| 
| News topics |  | 
					| Политика.Митинги. Пикеты. Партии  [901] |  
					| Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения  [263] |  
					| Суд-закон.МВД.Криминал  [1282] |  
					| Право, закон  [323] |  
					| Экономика и СЭР  [840] |  
					| Власть Правительство  Ил Тумэн  [1208] |  
					| Мэрия, районы, муниципалитеты  [400] |  
					| Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО  [215] |  
					| Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка  [559] |  
					| Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги  [156] |  
					| Коррупция  [862] |  
					| Банк  Деньги Кредиты  Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство  [294] |  
					| Социалка, пенсия, жилье  [277] |  
					| ЖКХ, строительство  [133] |  
					| Образование и наука. Школа. Детсад  [215] |  
					| Люди. Человек. Народ. Общество  [226] |  
					| АЛРОСА,  Алмаз. Золото. Драгмет.  [672] |  
					| Алмазы Анабара  [161] http://alanab.ykt.ru// |  
					| Земля. Недра  [240] |  
					| Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода  [380] |  
					| СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ  [158] |  
					| Промышленность  [43] |  
					| Нефтегаз  [284] |  
					| Нац. вопрос  [285] |  
					| Соцпроф, Совет МО, Общ. организации  [65] |  
					| Дьикти. О невероятном  [183] |  
					| Выборы  [661] |  
					| Айыы үөрэҕэ  [124] |  
					| Хоһооннор  [5] |  
					| Ырыа-тойук  [23] |  
					| Ыһыах, олоҥхо  [108] |  
					| Култуура, итэҕэл, искусство  [368] |  
					| История, философия  [245] |  
					| Тюрки  [76] |  
					| Саха  [164] |  
					| литература  [43] |  
					| здоровье  [469] |  
					| Юмор, сатира, критика  [14] |  
					| Реклама  [7] |  
					| Спорт  [123] |  
					| В мире  [86] |  
					| Слухи  [25] |  
					| Эрнст Березкин  [88] |  
					| Моё дело  [109] |  
					| Геннадий Федоров  [11] |  
					| BingHan  [4] | 
 |  | | Main » 2011 » Муус устар » 28 » Достоинства вездехода «Ураанхай» не вызывают сомнений 
 
| Достоинства вездехода «Ураанхай» не вызывают сомнений | 10:37 |  | Александр КСАНФ, 22.04.2011 
 Хочется внедрить, но не можется«… два русских мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания, относившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к сидевшему в нем. "Вишь ты, - сказал один другому, - вон какое колесо! Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?” - "Доедет”, - отвечал другой. "А в Казань-то, я думаю, не доедет?” - "В Казань не доедет”. - Этим разговор и кончился…».
 
 «Самоделкин» или «самородок»
 
 Разговор, открывающий «Мертвые души», состоялся двести лет назад, но вполне мог бы повториться сегодня при виде чудо-экипажа «Ураанхай». Во всяком случае у меня возникли те же мысли только с иными географическими названиями. Создатель вездеходной кареты будущего Александр Смурыгин - человек не менее деятельный, чем гоголевский герой, но в отличие от Чичикова движим не жаждой наживы, а желанием помочь своим землякам как-то преодолеть вторую из главных, согласно классику, российских бед. Якутский Кулибин готов с любым биться об заклад, что его аппарат доедет куда угодно, главное, где угодно проедет, а если надо, и проплывет.
 Таких людей, как Александр Егорович, одержимых идеей изобретательства, но не имеющих инженерного образования (Смурыгин по профессии сварщик), одни называют пренебрежительно «самоделкиными», другие более уважительно - мастерами-самоучками. Мне больше нравится слово «самородок», не потому что все изобретения народных умельцев обязательно на вес золота и идеи бывают завиральные и их воплощения бесполезными, а потому что встречаются такие люди редко, опровергая своей неуемной энергией и пытливым умом известное утверждение Пушкина, что русский мужик ленив и нелюбопытен.
 
