Геннадий Федоров
Сумерки якутских богов Миссия Штырова
«Сумерки богов» («Götterdämmerung») – так называется завершенная в 1874 году финальная часть оперы Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунгов», которая заканчивается феерической сценой всеобщего краха.
Сжавшуюся от ужаса землю накроет с востока до запада и с севера до юга призрачная тень багровых крыльев. На озерах и реках как в зеркале сверкнет пылающая пасть дракона. Острые когти дотянутся до неба, царапая луну и срывая звезды. И наступят сумерки мироздания… (Вольный перевод якутского эпоса-олонхо).
Рассказывают, что якутский поэт И.Николаев-Уххан не удостоился чести быть приглашенным на инаугурацию В.Штырова. Впечатления свои (посмотрев по телевизору) поэт изложил как описание прихода в страну Олонхо, в Якутию, демона-разрушителя, с которым поэт прямо отождествил Штырова. (ст. "Сурэхтэнииттэн сурэхтэтии") Уххана выгнали из газеты, где он трудился, а его имя Штыров включил в список своих вечных личных врагов. Поэты умеют сердцем чувствовать то, до чего другие долго доходят рассудком.
1. Государственность Республики Саха (Якутия). 1.1. В.Штыров был избран Президентом Республики Саха (Якутия) 13 января 2002 года. Конституция Республики Саха (Якутия) – основной закон республики, определяющий ее общественное и государственное устройство, основа всего законодательства, фундамент государственности Республики Саха (Якутия). В Конституцию Республики Саха (Якутия) с 2002 года внесено, как написано в справке для Администрации Президента РФ, 218 поправок Конституционными законами Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2002 года 54-З N 445-II, от 10 июля 2003 года 40-З N 81-III, от 25 апреля 2006 года 332-З N 675-III, от 14 февраля 2007 года 423-З N 859-III. И это не считая тех поправок, которые приняты Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 22 июля 2008 года. Трудно судить, какой характер носят все эти 218 поправок, среди них, вероятно, есть просто технические. Но результат налицо – во время В.Штырова шел процесс интенсивной перекройки Конституции Республики Саха (Якутия). Как подчеркнуто с гордостью в той же справке, 218 поправок – рекордная цифра среди всех республик Российской Федерации. Процесс пересмотра Конституции мог бы быть еще более масштабным, если бы не инцидент с Председателем Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Н.Соломовым. Пришедший на его место Н.Тимофеев всеми силами оттягивал внесение носящих серьезный политический характер поправок. В итоге его попросту выкинули, не избрав повторно спикером. Новый Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) В.Басыгысов в ускоренном темпе принял новые поправки в Конституцию Республики Саха (Якутия). И на этом процесс перекройки Конституции Республики Саха (Якутия) только берет новый разбег. Увидев реакцию нового депутатского корпуса и убедившись в его управляемости, готовятся новые поправки, которые окончательно разрушат государственность Республики Саха (Якутия). На уровне обкатки идеи обсуждается концепция административно-территориальной трансформации Республики Саха (Якутия) путем его слияния с Магаданской областью. Важнейшим условием этого считается строительство железной дороги Якутск – Магадан, поэтому Правительство России утвердило Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года, в которой предусмотрено строительство железной дороги Нижний Бестях – Магадан протяженностью 1866 километра. Конечно, процесс приведения Конституций республик Российской Федерации в соответствие с федеральным законодательством – в настоящее время общераспространенное явление. Но зачем В.Штырову стремится к рекордным показателям? Ради чего?
1.2. Государственное Собрание (Ил Тумэн) – представительный, законодательный и контрольный орган государственной власти Республики Саха (Якутия). В.Штыров 17 октября 2002 года добился кардинальной перестройки структуры Государственного Собрания (Ил Тумэн). Вместо двухпалатного парламент стал однопалатным в целях гораздо большей управляемости. 29 декабря 2002 года был избран новый депутатский корпус III созыва, в котором преобладали представители алмазно-бриллиантового комплекса, а также угольного, нефтегазового и энергетического. Руководители зависимых от исполнительной власти предприятий голосовали так, как хотел В.Штыров. Кроме того, Государственное Собрание (Ил Тумэн) III созыва утратило то, что составляло силу предыдущих созывов – профессионализм. За один-два дня депутаты стали принимать десятки законов, даже не вникая в них. Есть и печальный антирекорд – 356 законов за 2 дня. Вы уверены, что депутаты успели хотя бы просмотреть их названия? Это было не просто создание полностью зависимого от В.Штырова парламента, это было целенаправленной акцией – уничтожением сильного регионального парламента, способного в критическое время защищать интересы Республики Саха (Якутия). Во время 90-х годов именно сильные парламенты стали тараном в разрушении прежней системы. Именно сильные парламенты сейчас являются одной из основ политического веса Татарстана и Башкортостана. Государственное Собрание (Ил Тумэн) IV созыва лишилось даже тех остатков профессионализма, которые существовали в парламенте III созыва. В 2002 – 2008 годах было 39 работающих на профессиональной основе депутатов. В парламенте IV созыва их стало только 18. Профессиональный депутат более независим от исполнительной власти. Именно поэтому свели к минимуму количество работающих на профессиональной основе депутатов. Зачем В.Штыров уничтожил сильный республиканский парламент?
