Бу сир талбата (меню)
Catalog categories
II-c cаха конгреhа [27]
ХНТ бырааптара [0]
Төрүт олохтоох [2]
Омук [0]
Суут-сокуон [6]
Дело Уххан [3]
Дело Юркова [0]
Дело Седалищева [1]
Дело Урусова [0]
Дело Старостина [0]
Потрубейко [7]
Main » Articles » Быраап. Сокуон. Суут » Дело Уххан

Экспертиза Минюста РФ по делу Уххана 2

предыдущее...

7-й вопрос К какой национальной, этнической или религиозной группе относится термин «кавказцы», использованный в статье «Аллах над Якутией» в 4-х частях (уроженцы с Кавказа, криминальной направленности, национально-этническая общность, мусульмане и т.д.)?
  Кавказец – жители, уроженцы Кавказа (II, 12).
  В последние годы семантика «житель» и «уроженец» постепенно уходит на второй план в связи с изменениями государственного устройства СССР и России, с военными действиями в Чечне, Абхазии, Северной Осетии, с миграцией определенной части населения с территории Кавказа. Актуальной становится семантика псевдоэтнонима (в основе – национально-территориальный признак) «кавказец», отражающая прежде всего национальный элемент в значении. Под этим наименованием подразумеваются армяне, азербайджанцы, грузины, осетины, чеченцы, ингуши, дагестанцы, черкесы и другие народы, для которых Кавказ является этнической родиной. Об этом свидетельствует и проанализированный текст, в котором словом «кавказцы» называются представители коренных этносов Кавказа, а не только жители или уроженцы.
  Термин «кавказцы», использованный в статье «Аллах над Якутией» (в 4-х частях), употребляется в универсальном значении, совмещающим семантику «уроженцы Кавказа», «национально-этническая и национально-территориальная общность», в некоторых частях текста появляется добавочное значение «мусульмане».
  Добавочное значение «мусульмане» реализовано, в частности, в заголовке «Аллах над Якутией» и в следующем фрагменте.
  «Кроме христиан-армян, стало очень много кавказцев-мусульман, они построили в Якутске первую на Дальнем Востоке России очень большую мечеть, оттуда доносятся призы «Аллах Акбар!». В Нерюнгри также строится большая мечеть (высота центрального купола – 26 метров, высота минаретов – по 35 метров), на его строительство скинулись местные мусульмане (по сообщению ЯСИА от 18 августа 2006 года, в одном только Нерюнгри проживает более 15 тысяч мусульман)».

См. также следующие номинации в текстах 4-х статей: ингуш М. Гуцериев (с. 3), братья – чеченчы Бажаевы (с. 3), дагестанец Магомедов М. (с. 3), братья Магомедовы (Дагестан – с. 4), дагестанец И. Абдурагимов (с. 5), дагестанец С. Керимов (с. 5), все эти частники – кавказцы (с. 4), кавказцы – мусульмане (с. 9), кавказцы – армяне – христиане и мусульмане, которые практически не являются гражданами России (с. 101), чеченцы и ингуши (вайнахи) – кавказцы (с. 10), кавказцы – азербайджанец Омаров (с дагестанскими корнями) и его братья (с. 20), уроженец Северной Осетии (с. 20), кавказец И. Кикнадзе (с. 21), кавказец Л. Айдаров (чеченец) (с. 34).
  Вся статья посвящена противоправным действиям мусульман-кавказцев и в значительно меньшей степени мусульман-киргизов. О других народах мусульманского вероисповедания речи не идет, поэтому логически вытекает, что мусульмане, упомянутые в статье, – это кавказцы-нехристиане, кавказцы-мусульмане.

8-й вопрос Указываются ли в статье «Аллах над Якутией» в 4-х статьях при даче отрицательных оценок отдельным лицам выходцам из кавказского региона (по происхождению, месту рождения, языку или имени), что данные оценки характерны для всех кавказцев в этническом, культурном, языковом или религиозном понятии, если да, то укажите все эти слова, словосочетания, фразеологические обороты и предложения?
  = Организованная преступность на этнической основе (а это полностью кавказцы) существует (с. 11).
  = Кавказцы едут распространять наркотики, зарабатывать криминальным путем, тем самым сея у нас [Якутии] болезни, несчастья, преступность и смерть (с. 13).
  = [В Иркутской области] кавказцы контролируют стремительно растущий наркобизнес, а также нелегальное производство и сбыт фальсифицированных спиртных напитков (в Республике Саха (Якутия) та же картина) (с. 16).
  Используемые автором лингвистические средства выражения негативной эмоциональной оценки таковы: используются слова, называющие социально неодобряемые, опасные явления (см. выделенное курсивом).
  В целом в текстах имеется достаточно тенденциозный подбор информации, в результате чего у читателя может создаться впечатление, что все беды Якутии как региона и республики и все несчастья ее народа во многом возникли в результате незаконной деятельности конкретных кавказцев, что, в свою очередь, способно сформировать негативный образ кавказцев как этнической общности.