 Рождение «кентавра»
 
 С куда большей охотой я написал бы Повесть о необычном человеке Александре Смурыгине, но и его «железный конь» из породы кентавров, в котором угадывались и савраска-«уазик», и битюг-«Урал», и мастодонт-«Кировец», и даже что-то благородных хаммеровских кровей достоин описания. А под капотом, как с гордостью доложил Александр Егорович, бьется пламенное сердце самурая «Ниссана».
 Однако высокий поэтический штиль придется отложить в сторону и, вспомнив накопленное за годы, проведенные в политехе на автомобильном факультете и Центре испытаний Горьковского автозавода, познакомить любознательных читателей с некоторыми техническими характеристиками вездехода и порассуждать о перспективах его массового появления на неезженых трассах Якутии. Адресован материал в первую очередь представителям сильного пола как более подверженным рыбацко-охотничьим забавам, хотя есть в якутских городах и селениях дамы, чья тяга к природе, выражающаяся в стремлении забраться в непролазную грязь и топь, не уступает мужской. Страстное увлечение охотой и рыбалкой самих Смурыгиных - отца Александра и сына Константина, подогретое разочарованием в ходовых качествах серийных вездеходов танкеток, и привело к рождению любимого детища - «Ураанхай».
 Город Мирный, где живут Смурыгины, столица не только Алмазного края, но и края болотно-озерного, испещренного многочисленными речками и ручьями, преодолевать которые на обычном вездеходе проблема даже в сухой сезон. Поэтому Александр Егорович и Константин, выступающий в роли главного генератора идей, изначально нацелились на придание своему аппарату качеств амфибии. В результате появились дополнительный кардан и винт. Крейсерская скорость на воде не превышает скорости пешехода, но для форсирования небольших водных преград этого достаточно, а большие озера можно и объехать.
 Основу дизайна составляют удлиненный метра на полтора кузов от «УАЗ-3151», а также капот и крылья неизвестного происхождения, но явно с авторазбора. Два редуктора, да несущая рама тоже от «уазика». Двигатель дизельный 2,7 л от «Ниссан-Террано». Расход топлива 20 л на 100 км по трассе, при движении по болоту может доходить до сорока..
 Колеса от трактора «Кировец» со срезанными для облегчения протекторами поднимают вездеход на почти недосягаемую высоту: во всяком случае чтобы забраться в салон, требуются известные усилия и акробатическая ловкость. Зато высоко сижу– далеко гляжу. Два люка над водительским и пассажирским креслом, как сказал изобретатель, для наблюдения за природой. Наверное, в оптический прицел.
 Отделка салона вполне спартанская, из того, что под рукой оказалось, но главное, тепло — Александр Егорович уверяет, что ночевал в машине при минус 50 и не замерз.
 
 КБ «Смурыгин и сынъ»
 
 Надо отметить, что данный вездеход далеко не единственная разработка конструкторского бюро «Смурыгин и сынъ». Как рассказал Смурыгин-старший, сначала на свет появился опытный образец вездеходной сенокосилки для работ на заболоченных алаасах. Конструкция, снабженная одноцилиндровым ижевским двигателем от инвалидной мотоколяски и мостами от «Москвича», получилась легкой и тоже плавающей. Чтобы этого добиться, пришлось «ободрать» колеса от «КрАЗа» - советская шинная промышленность легких колес большого диаметра не выпускала, а об импортной резине тогда можно было только мечтать. Грянувшая перестройка и последовавший за ней распад СССР помешали получить законное признание и авторское свидетельство, а наступившее лихолетье экономических реформ заставило изобретателя переделать уникальную сельхозтехнику в обычное транспортное средство и продать, чтобы хоть как-то поддержать семейный бюджет.
 Но новаторская мысль отца и сына Смурыгиных уже обрела крылья, и на вырученные деньги был куплен автомобиль «Урал», чтобы в свою очередь подвергнуться переделке под конкретные нужды, на сей раз энергетиков. Они удлинили базу грузовика до шести метров, установили манипулятор, и машина оказалась незаменимой на строительстве ЛЭП.
 
