| 
| News topics |  | 
					| Политика.Митинги. Пикеты. Партии  [901] |  
					| Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения  [263] |  
					| Суд-закон.МВД.Криминал  [1282] |  
					| Право, закон  [323] |  
					| Экономика и СЭР  [840] |  
					| Власть Правительство  Ил Тумэн  [1208] |  
					| Мэрия, районы, муниципалитеты  [400] |  
					| Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО  [215] |  
					| Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка  [559] |  
					| Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги  [156] |  
					| Коррупция  [862] |  
					| Банк  Деньги Кредиты  Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство  [294] |  
					| Социалка, пенсия, жилье  [277] |  
					| ЖКХ, строительство  [133] |  
					| Образование и наука. Школа. Детсад  [215] |  
					| Люди. Человек. Народ. Общество  [226] |  
					| АЛРОСА,  Алмаз. Золото. Драгмет.  [672] |  
					| Алмазы Анабара  [161] http://alanab.ykt.ru// |  
					| Земля. Недра  [240] |  
					| Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода  [380] |  
					| СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ  [158] |  
					| Промышленность  [43] |  
					| Нефтегаз  [284] |  
					| Нац. вопрос  [285] |  
					| Соцпроф, Совет МО, Общ. организации  [65] |  
					| Дьикти. О невероятном  [183] |  
					| Выборы  [661] |  
					| Айыы үөрэҕэ  [124] |  
					| Хоһооннор  [5] |  
					| Ырыа-тойук  [23] |  
					| Ыһыах, олоҥхо  [108] |  
					| Култуура, итэҕэл, искусство  [368] |  
					| История, философия  [245] |  
					| Тюрки  [76] |  
					| Саха  [164] |  
					| литература  [43] |  
					| здоровье  [469] |  
					| Юмор, сатира, критика  [14] |  
					| Реклама  [7] |  
					| Спорт  [123] |  
					| В мире  [86] |  
					| Слухи  [25] |  
					| Эрнст Березкин  [88] |  
					| Моё дело  [109] |  
					| Геннадий Федоров  [11] |  
					| BingHan  [4] | 
 |  | | Main » 2011 » Балаҕан ыйа » 30 » Сохраним нашу веру, нашего Бога, учение Айыы – любовь человека к человеку,к природе! Проложим путь для нашей молодежи и будущих поколений! 
 
| Сохраним нашу веру, нашего Бога, учение Айыы – любовь человека к человеку,к природе! Проложим путь для нашей молодежи и будущих поколений! | 10:31 |  | Подводя итоги Форума Духовности:интервью с духовным лидером Лазарем Афанасьевым – Тэрис
 
 РИГ «SakhaPress.Ru» Прошел Форум Духовности, прошло много культурных и научных мероприятий, но тема традиционного верования как
 будто осталась на втором плане, а ведь вера – основа духовности. Вашему вниманию – фрагментарный перевод статьи Лены Федоровой.
 Одним из духовных лидеров саха является Лазарь Андреевич Афанасьев – Тэрис. В 90-е годы он первым начал научные исследования на тему традиционного верования якутов, дал определения понятиям и распространил их среди общественности.
 Его называют «бахсы» нынешнего времени. Происхождение этого слова иранское, в первоначальном значении – «маг, волшебник». Сейчас это слово у тюрко-монгольских народов понимается как «учитель, наставник».
 
 Во время своих исследований Л.А. Афанасьев понял главное – что для объединения народа, его становления на путь истинный важно не забыть верование предков. Так, в результате кропотливой и долгой работы с архивом, поиска нужного материала, а в дальнейшем и толкования основных понятий и их систематизации Тэрис выпустил свыше 20 книг (среди них – «Учение Айыы», «Видения шамана Курууппы», «танха», «Путь Айыы» и др.). Эти труды увидели свет не только благодаря самому автору, но и объединению «Кут-сюр» национального издательства «Бичик» и депутатов Ил Тумэна.
 
 - Лазарь Андреевич, что, по-Вашему, «духовность»?
 
 - Сегодня «духовность» понимают в двух значениях.
 Первое – еще советское, коммунистическое толкование – включает в себя всю нематериальную культуру (воспитание детей и молодежи, литературу, театр, кино, музыку,
 разные субкультурные движения и пр.).
 Второе – это современное понимание «духовности», означает веру в чистом виде. И это толкование – правильное. То, что до сих пор людям навязывают советское определение «духовности», я считаю, это попытка сбить народ с толку, с верного пути. Дробя духовность на мелкие части, отводят внимание от главного – от веры.
 
 - Насколько сейчас распространено учение Айыы?
 
 - В Якутске и 20 улусах (Сунтарском, Нюрбинском, Намском, Хангаласском, Верхоянском и т.д.) есть люди, занимающиеся учением Айыы. По Республике в общей сложности насчитывается около 50 построений, имеющих отношение к религии саха. Например, глава Чурапчинского улуса постороил Дом Айыы, и так в ряде улусов есть поддержка со стороны муниципалитета, что радует. Но есть одна проблема – некоторые такие дома стали сдаваться в аренду для проведения различного рода мероприятий, что на самом деле непозволительно. Ни в каком религиозном объекте так не делается. К вере, в нашем случае в Дом Айыы, человек приходит в трудные моменты своей жизни – это должно быть тихое место, где человек общается с айыы, очищается. Наверно, в «осквернении» домов Айыы играет роль и тот факт, что зачастую их работниками являются  работники культуры, поэтому мы и видим постепенное превращение религиозного учреждения в культурно-досуговое место, где празднуют, веселятся, поют, танцуют, гуляют, пьют…
 
 - В таком случае, что надо сделать, чтобы дома Айыы стали настоящими домами Веры?
 
 - Желание построить такой дом должно исходить «от народа», не по поручению властей, а наоборот – власти должны поддержать народ, его стремление иметь свой Дом Веры, если оно есть. У властей есть много способов для строительства. Например, строительство православных храмов ведется на средства такой крупной компании, как
 «Алроса», а она принадлежит государству. Почему бы и дома Айыы не строить таким образом? Почему в так называемой алмазной республике» алмазы не являются средством для поддержки традиционного верования? Сейчас все иначе,
 
 российский закон поддерживает, защищает национальные культуры. Процесс уничтожения якутской веры шел около 300 лет – сейчас нам дали свободу, чтобы мы встали на ноги, вернули то забытое. Этого бояться не надо, наоборот -
 надо пользоваться случаем! Но наши руководители этого еще не поняли, или ведут себя крайне настороженно, во всяком случае – боятся говорить об этом открыто.
 
 - Как Вы представляете будущее саха?
 
 - Наше богатство – олонхо и другие произведения фольклора лежат в архиве как мусор – свыше 300 томов. Надо их разобрать, упорядочить, издать, пользоваться ими, без этого не будет развития, как народ мы не будем ничего собой себя представлять, исчезнем… <…> Сохраним нашу веру, нашего Бога, учение Айыы – любовь человека к человеку,к природе! Проложим путь для нашей молодежи и будущих поколений! Лишь со своей исконной верой мы сможем стоять в одном ряду с другими народностями, иметь значение, сможем развиваться. Станем по-настоящему духовным народом!
 
 перевод sanda:r
 |  | Views: 1589 |
Added by: uhhan2 |  | 
 | 
| Ааҕыылар |  | 
 Баар бары (online): 28 Ыалдьыттар (гостей): 28 Кыттааччылар (пользователей): 0 |  |