2. Экономическая основа Республики Саха (Якутия). 2.1. Республика Саха (Якутия) отстаивала принцип регионального экономического суверенитета – принцип экономической самостоятельности. Поступления из федерального бюджета в бюджет Республики Саха (Якутия) в 2001 году составили 7,695 миллиардов рублей, в 2007 году – 18,54 миллиарда рублей (федеральные дотации увеличились в 2,4 раза). Причем федеральный центр очень охотно шел на увеличение дотаций с целью усиления экономической зависимости Республики Саха (Якутия). В.Штыров приложил огромные усилия для углубления дотационной зависимости Республики Саха (Якутия). Ранее бюджет Республики Саха (Якутия) был профицитным, с 2002 года дефицит бюджета стал хроническим, в 2005 году дефицит достигал даже 12,53 миллиарда рублей. В 2001 году государственный долг Республики Саха (Якутия) составлял 8,56 миллиардов рублей, в 2007 году государственный долг Республики Саха (Якутия) составил 19,3 миллиарда рублей (вырос в 2,25 раз). Зачем В.Штыров так упорно стремится уничтожить экономическую самостоятельность Республики Саха (Якутия)?
2.2. Республика Саха (Якутия) потеряла целые отрасли: - алмазодобывающую, - угледобывающую, - золотодобывающую, - нефтегазовую, - телекоммуникационную, - сурьмяную. С согласия В.Штырова с 1 января 2007 года Нерюнгринская ГРЭС передана в состав ОАО «Дальневосточная генерирующая компания». Эта энергостанция является крупнейшей в Республике Саха (Якутия), вырабатывает 2,4 миллиарда киловатт-часов в год. Правительство РФ приняло Постановление №406 от 7 августа 2004 года о реструктуризации числящегося за Республикой Саха (Якутия) остатка «золотого кредита» в сумме 69,94 миллионов долларов. «Золотой кредит» был переведен в денежную форму и реструктурирован на 15 лет. А В.Штыров вместо этого основные фонды ОАО «Железные дороги Якутии» стоимостью 22 миллиарда рублей (официальная оценка) решил обменять на погашение «золотого кредита» стоимостью 1,888 миллиардов рублей (11,7 раз меньше, чем стоимость железной дороги). Может, это было убыточное предприятие? В 2007 году выручка ОАО «Железные дороги Якутии» составила 1,685 миллиардов рублей, чистая прибыль – 477,6 миллионов рублей. А в 2008 году выручка составит 3,953 миллиарда рублей, а чистая прибыль – 1,627 миллиардов рублей. К 2012 году объемы перевозок должны превысить 40 миллионов тонн в год. По оценкам, к этому периоду доходы «Железных дорог Якутии» достигнут 800 миллионов долларов. Есть ли логика в такой «экономической гениальности» выдающегося менеджера В.Штырова? Или же расчет в другом – вывести из собственности Республики Саха (Якутия) целую отрасль, которая очень скоро начнет приносить доходы чуть меньше миллиарда долларов? Ускоренная распродажа В.Штыровым всех значимых экономических активов Республики Саха (Якутия) – осознанная политика с целью уничтожить экономический фундамент республики?