 Голова, руки, карман – получаем бизнес-план
 
 Надо отметить, что все задумки якутских изобретателей идут, что называется, от земли, на которой они живут, и продиктованы конкретными проблемами, требующими решения уже сегодня, а не в отдаленной перспективе. Наверное поэтому им трудно найти понимание у крупных автопроизводителей и государственных органов, а мечта создать собственное небольшое производство пока остается только мечтой.
 Как сказал один неглупый человек, для успеха любого дела нужны голова, руки и карман. С последним у Смурыгиных и возникают проблемы. Все потенциальные инвесторы, к которым они обращались, говорят примерно одно и то же: вы сначала сделайте, а мы посмотрим, если понравится, купим. Конечно, машина получается не дешевая. Говорить о продажной цене «Ураанхая» пока рано, но некоторое представление дает себестоимость изготовления первого образца: только на покупку кузова, двигателя и прочих комплектующих Смурыгины выдернули из семейного бюджета более 400 тысяч рублей.
 Достоинства вездехода «Ураанхай» не вызывают сомнений у руководителя поисково-спасательной службы МЧС Николая Находкина, который всячески поддерживает изобретателей, но в оснАлександр КСАНФ, 22.04.2011
 
 Хочется внедрить, но не можется
 
 «… два русских мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания, относившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к сидевшему в нем. "Вишь ты, - сказал один другому, - вон какое колесо! Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?” - "Доедет”, - отвечал другой. "А в Казань-то, я думаю, не доедет?” - "В Казань не доедет”. - Этим разговор и кончился…».
 
 «Самоделкин» или «самородок»
 
 Разговор, открывающий «Мертвые души», состоялся двести лет назад, но вполне мог бы повториться сегодня при виде чудо-экипажа «Ураанхай». Во всяком случае у меня возникли те же мысли только с иными географическими названиями. Создатель вездеходной кареты будущего Александр Смурыгин - человек не менее деятельный, чем гоголевский герой, но в отличие от Чичикова движим не жаждой наживы, а желанием помочь своим землякам как-то преодолеть вторую из главных, согласно классику, российских бед. Якутский Кулибин готов с любым биться об заклад, что его аппарат доедет куда угодно, главное, где угодно проедет, а если надо, и проплывет.
 Таких людей, как Александр Егорович, одержимых идеей изобретательства, но не имеющих инженерного образования (Смурыгин по профессии сварщик), одни называют пренебрежительно «самоделкиными», другие более уважительно - мастерами-самоучками. Мне больше нравится слово «самородок», не потому что все изобретения народных умельцев обязательно на вес золота и идеи бывают завиральные и их воплощения бесполезными, а потому что встречаются такие люди редко, опровергая своей неуемной энергией и пытливым умом известное утверждение Пушкина, что русский мужик ленив и нелюбопытен.
 
 Рождение «кентавра»
 
 С куда большей охотой я написал бы Повесть о необычном человеке Александре Смурыгине, но и его «железный конь» из породы кентавров, в котором угадывались и савраска-«уазик», и битюг-«Урал», и мастодонт-«Кировец», и даже что-то благородных хаммеровских кровей достоин описания. А под капотом, как с гордостью доложил Александр Егорович, бьется пламенное сердце самурая «Ниссана».
 Однако высокий поэтический штиль придется отложить в сторону и, вспомнив накопленное за годы, проведенные в политехе на автомобильном факультете и Центре испытаний Горьковского автозавода, познакомить любознательных читателей с некоторыми техническими характеристиками вездехода и порассуждать о перспективах его массового появления на неезженых трассах Якутии. Адресован материал в первую очередь представителям сильного пола как более подверженным рыбацко-охотничьим забавам, хотя есть в якутских городах и селениях дамы, чья тяга к природе, выражающаяся в стремлении забраться в непролазную грязь и топь, не уступает мужской. Страстное увлечение охотой и рыбалкой самих Смурыгиных - отца Александра и сына Константина, подогретое разочарованием в ходовых качествах серийных вездеходов танкеток, и привело к рождению любимого детища - «Ураанхай».
 Город Мирный, где живут Смурыгины, столица не только Алмазного края, но и края болотно-озерного, испещренного многочисленными речками и ручьями, преодолевать которые на обычном вездеходе проблема даже в сухой сезон. Поэтому Александр Егорович и Константин, выступающий в роли главного генератора идей, изначально нацелились на придание своему аппарату качеств амфибии. В результате появились дополнительный кардан и винт. Крейсерская скорость на воде не превышает скорости пешехода, но для форсирования небольших водных преград этого достаточно, а большие озера можно и объехать.
 Основу дизайна составляют удлиненный метра на полтора кузов от «УАЗ-3151», а также капот и крылья неизвестного происхождения, но явно с авторазбора. Два редуктора, да несущая рама тоже от «уазика». Двигатель дизельный 2,7 л от «Ниссан-Террано». Расход топлива 20 л на 100 км по трассе, при движении по болоту может доходить до сорока..
 Колеса от трактора «Кировец» со срезанными для облегчения протекторами поднимают вездеход на почти недосягаемую высоту: во всяком случае чтобы забраться в салон, требуются известные усилия и акробатическая ловкость. Зато высоко сижу– далеко гляжу. Два люка над водительским и пассажирским креслом, как сказал изобретатель, для наблюдения за природой. Наверное, в оптический прицел.
 Отделка салона вполне спартанская, из того, что под рукой оказалось, но главное, тепло — Александр Егорович уверяет, что ночевал в машине при минус 50 и не замерз.
 
