Юрий Чайка не готов смягчить свою позицию в отношении Следственного комитета. Фото Артема Чернова (НГ-фото) |
Вчера заместитель генерального прокурора РФ Виктор Гринь подверг резкой критике деятельность Следственного комитета при прокуратуре (СКП). По его словам, выявлено более 70 тыс. нарушений процессуального законодательства, допущенных следователями. Эксперты говорят о предопределенности внутриведомственного конфликта, который вышел на новый виток.
На заседании коллегии СКП Гринь сообщил о массовых нарушениях, обнаруженных в работе Следственного комитета. «Почти 90% из них допущены при приеме и регистрации сообщений о совершенных преступлениях», – подчеркнул заместитель генпрокурора. Кроме того, следователи СКП нередко превышают сроки рассмотрения заявлений о совершенных преступлениях, а почти треть их постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел впоследствии признается незаконной.
Подводя итог своего выступления, Гринь констатировал «ухудшение качества предварительного следствия при уменьшении общей нагрузки на следователей»: «На дополнительное расследование в первом полугодии возвращено более 1600 уголовных дел, или в 3,5 раза больше, чем за тот же период прошлого года». Прокуроры и следователи зачастую не могут найти общий язык, и яркий тому пример – количество уголовных дел, возбуждаемых следователями по результатам прокурорских общенадзорных проверок. «Известно, что общенадзорные проверки в основном касаются сферы экономики, – отметил Гринь. – Из примерно 12 тысяч материалов по фактам выявленных прокуратурой нарушений следователями возбуждено около 4 тысяч уголовных дел. Нам вместе следует разобраться в причинах такого положения».
Заявления Гриня можно считать первым итогом масштабной проверки Следственного комитета, затеянной Генпрокуратурой еще в середине декабря 2007 года. Предполагалось, что общие показатели конца 2007 – начала 2008 года будут сравниваться с теми, которые имелись до того, как следствие выделилось в отдельную правоохранительную структуру. Сроки проверки неоднократно переносились, и казалось, что о ней попросту забыли. Многие эксперты расценивали возникшие проволочки как победу главы СКП Александра Бастрыкина. Обнародованными на коллегии данными Гринь подтвердил, что наблюдается отчетливая негативная динамика и, следовательно, выделение следствия в отдельное ведомство было неэффективным.
Не исключено, что, оттолкнувшись от этих данных, Генпрокуратура поставит вопрос о расформировании Следственного комитета. Эта идея может найти поддержку у генпрокурора Юрия Чайки, который неоднократно подвергал нападкам деятельность структуры Бастрыкина. В июле он обратил внимание на то, что следователи возбуждают уголовные дела далеко не по всем фактам коррупции, о которых сообщают прокуроры. Чуть ранее, выступая с докладом в Совете Федерации, генпрокурор отметил, что более половины преступлений в стране остаются нерасследованными.
Количество скандальных эпизодов, возникших в ведомстве менее чем за год его существования, явно не в пользу Бастрыкина. В конце марта глава СКП был вынужден отстранить от должности ряд своих подчиненных, подозреваемых во взяточничестве, включая начальника Главного следственного управления СКП Дмитрий Довгия. В июле депутат Госдумы Александр Хинштейн обвинил Бастрыкина в том, что он совмещает работу с предпринимательской деятельностью. Наконец, к прямому столкновению с Генпрокуратурой привело скандальное дело бывшего замминистра финансов Сергея Сторчака. Постановление следствия о возбуждении в отношении Сторчака второго уголовного дела было признано Генпрокуратурой необоснованным.
В сложившихся условиях Бастрыкин избрал тактику компромисса. На вчерашней коллегии СКП он сыграл на опережение, еще до выступления Гриня признав наличие серьезных недостатков в работе комитета.
По словам Бастрыкина, прокуроры стали «требовательно и принципиально» относиться к надзору за деятельностью следователей. Своим подчиненным он посоветовал «соблюдать законность» при расследовании уголовных дел и не рассчитывать на «поблажки со стороны прокуроров». Критикуя собственное ведомство, он не скупился на примеры некачественной работы следователей. В первом полугодии судами были оправданы 570 человек, привлекавшихся к уголовной ответственности, причем 177 из них находились под стражей, рассказал глава СКП.