9-й вопрос Вызвана ли отрицательная оценка (осуждение) личности отдельных лиц, а именно Абдурагимова, Билалова, Омарова, Гуцериева, Магомедовых, Бежанян, Джабраилова, Маргания, Сафиева, Ильясова, Айдарова, Бестолова, Амировых, Кикнадзе, упомянутых «кавказцев» в статье «Аллах над Якутией» в 4-х частях с их кавказским происхождением (по месту рождения, языку, имени, религии) либо с экономичяеской и общественной деятельностью.
  = Новый генеральный директор «Якутгазпрома» И. Абдурагимов свою деятельность начал с заявлений об увеличении отпускной цены на газ, недавно пригрозил … на 30 % сократить поставки газа, … начал увольнять кадры … Все заявления Абдурагимова … не вызывают гневных откликов у В. Штырова, наоборот, принимаются все меры для удовлетворения требований дагестанцев.
  Так обычно делают, если были закулисные соглашения (с. 5).
  = Ахмед Гаджиевич Билалов – из Дагестана. Был близким другом Сафиева, брата Х. Омарова.
  В 1999 г. Главное управление по борьбе с организованной преступностью МВД РФ провело проверку ряда афер, в которых фигурировали А Билалов и Г. Сафиев… 29 октября 1999 было возбуждено уголовное дело по факту мошенничества, совершенного организованной группой, и завладения денежными средствами, принадлежавщими  «Черногорнефти» … Фигурировавшие там материалы свидетельствуют, что тогда А. Билалов, Г. Сафиев, Х. Омаров, И. Кикнадзе были хорошо знакомы и имели множество совместных дел.
  С 1999 г. по 2007 г. А. Билалов был депутатом Госдумы по спискам «Единства» (с. 26–27).
  = Халид Опрел-оглы Омаров стал первым вице-президентом КБ «Сибинбанк». Считается, что он был поставлен там контролировать перевод долларов криминального происхождения в «Бэнк оф Нью-Йорк». Х. Омаров поддерживал близкие и тесные связи с московской чеченской группировкой У. Джабраилова. Принадлежавшее чеченцам ОАО «Манежная площадь» усилиями Х. Омарова в мае – июне 1998 г. стало владельцем 20 %-ного пакета акций «Собинбанка» (с. 18).
  = Спецслужбы располагали оперативными данными, что Х. Омаров причастен к теневому финансированию чеченских незаконных вооруженных формирований … Х. Омарову было негласно предложено прекратить «спонсорство» чеченских полевых командиров … (с. 18).
  Председателем Совета директоров ИГ «Алроса» стал Х. Омаров. Вторым влиятельным лицом в ИГ стал И. Кикнадзе … Очень скоро ИГ «Алроса» стала подкладывать под экономику Республики Саха (Якутия) мощные мины замедленного действия, которые в заданное время взорвали экономику республики (с. 20–21).
  … Были грубо нарушены условия передачи ИГ «Алроса» золотодобывающих активов Республики Саха (Якутия) (с. 22).
  = Одним из немногих … почетных гостей на инаугурации В. Штырова … был Х. Омаров, упивавшийся своим торжеством и чувствовавший себя героем дня.
  О. Маргания как более мудрый человек, держался в тени. … А тогда гнул растопыренные пальцы Х. Омаров (с. 19).
  Х. Омаров … Может, [он] очень достойный человек и его появление в Якутии сулило республике неисчислимые блага?
  Х. Омаров через брата Г. Сафиева был причастен … к хищению бюджетных средств г. Норильска. Еще один брат Омарова – И. Ильясов осужден на 19 лет, он был лидером банды жестоких убийств (с. 20, 22).
  Х. Омаров известен своими махинациями и открыто кичился тем, что являлся казначеем чеченских полевых командиров (с. 20).
  = Корпорация развития Южной Якутии (генеральный директор М. Брук) является структурой, созданной ИГ «Алроса» для реализации различных схем по выводу государственных активов, а также коррупционного механизма получения доступа к природным богатствам Республики Саха (Якутия). И тот факт, что М. Брук оказался востребованным в этих схемах и работает фактически под ИГ «Алроса», показывает, что расчеты Х. Омарова и О. Маргания о рейдерском захвате богатств Республики Саха (Якутия) являются глубоко продуманными (с. 25).