 КБ «Смурыгин и сынъ»
 
 Надо отметить, что данный вездеход далеко не единственная разработка конструкторского бюро «Смурыгин и сынъ». Как рассказал Смурыгин-старший, сначала на свет появился опытный образец вездеходной сенокосилки для работ на заболоченных алаасах. Конструкция, снабженная одноцилиндровым ижевским двигателем от инвалидной мотоколяски и мостами от «Москвича», получилась легкой и тоже плавающей. Чтобы этого добиться, пришлось «ободрать» колеса от «КрАЗа» - советская шинная промышленность легких колес большого диаметра не выпускала, а об импортной резине тогда можно было только мечтать. Грянувшая перестройка и последовавший за ней распад СССР помешали получить законное признание и авторское свидетельство, а наступившее лихолетье экономических реформ заставило изобретателя переделать уникальную сельхозтехнику в обычное транспортное средство и продать, чтобы хоть как-то поддержать семейный бюджет.
 Но новаторская мысль отца и сына Смурыгиных уже обрела крылья, и на вырученные деньги был куплен автомобиль «Урал», чтобы в свою очередь подвергнуться переделке под конкретные нужды, на сей раз энергетиков. Они удлинили базу грузовика до шести метров, установили манипулятор, и машина оказалась незаменимой на строительстве ЛЭП.
 