3. Человеческие ресурсы Республики Саха (Якутия). Человеческие ресурсы нации – важнее политических и экономических. Если есть лидеры, если есть активная элита, любая нация может подняться. И если нейтрализовать активность элиты, народ окончательно лишается возможности развиваться. За годы своего правления В.Штыров сумел добиться нейтрализации многих активных людей. Конечно, оценки тех и иных персон будут разные, кому-то из читателей кто-то из приведенного списка не нравится, кто-то из читателей не согласен считать кого-то «активной личностью». Но, как бы ни разнились наши оценки этих людей, многие согласятся с тем, что эти люди все же добились многого и тем самым показали свою активность. Элита любого народа – главная его движущая сила. Элита – это пассионарные личности, которые каждый на своем месте выполняют свои разнообразные функции – организуют народ, руководят, вырабатывают идеи и идеологию, вдохновляют людей, формируют общественное мнение, развивают финансы, экономику, науку, культуру, информируют общество. Элита – люди-детонаторы, которые, даже реализуя свои собственные личные амбиции, фактически стимулируют общенациональную энергию, насыщая ее своими импульсами. Многонациональная элита Республики Саха (Якутия), состоящая как из якутов, так и из русских и других якутян, фактически только начинает складываться. Именно поэтому если, к примеру, какой-то предприниматель работает только на свое благополучие, фактически он усиливает общую энергетику якутян, создает рабочие места, увеличивает насыщаемость рынка товарами, услугами, финансовыми и материальными ресурсами. Приведем короткий список тех людей, которых В.Штыров нейтрализовал или пытается нейтрализовать (причем приведем только тех, которых многие знают, за пределами списка остались сотни мало известных массам людей): - М.Николаев, его активность жестко блокируется В.Штыровым, - И.Михальчук, он был вынужден уйти и стал губернатором другого региона, - Р.Бурнашов, его называли «первой жертвой Штырова», В.Штырову не был нужен сильный и независимый федеральный сенатор, поэтому член Совета Федерации Р.Бурнашов лишился своего статуса и вскоре умер, - Ф.Тумусов, все время бывший в опале и наперекор В.Штырову ставший депутатом Государственной Думы, - В.Колмогоров, бывший заместитель Генерального прокурора России, - А.Томтосов, бывший заместитель федерального министра, - В.Власов, бывший Председатель Правительства Республики Саха (Якутия), - С.Назаров, бывший Председатель Правительства Республики Саха (Якутия), - А.Акимов, бывший вице-президент Республики Саха (Якутия), сейчас в ссылке в Москве, - В.Филиппов, бывший Председатель Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), - Н.Тимофеев, бывший Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), - В.Старцев, глава Администрации города Нерюнгри, - Э.Березкин, бывший заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), бывший первый вице-президент АК «АЛРОСА», - В.Дюкарев, бывший вице-президент АК «АЛРОСА», - С.Зельберг, бывший вице-президент АК «АЛРОСА», - В.Софронов, бывший вице-президент АК «АЛРОСА», - М.Мучин, бывший заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), - Р.Шипков, бывший заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), - З.Корнилова, бывший депутат Государственной Думы, наперекор В.Штырову ставшая народным депутатом Республики Саха (Якутия), находящаяся в жесткой оппозиции к В.Штырову, - А.Федотов, бывший руководитель Республиканской налоговой инспекции Республики Саха (Якутия), - А.Аммосов, бывший член федерального политического совета СПС, крупный предприниматель. Автор видел список-мортиарий жертв В.Штырова, в котором фигурируют сотни людей разных национальностей и в разных сферах, включая десятки депутатов. Думается, и из приведенного выше списка люди поняли кадровую политику В.Штырова. Обычно бывает достаточно нейтрализовать некоторые ключевые фигуры, которые в силу своего политического авторитета являются «каркасными». Глядя на их судьбу, многие замыкаются, элита утрачивает пассионарность, как это было в истории многих народов и стран. Следует также напомнить судьбу двух бывших народных депутатов Республики Саха (Якутия) – М.Санникова и В.Николаева. Они на выборах 2001-2002 годов очень активно работали на В.Штырова, В.Николаев был его доверенным лицом. После победы В.Штыров забыл о В.Николаеве, тот прозябал в богом забытой конторе. Успел выпустить книгу о деятельности общества «Саха омук», у многих близких знакомых просил прощения за то, что заблуждался, поддерживая В.Штырова. И умер в таком возрасте, когда многие мужчины достигают пика карьеры, в старину сказали бы: «его погубили тоска и раскаяние». А М.Санников стал одним из противников В.Штырова. В.Штырова когда-то хвалили за то, что он не привел с собой новых людей, а старается якобы использовать возможности уже работающих людей. Но забывают (или не знают), что с самого начала так действуют люди, пришедшие уничтожать существующую элиту. В.Штыров привел с собой В.Чуйко, осужденного за кражу гуманитарной помощи, В.Грабцевича, о котором мирнинцы говорят только с ухмылкой. Уже тогда были ясны намерения В.Штырова, но многие не верили, что В.Штыров начнет уничтожать элиту Республики Саха (Якутия). В.