  = 29 апреля 2003 г. по инициативе Х. Омарова и О. Маргания был заключен договор между АК «Алроса» и банком «Возрождение» на сумму 1,6 млрд рублей … Эти деньги были направлены … на скупку земель на территории Московского конного завода на престижном Рублевско-Успенском шоссе. К 15 ноября 2003 г. было истрачено около 50 млн долл. США. Из-за незаконности скупки возник большой скандал… (с. 26).
  =К 2004 г. Х. Омаров был отстранен от руководства ИГ «АЛРОСА» из-за слишком громких скандальных историй (с. 26).
  = Затем в бой вступил ингуш М. Гуцериев, глава ОАО «Русснефть». Это была первая серьезная попытка начать в Якутии «кавказскую нефтегазовую войну» (в 90-х годах ХХ в. якутские власти отказались подпускать к Якутской нефти братьев – чеченцев Бажаевых из группы «Альянс», но тогда это была просто «разведка с боем»). М. Гуцериев … пытался взять власть в свои руки. Лобовая атака М. Гуцериева была отбита А. Максимовым.
  … Самыми активными, хоть и оставшимися в тени были выходцы из структур М. Гуцериева (с. 3).
  … Сейчас Гуцериев находится в бегах от российского правосудия (с. 4).
  Магомед Гаджиевич Магомедов – засветился в истории с терминалом   № 3 Балтийской трубопроводной системы … Его имя всплыло в связи с нашумевшим похищением первого вице-президента ОАО «Лукойл» С. Кукуры – его похитили из-за исчезнувших в фирмах братьев Магомедовых значительных средств. Много раз М. Магомедов назывался как причастный к убийству вице-губернатора Смоленской области                   В. Прохорова.
  Брат М. Магомедова причастен к аферам А. Френкеля, находящегося под судебным следствием за убийство заместителя Председателя ЦБ РФ      А. Козлова (с. 35).
  = 39-летний тогда Член Совета Федерации М. Магомедов … из тех, кто осведомлен о кавказском влиянии на властные и силовые структуры России, является одной из значительных персон (с. 3).
  М. Магомедов пошел в Башкортостан и возглавил ООО «Нафта Уфа», … на нефтепереработку. Попасть в список тех, кто имеет право поставлять нефть на переработку, нужно оплатить высокий «входной взнос» (с. ,  1).
  … Затем братья Магомедовы задумались о Якутии (с. 4).
  … Братья Магомедовы не в бегах и не на нарах (с. 4).
  Кавказцы глубоко внедряются во власть – повторное избрание               А. Бежаняна в Городскую думу с использованием привезенных автобусами в избирательные участки армянских гастарбайтеров показывает, что кавказская диаспора уже стремится напрямую участвовать в деятельности власти. Даже случай обнаружения наркотиков в клубе «Какаду» (хозяин – А. Бежанян) не имел продолжения (с. 12).
  Отар Леонтьевич Маргания – из Грузии. Был советником --- президентов банков «Санкт-Петербург» и «Возрождение», имел статус внештатного советника министра финансов РФ А. Кудрина.
  В октябре 2001 г. к В. Штырову пришел Х. Омаров с предложением от А. Кудрина. За инициативой Омарова стоял Маргания. Суть предложения была такова: Кудрин обещает обеспечить победу Штырова на выборах, взамен он должен согласиться, чтобы АК «Алроса» стала сферой интересов А. Кудрина (а также Омарова и Маргания) (с. 18).
  Лечи Аюбович Айдаров – выходец из Чечни. Является владельцем ОАО «Леком-Интеройл» и ООО «Леком-Интеройл», получает крупные заказы на поставку в Республику Саха (Якутия) и ранее в АК «Алроса» горюче-смасозных материалов… Только 40 % полученных средств перечисляет истинным поставщикам нефтепродуктов и за транспортировку. Все остальные деньги … обналичиваются, конвертируются в доллары и евро.
  Руслан Убиевич Бестолов – из Северной Осетии. В прошлом руководитель «Алмаззолотокомплекта», которое считалось самым коррупционным в советской алмазно-золотой системе. Позднее Бестолов сделал это объединение своим личным предприятием … Структуры Бестолова получали крупные заказы на завоз материально-технических ресурсов для Республики Саха (Якутия) и АК «Алроса». Это непрозрачные схемы с миллиардными оборотами (с. 20).
  Курбан-Али Амирович Амиров – в Дагестане возглавлял КБ «Атлан», в 1994 переехал в нефтегазовый Ханты-Мансийск, где стал ворочать миллиардами.
  … В этой сделке ключевую роль сыграл К. Амиров, с которым близко сошелся (с подачи Х. Омарова) и дружил В. Штыров (с. 21).