 Голова, руки, карман – получаем бизнес-план
 
 Надо отметить, что все задумки якутских изобретателей идут, что называется, от земли, на которой они живут, и продиктованы конкретными проблемами, требующими решения уже сегодня, а не в отдаленной перспективе. Наверное поэтому им трудно найти понимание у крупных автопроизводителей и государственных органов, а мечта создать собственное небольшое производство пока остается только мечтой.
 Как сказал один неглупый человек, для успеха любого дела нужны голова, руки и карман. С последним у Смурыгиных и возникают проблемы. Все потенциальные инвесторы, к которым они обращались, говорят примерно одно и то же: вы сначала сделайте, а мы посмотрим, если понравится, купим. Конечно, машина получается не дешевая. Говорить о продажной цене «Ураанхая» пока рано, но некоторое представление дает себестоимость изготовления первого образца: только на покупку кузова, двигателя и прочих комплектующих Смурыгины выдернули из семейного бюджета более 400 тысяч рублей.
 Достоинства вездехода «Ураанхай» не вызывают сомнений у руководителя поисково-спасательной службы МЧС Николая Находкина, который всячески поддерживает изобретателей, но в основном морально и путем использования аппарата для нужд своей службы, что, конечно, придает машине авторитет, но не приближает к налаживанию ее серийного производства. Министр здравоохранения РС(Я) Александр Горохов, познакомившись с «Ураанхаем», увидел в вездеходе хорошую замену дорогостоящей санитарной авиации для удаленных северных и арктических районов и, говорят, даже выразил готовность приобрести десяток машин. Четыре года эксплуатации машины в самых экстремальных условиях, в том числе зимой, причем без серьезных поломок действительно внушают оптимизм. А когда летом «Ураанхай» появился на одном из удаленных пиктов в Западной Якутии, куда и по зимнику-то не всегда доберешься, у живущего там Робинзона просто челюсть отвисла от удивления.
 То, что задумали создатели вездехода, на профессиональном языке называется опытным производством, а оно обычно создается при больших заводах, выпускающих серийную продукцию. На одном из таких в Управлении конструкторско-экспериментальных работ Горьковского автозавода я проработал более пяти лет и знаю, какой объем технической документации требуется для создания опытного образца, не говоря уже о последующих испытаниях, в том числе и на безопасность конструкции с получением соответствующих сертификатов в Центре технической экспертизы НАМИ. В Якутии такого опыта просто нет.
 Получается замкнутый круг, без поддержки со стороны инвесторов или государства Смурыгиным и дальше придется создавать свои конструкции в гараже, что отнимает очень много времени: на «Ураанхай» ушло полтора года, косилка, как более сложный агрегат, потребует еще больше времени. «А мне, - сетует Александр Егорович, - уже 55 лет…».
 Все попытки Смурыгиных обратить на проект внимание республиканской власти тоже превращаются в бег по кругу: не встретив понимания в родном Мирном, они еще в 2009 представили свой бизнес-план президенту Штырову, тот переадресовал его министру по делам предпринимательства Кормилицыной, а Екатерина Ивановна «отфутболила» документ обратно Мирнинской администрации. Круг замкнулся, четыре года потеряны зря, а такой техники как не было, так и нет - ни в Якутии, ни в России.овном морально и путем использования аппарата для нужд своей службы, что, конечно, придает машине авторитет, но не приближает к налаживанию ее серийного производства. Министр здравоохранения РС(Я) Александр Горохов, познакомившись с «Ураанхаем», увидел в вездеходе хорошую замену дорогостоящей санитарной авиации для удаленных северных и арктических районов и, говорят, даже выразил готовность приобрести десяток машин. Четыре года эксплуатации машины в самых экстремальных условиях, в том числе зимой, причем без серьезных поломок действительно внушают оптимизм. А когда летом «Ураанхай» появился на одном из удаленных пиктов в Западной Якутии, куда и по зимнику-то не всегда доберешься, у живущего там Робинзона просто челюсть отвисла от удивления.
 То, что задумали создатели вездехода, на профессиональном языке называется опытным производством, а оно обычно создается при больших заводах, выпускающих серийную продукцию. На одном из таких в Управлении конструкторско-экспериментальных работ Горьковского автозавода я проработал более пяти лет и знаю, какой объем технической документации требуется для создания опытного образца, не говоря уже о последующих испытаниях, в том числе и на безопасность конструкции с получением соответствующих сертификатов в Центре технической экспертизы НАМИ. В Якутии такого опыта просто нет.
 Получается замкнутый круг, без поддержки со стороны инвесторов или государства Смурыгиным и дальше придется создавать свои конструкции в гараже, что отнимает очень много времени: на «Ураанхай» ушло полтора года, косилка, как более сложный агрегат, потребует еще больше времени. «А мне, - сетует Александр Егорович, - уже 55 лет…».
 Все попытки Смурыгиных обратить на проект внимание республиканской власти тоже превращаются в бег по кругу: не встретив понимания в родном Мирном, они еще в 2009 представили свой бизнес-план президенту Штырову, тот переадресовал его министру по делам предпринимательства Кормилицыной, а Екатерина Ивановна «отфутболила» документ обратно Мирнинской администрации. Круг замкнулся, четыре года потеряны зря, а такой техники как не было, так и нет - ни в Якутии, ни в России.
 |  | Views: 3085 |
Added by: uhhan2 |  | 
 | 
| Ааҕыылар |  | 
 Баар бары (online): 21 Ыалдьыттар (гостей): 21 Кыттааччылар (пользователей): 0 |  |