Неожиданную лояльность Бастрыкина в адрес прокурорских работников генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин объясняет попыткой главы Следственного комитета таким образом выстроить отношения с президентом Медведевым: «И сам Бастрыкин, и его покровители заинтересованы в выстраивании личных отношений с президентом, и конфликт с Чайкой, который считается человеком команды Медведева, ему сейчас совсем не с руки».
Между тем конфликт невыгоден не только его участникам. Ущерб нанесен интересам всего общества. Глава комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному процессуальному законодательству Павел Крашенинников убежден, что «сложившаяся ситуация не может устраивать ни Следственный комитет, ни прокуратуру, ни государство»: «Общество нуждается, чтобы государство боролось с преступностью, а внутреннее недопонимание между ведомствами вредит этому процессу».
Член комитета по безопасности Госдумы, бывший руководитель службы Управления внутренних дел по Волгоградской области, полковник милиции и участник боевых действий в Афганистане Александр Куликов напомнил: идея единого Следственного комитета, куда вошли бы сотрудники ФСБ, МВД и прокуратуры, возникла еще 10 лет назад, но в результате получился самый ущербный ее вариант. То есть сегодня существует самостоятельное следствие всех трех ведомств. При этом прокуратура абсурдным образом лишилась права надзора над собственным подразделением. Функциональное разделение единого ведомства, которым по Конституции является Генеральная прокуратура, привело к противостоянию СКП и ГП, уверен Куликов: «В ведомстве трудится заместитель генерального прокурора, который фактически подчиняется напрямую президенту».
«Безнадзорное» следствие, отмечает депутат, становится удобным орудием для передела собственности. Сегодня масса случаев, когда обвиняют во взятках глав местных администраций. Однако потом взятка не подтверждается, и от обвинения остается хранение пары патронов... Но человек уже отстранен от должности, а на его месте сидит его другой человек, который получает в свое полное распоряжение контроль, в том числе над рынками города-миллионника...»
По словам Куликова, уровень законности в стране – при проверке материалов, содержащих признаки преступления, при возбуждении и расследовании уголовного дела – таков, что сегодня можно говорить о массовом беззаконии в России. Необоснованных арестов и приговоров, по разным оценкам, – от 10 до 15%, отдельные эксперты говорят о 20–30%. Эти цифры сопоставимы с данными 70-летней давности.
Эксперты «НГ» сходятся во мнении, что неутешительные для Следственного комитета результаты проверки вряд ли приведут к расформированию ведомства. По мнению президента Центра политической конъюнктуры Михаила Виноградова, этот вопрос можно рассматривать лишь спустя полгода: «Сейчас нет заинтересованности в том, чтобы повышать вес одной из силовых структур». Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин также убежден, что институциональный конфликт между ведомствами будет продолжаться: «Конкуренция была заложена изначально, когда Следственный комитет фактически стал самостоятельным органом. И в этой ситуации не поможет даже смена руководителей ведомств, новое руководство все равно придет к конфликту», – отметил эксперт.
Пороки нынешней системы не остаются не замеченными руководством страны. Очевидны попытки исправить сложившееся положение дел. Напомним: в начале июля на заседании совета законодателей с участием президента Дмитрия Медведева глава Министерства юстиции Александр Коновалов высказался о необходимости повысить роль государственного обвинителя в расследовании преступлений, связанных с коррупцией. То есть привлекать прокуроров на самых ранних стадиях, в тот момент, когда следствие только начинается. Глава государства тогда пообещал обдумать данное предложение.
В Думе единственный выход из положения видят в усилении парламентского контроля над правоохранительной системой в целом. Александр Куликов уверен, что Генпрокуратуре при сохранении отдельного Следственного комитета необходимо вернуть надзорные функции: «При этом одна из форм противодействия нынешней системе – закон о парламентском расследовании и независимая от государства пресса. Корень зла – в закрытости правоохранительной системы. Келейность процесса принятия решений превращает рабочий орган, нужный государству, в орудие внутриклановой борьбы».
|