Обобщим наблюдения над выбранными фрагментами.
  Каждый из 14 названных в формулировке вопроса № 9 лиц охарактеризован с различной степенью подробности по 8 пунктам:
  1) кавказское происхождение каждого героя публикации лишь констатируется (об этом мы говорили, работая с вопросом № 8), никаких оценочных комментариев нет, об их принадлежности к христианству, мусульманству речи нет.
  2) автор отмечает родственные и прочие связи с другими кавказцами у Абдурагимова, Билалова, Омарова, Джабраилова, Магомедовых, Сафиева, Ильясова, Амировых, Кикнадзе, Маргания.
  3) Называя их совместные дела и очень часто показывая ту или иную причастность к ним Президента Республики Саха (Якутия) В. Штырова, автор анализируемых материалов говорит о сплоченности и взаимной поддержке названных лиц. У читателя должно создаваться впечатление, что они проявляются в своей экономической и общественной деятельности на уровень верхних эшелонов власти как организованная группа. Сам автор таких слов не говорит. Действует прием намека, который каждый из читателей может понимать по-своему.
  4) В публикациях названы не высокие административные должности, которые названные лица занимали ранее или занимают ныне. Автор называет тех, кто помогал каждому занять эти должности, но практически не дает при этом этических оценок. Он объясняет «взаимопомощь» только экономическими интересами каждого и всех на территории Республики Саха (Якутия).
  5) В исследуемых материалах названы средства, способы и различные виды незаконной экономической деятельности каждого из героев публикации. Оценочных авторских комментариев очень мало, но само перечисление этих видов деятельности содержат слова, которые называют социально неодобряемые и противоправные поступки и действия: увеличение отпускной цены на газ, мошенничество, перевод долларов криминального происхождения, связи с московской чеченской группировкой, теневое финансирование чеченских незаконных вооруженных формирований, грубое нарушение условий передачи золотодобывающих активов Республики Саха (Якутия), хищение бюджетных средств, лидер банды жестоких убийств, махинации, казначей чеченских полевых командиров, вывод государственных активов, коррупционный механизм получения доступа к природным богатствам Республики Саха (Якутия), рейдерский захват богатств Республики, незаконная скупка земель Московского конного завода, похищение первого вице-президента ОАО «Лукойл», причастность к убийству, обнаружение наркотиков, фальсификация выборов, частичное перечисление полученных средств истинным поставщикам, использование непрозрачных экономических схем с миллиардными оборотами.
  На с. 35–37 названы имена людей некавказского происхождения, причастных к таким же социально неодобряемым и противоправным действиям: С. Поваренкин, И. Михальчук, С. Генералов, Ю. Шафранин,       О. Сосковец, В. Черкесов, А. Бульбов, С. Вайнштон, А. Ничипорук,               С. Выборнов.
  К оценочной лексике автор статей «Аллах над Якутией» при характеристике деятельности героев публикации прибегает редко.
  Закулисные соглашения (в авторском комментарии, с. 5).
  Закулисный – 2) перен. тайный, скрываемый (I, 534).
  Тайный – 4) не разрешаемый законом; 5) предназначенный для ведения секретных дел (IV, 332).
  Соглашение – взаимная договоренность (IV, 179).
  Скрыть – 2) сделать недоступным взгляду (IV, 124).
  В образном, субъективном комментарии к деятельности Абдурагимова автор высказывает свое мнение предположительного характера о его склонности к тайным незаконным сделкам.
  Далее мы рассмотрим оценочные высказывания, касающиеся Омарова, Маргания и отчасти Кикнадзе.
  Подкладывать мину замедленного действия … взорвали экономику республики (с. 22) [обо всех троих].
  Подложить – 4) положить тайно, с к-л. целью (III, с. 197).
  Подложить мину – тайными действиями подорвать ч-л. общественное, служебное и др. положение (II, 271).
  Взорвать (экономику) – 1) разрушить взрывом; 2) перен. разг. возмутить, крайне рассердить (I, 169).
  Упиваться своим торжеством (с. 19) об Омирове
  Упиться – 2) книжн. испытать упоение, насладиться (IV, 502).
  Упоение – состояние восторга, экстаза (IV, 503).
  Насладиться – испытать высшее удовольствие (II, 395).
  Торжество – 3) победа, полный успех // вершина, венец ч-л.; 4) радость, ликование по случаю успеха (IV, 386).
  Чувствовать себя героем дня (с. 19) об [Омирове]
  Герой (дня) – 3) перен. лицо, являющееся предметом восхищения, образцом для подражания (I, 307).
  Гнуть растопыренные пальцы (с. 19) [об Омирове]
  Гнуть пальцы – совр. жаргонизм – вести себя высокомерно, подчеркивая это.
  Растопырить – разг. неуклюже расставить в стороны (III, 674).
  Достойный человек (предположение) (с. 20) [об Омирове]
  Достойный – обладающий требуемыми достоинствами (IV, 438).
  Достоинство – 1) положительное качество, 2) сознание своих человеческих прав, своей моральной ценности и уважение их в себе (там же)
  Сулить неисчислимые блага (с. 20) [об Омирове]
  Сулить – разг. обещать дать / сделать (IV , 304).
  Неисчислимый – не поддающийся счету (II, 449).
  Благо – то, что служит к удовлетворению человеческих потребностей, дает материальный достаток, удовольствие (I, 92).
  Открыто кичиться (с. 22) [об Омирове]
  Кичиться – выставлять свое превосходство перед другими, держаться высокомерно, заносчиво (II, 52).
  Захват богатств (с. 25) [об Омирове и Маргания]
  Захватить – взять силой, овладеть (IV, 590).
  Овладеть – взять силой, подчинить своему влиянию (II, 583).
  Сила – 1) физическая энергия; 5) власть, авторитет (I, 91).
  Богатство – совокупность материальных ценностей (I, 101).