Штырову на кого-то приходилось, конечно, опираться, кого-то куда-то выдвигать. Почти все его выдвиженцы, за исключением М.Эверстова, люди, состоявшиеся вне влияния В.Штырова. Осенью-зимой 2008 года планируется весьма сильная кадровая ротация, поскольку В.Штырову надо свалить все накопившиеся грехи на кого-то и начать якобы новый курс с новой командой. Тогда список его жертв пополнится новыми именами. Зачем стремится В.Штыров лишить элиту Республики Саха (Якутия) способности к независимой политической активности, оставив ей право только на регулируемую деятельность? Только ради своего политического комфорта? Или у него изначально была цель (своя личная или поставленная сверху) уничтожить элиту Республики Саха (Якутия)? 4. Оболванивание народных масс. В.Штыров основной акцент в своей социально-экономической политике сделал на популизм. Ставка на внешние эффекты всегда была присуща В.Штырову. В 1997 году он со свитой в количестве 118 человек за счет АК «АЛРОСА» летал на Северный полюс, чтобы сыграть там в футбол. С 2002 года в Республике Саха (Якутия) количество проводимых за счет бюджетных средств имиджевых мероприятий увеличилось десятки раз. Только за 2007 год было проведено 512 мероприятий республиканского уровня, включая 128 мероприятий российского и международного уровня. В 2002 и 2007 годах были проведены Дни Якутии в Москве и Санкт-Петербурге. В 2007 году на эти Дни в Москву и Санкт-Петербург из Якутии прилетело 518 человек. Арендовались самые престижные площадки. На проведение в 2004 году международных игр «Дети Азии» ушло свыше 1,68 миллиардов рублей. В 2008 году были проведены следующие «Дети Азии», количество участников из 19 стран Азии и 27 регионов России составило 3235 человек (в предыдущих играх было 1509 участников). И это не считая много сотен приглашенных из различных стран участников культурной программы. В 2005 году состоялся выезд большой делегации Республики Саха (Якутия) в Японию для участия в «ЭКСПО-2005». В 2005 году также состоялась поездка большой делегации (136 человек) Республики Саха (Якутия) в Париж и Страсбург. В марте-апреле 2008 года делегация Республики Саха (Якутия) в составе 73 человек выезжала в Германию. Расходы на содержание госаппарата – основной опоры В.Штырова – неуклонно растут. В 2001 году на государственное управление и местное самоуправление было реально израсходовано 1,185 миллиарда рублей (3,5% от бюджета), в 2007 году – реально израсходовано 7,468 миллиардов рублей (15,6% бюджета). В 2001 году в Республике Саха (Якутия) численность работников, занятых в органах государственной власти и местного самоуправления, составила 11.346 человек, а в 2007 году – 14.264 человека, т.е. 1 чиновник на 67 человек (по этому показателю республика опережает все субъекты Дальневосточного федерального округа). В итоге расходная часть бюджета Республики Саха (Якутия) в 2008 году составит 60,81 миллиард рублей (в 2001 году – 33,9 миллиарда рублей). На каждого жителя Республики Саха (Якутия) в 2001 году приходилось 35,63 тысячи рублей бюджетных расходов, в 2007 году – 64 тысячи рублей. А чего жалеть деньги, если Республику Саха (Якутия) необходимо любым способом посадить на иглу наркотической зависимости от федеральных дотаций? Республика, некогда способная сама себя финансово обеспечивать, перечислявшая в федеральный бюджет больше налогов, чем получала обратно в виде дотаций, сейчас стала «дотационной наркоманкой». Финансово независимая республика – политически также независимая. Дотационно зависимая республика – политически полностью покорная. А народ не должен этого замечать. Народ не должен понимать, куда ведет политика В.Штырова. Если кто-то осмеливается рассказать народу правду – того надо сгноить в тюрьме, поэтому заводят уголовное дело на поэта Уххана. Чтобы оболванить народ, проводятся различные грандиозные мероприятия. Почти каждый год – то Спартакиада народов Якутии, то Игры Манчаары, то Спортивные игры Республики Саха (Якутия), то Игры Дыгына, то Дни Якутии в разных городах, то Игры Детей Азии, главное – непрерывно проводить побольше затратных мероприятий. Чем больше расходуется денег – тем глубже увязает Республика Саха (Якутия) в дотационной трясине, тем сильнее идет оболванивание народных масс. «Сумерки богов» Р.Вагнера завершаются феерической сценой всеобщего краха. И в Республике Саха (Якутия) видим то же самое – под феерические празднества, завораживающие открытия и закрытия грандиозных торжеств наступают «сумерки богов» Якутии.
5. Сила, воля и надежда. Не стоит думать, что штыровщина неодолима. Сила народа – в правде, в знании истины. Если народ знает правду, то народ не обмануть, не завести под звуки фанфар и под блеск фейерверков в трясину. И не стоит думать, что борьба обречена на поражение. К.Кастанеда писал: «Воля – это то, что заставляет тебя побеждать, когда твой рассудок говорит тебе, что ты повержен». Если народ и элита соберутся, если они послушаются голоса своей воли, то они победят. Кто народ и кто перед знающим правду народом Штыров? Кто элита и кто перед сплоченной элитой Штыров? Одной силы и одной воли мало. Нужна надежда. А надежда есть. Перед силой народной пасуют все – коварство, обман, попытки расколоть народ и элиту. Именно на это и нужно надеяться. За сумерками всегда наступает рассвет.
|