутии состоит в использовании дирижаблей.
Дирижабль выгодно отличается от самолетов и вертолетов намного более легким управлением, требованием минимально подготовленных площадок, причальных мачт и эллингов (ангаров). Дальность полета их намного превышает дальность самолетов местной авиации, и расход горючего несопоставимо меньше. К примеру, производимый в России дирижабль Ау-30 может перевозить 20 пассажиров на расстояние 1600 км, что делает его более выгодным, чем самолет Ан-2 (12 пассажиров, дальность полета 990 км) или вертолет Ми-8 (24 пассажира, дальность полета 465 км).
Единственная проблема - Якутии дирижаблестроение придется создавать с нуля. Дело в том, что крупные дирижабли перестали строить с начала 1950-х годов, новых проектов не реализовано, а нынешние дирижабли имеют низкую грузоподъемность, максимум до 2 тонн. Подобные дирижабли могут использоваться только в перевозке пассажиров, заменяя нынешнюю местную авиацию. Но для грузовых перевозок нужны дирижабли грузоподъемностью хотя бы более 20 тонн, чтобы перевозить хотя бы один контейнер.
Поскольку строительство сети дорог, способной обеспечить доступность всех населенных пунктов и районов Якутии, не предвидится даже в длительной перспективе, то можно было бы в программе развития транспорта Якутии заложить развитие дирижаблестроения, разработку дирижаблей большой грузоподъемности (свыше 200 тонн), и создание транспортной сети, охватывающей Якутию и сопредельные регионы. Тем более, что именно в Якутии есть крупные запасы гелия, необходимого для дирижаблей.
На этом перспективные отрасли экономики Якутии не исчерпываются, однако даже краткое их перечисление займет большой объем текста. Приведенные примеры: алмазный инструмент, синтетические алмазы, высокотехнологичная продукция с использованием редких металлов и дирижабли, показывают, что Якутия не обречена вечно быть только сырьедобывающей республикой. Якутские ресурсы можно употребить с гораздо большей пользой и прибылью, чем это делается сейчас.
Опыт подъема крупнейших азиатских экономик показывает, что развиваться можно даже в самых неблагоприятных условиях, при полном отсутствии ресурсов, только за счет использования труда и интеллекта. Якутия же, которая щедро обеспечена всеми видами ресурсов, обречена на успех при создании по-настоящему инновационной, передовой экономики. Дмитрий ВЕРХОТУРОВ, Агентство политических новостей.
Автор книг: "Покорение Сибири: мифы и реальность", 2005. "Экономическая революция Сталина", 2006.
Биография: Дмитрий Николаевич Верхотуров 7 июня 1981 года рождения, уроженец г. Ачинска, Красноярского края. Образование высшее. Красноярский государственный педагогический университет, исторический факультет. С 1999 года занимается общественной деятельностью. С 2001 года занимается публицистикой. Коренной, потомственный сибиряк. Происходит из ангарских сибиряков. В Москве известен как весьма компетентный эксперт по экономическим вопросам. Политические
взгляды - сторонник идеи, что Россия должна опираться на союз с
коренными народами Сибири, только тогда развитие Сибири будет
по-настоящему эффективным. 15.05.2008 © Информационный центр "БАБР.RU"
|