Говоря обо всех троих (Омирове, Маргания, Кикнадзе), автор употребляет экспрессивные эмоциональные фразеологические выражения, представляя героев публикации людьми инициативными, яркими. Использование военной символики говорит об опасности их инициатив.
  Омиров (см. 2–7 выписки) образно характеризуется как человек, склонный к внешним, несколько дешевым эффектам. Авторское оценочное мнение субъективно, иронично.
  Омиров и Маргания (см. 8 выписку) отрицательно оценивается на уровне целей их действий в Якутии, «военный» оттенок цитаты в контексте публикации не ироничен, он пугает читателя.

Далее рассмотрим оценочные характеристики Гуцериева.
  Вступить в бой (с. 3)
  … в бой -- … в бой (I, …)
  Кавказская нефтегазовая война в Якутии (с. 3).
  Война – 2) перен. состояние вражды (I, 203).
  Вражда – отношения и действия, проникнутые неприязнью (I, 224).
  Лобовая атака Гуцериева была отбита (с. 4).
  Лобовой – направленный в упор (II, 194).
  Атака – перен. разг. энергичное действие, предпринимаемое с определенной целью.
  Остаться в тени (с. 4).
  Остаться – сохраниться, уцелеть (II, 655).
  - Остаться в тени – стараться быть незаметным, не выделяться, оставаться незамеченным (IV, 353).
  Итоговое значение всех образных эмоционально-оценочных характеристик Гуцериева таково: он предстает человеком деятельным, воинственным, предприимчивым, умеющим чувствовать ситуацию.
  Ироничность этим оценкам придает настойчивое использование символа войны. Ниже, на следующей странице, говорится о том, что Гуцериев в бегах. Это очень снижает его характеристику «умеет чувствовать ситуацию».
  Засветиться в истории (с. 35).
  Засветиться – соврем. жаргон. оказаться черезчур заметным.
  Итоговое значение: стилистически сниженная, эмоциональная оценка результатов деятельности Магомедова.
  Братья Магомедовы не в бегах и не на нарах (с. 4) Гуцериев находится в бегах (с. 4).
  В бегах – устар. самовольный тайный уход (I, 66).
  Нары – настил из досок для спанья (II, 391).
  На нарах – разг. сидеть в тюрьме.
  Итоговое значение: стилистически сниженная эмоциональная констатация факта (имеет отношение к Мамедовым и Гуцериеву).
  В целом можно говорить об авторском эмоционально-оценочном отношении к Мамедовым как об иронично-сниженном: в качестве оценочной используется жаргонная лексика и лексика, соотносимая с тюрьмой и нелегальным положением.
  Ворочать миллионами (с. 39).
  Ворочать – 1) простор. работать много, прилагая усилия. 2) перен. разг. распоряжаться по своему усмотрению (I, 213).
  Итоговое значение: несколько сниженная, образная, эмоциональная оценка должностных действий Амирова.

Сыграть ключевую роль (с. 39).
  Играть роль – оказывать воздействие, быть значимым, влиять (III, 729).
  Ключевой – перен. наиболее значительный в к-л. отношении (II, 61).
  Итоговое значение: образная (эмоциональная) оценка значимости Амирова как исполняющего должностные обязанности, образность в сочетании со стилистической сниженностью дает эффект ироничной оценки.

Таким образом, использованные автором образные и стилистически сниженные языковые средства позволяют ему выявить индивидуальные характеристики ряда лиц, названных в публикациях в числе «кавказцев», а также обозначить авторское оценочное отношение к ним. Оно иронично, в целом эмоционально, недифференцированно, это мнение, а не суждение.
  Нельзя сказать, что языковые оценочные средства формируют отрицательную оценку человека, а тем более осуждение личности, автор лишь намечает свою оценку (эмоциональную, ироничную) их экономической и общественной деятельности. Она не затрагивает их кавказского происхождения
.
  Отрицательная эмоциональная оценка группы (этнической, расовой, религиозной) или отдельных лиц как ее представителей – это мнение, основанное на субъективных представлениях оценивающего человека, выражающее чувства, отношение оценивающего человека, а не стремление к истинности; эта оценка имеет своей целью субъективное непризнание позитивной ценности, значимости к-л. объективных, существенных отличительных признаков предмета, человека, события, факта.
  Мнение – это оценочное суждение, высказывание, а также совокупность слов, словосочетаний и фразеологических оборотов, основанные на собственном, субъективном представлении о значении / значимости предмета, явления и пр. к ч-л; сожержанием этого высказывания является наглядный обобщенный образ предмета / явления.
  Данные определения получены в ходе информационно-смыслового анализа слов, составляющих в Словаре русского языка (М., 1981–1984) толкования лексем отрицательный, эмоциональный, оценка, мнение. Такая оценка не может быть основанием для умаления, опорочения, унижения, оскорбления.

  Осуждение личности
  Осудить – 2) признать предосудительным ч-л / к-л., выразить неодобрение к-л. / ч-л. (II, 659).
  Неодобрение – неудовлетворенность, неудовлетворенность ч-.л. действиями; порицание (II, 641).
  Оценка – 1) от глаг. оценить – составить представление, суждение к-л. (ч-л.), определить значение, характер, роль к-л. (ч-л.), понять, признать достоинства, ценность; 2) мнение, суждение о качестве, достоинстве, значении (IV> 730).
  Личность – совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальностью, замечательном в к-л. отношении (II, 192).
  Индивидуальность – человек как носитель личных характерных для него признаков, свойств; личность (II, 665).
  Итоговое значение: осуждение личности – выражение неодобрения в форме мнения или суждения по поводу несоответствия личных сойств человека, составляющих его индивидуальность, требованиям хорошего качества, позитивной значимости, ценности, достоинства.

Осуждение личности каждого из 14 героев анализируемой публикации не было целью его автора: они рассматриваются как этническая группа, активно проявляющаяся в экономической и общественной жизни Республики Саха (Якутия). Отдельные индивидуальные их особенности лишь намечены в текстах (см. об этом выше).

Однако на с. 13 и 39 исследуемых статей «Аллах над Якутией» мы находим следующие фрагменты:
  На с. 13: «Как же народный депутат Якутии Алиш Мамедов отреагирует на … недостойные, уголовные, наказуемые деяния своих земляков, собратьев, сеющих у нас дурь, несчастья и смерть (имеется в виду наркобизнес)? Или ему все равно?
  Можно ответить, что диаспора или уважаемый бизнесмен депутат не отвечают за своих сородичей. На это хотелось бы возразить: должна быть какая-то моральная ответственность, хотя бы из-за имиджа своей исторической родины!
  На с. 39 (в завершение публикации)
  Мы коснулись лишь одного аспекта информации об истинном положении дел в Республике Саха (Якутия) – наступления кавказцев на республику.
  Кавказская тематика обширна и глубока.
  Последствия внедрения «Кавказской модели  экономики» будут крайне тяжелыми для Республики Саха (Якутия).
  Эта модель выращивает и укрепляет коррупцию.
  Эта модель консервирует экономическую отсталость.
  Эта модель консервирует высокозатратность экономики.
  «Кавказские подряды» обходятся  значительно дороже за счет коррупционной составляющей.
  В этих фрагментах автор высказывает свои обобщающие негативно-оценочные суждения по поводу «кавказской темы» в Якутии, в первом случае апеллируя к депутату – уроженцу Азербайджана, во втором – к читателям – жителям Якутии, опираясь на всю совокупность приведенных «говорящих фактов»

10-й вопрос является ли указание в статье «Аллах над Якутией» в 4-х частях на явление бакшиш, строительство мечетей как на обстоятельства, разжигающие ненависть или вражду по признакам расы, национальности, языка, происхождения отношения к религии.
  = В  Якутии якуты и русские во взаимоотношениях с чиновниками чаще всего опираются не на дачу взяток, а на принцип  «Ты – мне, я – тебе »... Даже приезжие русские втягиваются в эту систему без прямых взяток, поскольку она вписывается в присущий русскими общинный дух.
  А вот у кавказцев деловой менталитет устроен на принципе бакшиша, который они воспринимают … не как коррупцию, а как само собою подразумевающееся явление (с.7)
  = … Штыров предпочитал … иметь дела с кавказцами, для менталитета которых понятия «бакшиш» - неотъемлемая часть мышления и жизни (с.20)
  = … стало очень много кавказцев – мусульман, они построили в Якутске первую на дальнем Востоке России очень большую мечеть…, оттуда доносятся призывы «Аллах акбар!» (с.9)
  В приведенных цитатах явление «бакшиш» (прямая взятка деньгами), что автор трактует как коррупцию, рассмотрено как характерная черта кавказского менталитета. Этому явлению противопоставлена система непрямых взяток как черта русского и якутского национальных менталитетов.
  Соотнесем такое противопоставление с лингвистическим определением «разжигание ненависти / вражды по признакам расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии».
  Разжигание национальной, расовой, религиозной вражды либо ненависти – (1) сильной (2) негативное, (3) некорректное (4) эмоциональное влияние на человека, (5) способствующее возникновению его мысли (6) о необходимости активных действий, (7) проникнутых неприязнью, ненавистью к другому человеку или группе людей (8) как к исторически сложившейся, (9) устойчивой общности людей, (10) «объяснимых» а) его / их принадлежностью к нации, национальности, народности (прежде всего по особенности психического склада, языка, культуры, быта (11) б) по признаку расовой принадлежности (по происхождению, физическим особенностям), (12) в) по религиозному признаку (по вере в существование Бога).
  Данное лингвистическое определение понятия разжигание национальной, расовой и религиозной вражды либо ненависти получено в ходе информационно-смыслового анализа материалов Словаря русского языка в 4-х томах (М., 1981–1984):

В анализируемых материалах из 12 признаков разжигания национальной, расовой и религиозной вражды / ненависти отчасти  присутствуют  (8) – (10) признаки, что не позволяет положительно ответить на поставленный вопрос.
  Строительство мечетей отмечается только как факт, без эмоциональной, тревожной подоплеки. Поэтому нельзя считать, что эта информация в тексте способствует разжиганию национальной, расовой или религиозной вражды / ненависти.

Вернемся к ответу на 1-й вопрос, используя ответы на вопросы 2–10.

Имеются ли основания полагать, что информация в статьях «Аллах над Якутией» в 4-х частях своим содержанием и формой изложения была направлена на  возбуждение ненависти или вражды, унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, социальной принадлежности?

В исследуемых материалах говорится а) о жителях Республики Саха (Якутия) – якутах, б) о русских, принадлежащих к властным структурам и в) не принадлежащих к ним, г) о «Кавказцах» как этнической диаспоре, приехавших в Якутию и добившихся в ней различных успехов в профессиональной, экономической и общественной жизни.
  Преимущественное внимание автор уделяет группе б) и г)  максимально укрупняя в последней «кавказцев», имеющих высокий социальный статус, материально успешных в экономической и общественной жизни.
  Очевидно, что возбуждение ненависти / вражды, а также унижение достоинства по названным в вопросе № 1 признакам, должно распространяться на эти 2 категории героев и публикации.
  При работе с вопросами 2 – 6 мы выявили, что в исследуемых публикациях нет слов, словосочетаний и фразеологических оборотов, порочащих, унижающих честь и достоинство, подрывающих деловую репутацию В. Штырова, В. Грабцевича, И. Долинина, М. Брука, Ю. Заболеева, но есть языковые лексические средства, оформляющие негативное эмоционально-оценочное мнение автора статей «Аллах над Якутией» об экономической и общественной деятельности названных лиц.
  При работе с вопросом 7 мы выявили, что термин «кавказцы» употребляется в исследуемых статьях в нейтральном (не-оценочном) значении «этническая общность. Кавказская диаспора».
  При работе с вопросом 8 мы выяснили, что негативное эмоционально-оценочное мнение автора распространяется только на кавказцев, преуспевших в экономической и общественной деятельности на территории Якутии.
  При работе с вопросом 9 мы выявили, что отрицательное эмоционально оценочное мнение автора публикаций распространяется только на экономическую и общественную деятельность Абдурагимова, Билалова, Омарова, Гуцериева, Мамедовых, Бежаняна, Джабраилова, Маргания, Сафиева, Ильясова, Айдарова, Бестолова, Амирова, Кикнадзе.
  При работе с вопросом 10 мы выявили, что бакшиш (прямая взятка) и строительство мечетей в Якутии не способствуют разжиганию ненависти и вражды к кавказцам по признакм расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии.
  Чтобы ответить на 1-й вопрос, надо опереться на лингвистические определения понятий, названных в его формулировке.
  Унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе – это (1) огульная, (2) отрицательная, (3) субъективная, (4) публичная оценка человека / группы людей, (5) направленная на подрыв его / их общественного престижа в глазах окружающих (6) и в собственных глазах, (7) «основанная» только на его / их принадлежности к полу, (8) расе, (9) нации, национальности, (10) социальной группе, а также по признакам (11) происхождения, (12) родного языка, (13) отношения к религии и (14) не учитывающая того общественного признания, (15) которое сформировано человеком / группой людей посредством целенаправленных и многообразных усилий в определенной сфере деятельности, (16) а также не учитывающих морально-этических принципов, (17) добровольно принятых человеком / группой людей и (18) уважаемых им / ими в себе.
  Приведенное лингвистическое определение понятия унижение достоинства получено в результате информационно-смыслового анализа слов, составляющих дефиниции понятий унижение, достоинство в опоре на Словарь русского языка (М. 1981–1984).
  Выявленное нами негативное эмоционально-оценочное мнение автора о лицах, названных в вопросах 2 – 9, далеко по своим целевым установкам и использованным языковым оценочным средствам от целей и языковых средств такого коммуникативного действия, как унижение достоинства человека.
  Лингвистическое определение такого коммуникативного действия, как разжигание ненависти / вражды дано выше, при ответе на вопрос 10. И опять можно констатировать, что выявленное нами негативное эмоционально-оценочное мнение автора публикаций далеко по своим целевым установкам и использованным языковым оценочным средствам от аналогичных характеристик такого коммуникативного действия, как разжигание вражды / ненависти.

11-й вопрос Имеются ли в представленных статьях «Аллах над Якутией» в 4-х частях призывы или побуждения к действиям против какой либо нации, расы, религии?
  Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо опереться на лингвистические определения понятий побуждения, призыва.
  Побуждение к действиям против нации, расы, религии – (1) воздействие на психику человека, (2) производимое словесно (3) или иными средствами (4) с целью вызвать в нем сильное стремление (добровольно / против воли) к осуществлению действий, (5) заранее намеченных инициатором воздействия.
  Данное определение получено в ходе информационно-смыслового анализа лексем, входящих в словарные толкования слов побуждение, действие, при использовании данных Словаря русского языка (В 4-х томах. – М.: Русский язык, 1981 – 1984).
  Призыв к ч-л. – (1) настойчивое обращение к к-л., (2) категорическое требование (3) принять обязательное участие в к-л. деятельности, (4) для которой призывающий однозначно определил цели и задачи, (5) требующие безусловного выполнения (6) представил содержание, (7) которое необходимо безусловно принять как единственно верное, (8) а также ориентировал на способы, средства выполнения целей и задач.
  Предлагаемое лингвистическое определение понятия призыв получено на основе информационно-смыслового анализа слов, составляющих его дефиницию в Словаре русского языка (В 4-х томах. – М.: Русский язык. 1981–1984).
  = Власть пусть уберет всяких кавказцев и их подельников – Грабцевичей (с. 15).
  = Видимо, назревают народные волнения. Нужно убрать Грабцевича и Заболева из органов власти, кавказцев выгнать за пределы Якутии (с. 15).
  = Долой Грабцевича и его шайку (с. 16).
  = Пришло время укоротить руки хотя бы всяким грабцевичам и заболевым, которые фактически превращают Якутию в регион конфликтов (с. 12).
  = Долой Грабцевича (с. 17).
  Выбранные нами примеры немногочисленны, а их содержание и приданная ему форма выявляют отсутствие в цитатах признаков призыва и побуждения к действиям.
  Чисто лингвистические (грамматические) признаки призыва: глагол в повелительном наклонении отсутвуют.

12-й вопрос Имеются ли в представленных статья «Аллах над Якутией» в 4-х частях высказывания, содержащие призывы к возбуждению вражды против какой либо нации, расы, религии?
  Таких высказываний в тексте нет. Во-первых, см. ответ на вопрос 10.
  Во-вторых, основной целью автора исследуемых материалов являются приведение фактов, говорящих о неблагополучии в развитии экономики Республики Саха (Якутия), для чего возбуждение национальной, расовой и религиозной розни не нужно.

Далее...

Category: Дело Уххан | Added by: uhhan1 (2009-07-10)
Views: 2878 | Rating: 0.0/0 |
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Login form
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 33
Ыалдьыттар (гостей): 33
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2024