Приветствую Иван! Салям Иван! Мин Башкортостандан Тимур булам. Я Тимур из Башкирии. Узнал что якуты проводили пикет в защиту национального образования. Мы, башкиры, тоже провели такой пикет. Давайте держать связь, я думаю нужно Всероссийскую акцию протеста против отмены регионального компонента устроить в один день, например 1 сентября. Направляю тебе материал из Интернета о нашей акции.
Реалии российской политической жизни порождают порой довольно странные тактические союзы. Против исключения регионального компонента из федерального образовательного стандарта школьного обучения в едином строю выступили руководство и общественные организации национальных республик, а также православные активисты. Продолжение нынешней политики Центра чревато ростом напряженности в субъектах Федерации, усмотревших в решении Москвы наступление на национальные языки и культуру.
«Мы против ликвидации прав регионов»
Союз православных граждан и, к примеру, ультранационалистический Татарский общественный центр объединили общие опасения: после вступления изменений в законную силу – это произойдет 1 сентября 2009 года — школьники лишатся возможности изучать как родной (татарский, башкирский, осетинский…) язык и литературу, историю родного края и краеведение, так и «Основы православной культуры». Все эти предметы преподаются именно в рамках регионального компонента, отмененного, вместе со школьным, с принятием в конце прошлого года федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта».
Еще до вынесения законопроекта на голосование в Государственной Думе лидеры православных и главы ряда национальных регионов выразили категорическое несогласие с готовящимися изменениями, однако их протест не был услышан. Наибольшую активность в этом вопросе проявили Казань и Уфа. В феврале исполкомы Всемирного конгресса татар и Всемирного курултая (конгресса) башкир заявили о серьезной озабоченности общественности «угрозой судьбе родных языков коренных народов Российской Федерации». Изменения, внесенные в закон об образовании, убеждены они, нарушают п.3 ст.68 Конституции Российской Федерации, закрепляющий гарантии РФ всем народам права на «сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития».
24 апреля Государственный совет Республики Татарстан направил в Госдуму законодательную инициативу, предполагающую возвращение регионального учебного компонента. В середине мая с аналогичным предложением к Москве обратились депутаты башкирского Госсовета. Страсти выплеснулись и на улицу. 22 мая в Уфе прошел пикет, в котором участвовало несколько десятков студентов и активистов национальных организаций с плакатами «Образовательным стандартам РФ без регионального компонента — нет», «Ликвидация регионального компонента — это ущемление культурных прав граждан РФ», «Мы против ликвидации прав регионов», «Прекратить дискриминацию башкирского языка» и тому подобными. По всей видимости, это далеко не последние выступления, и, если федеральный центр не пойдет на попятный, их число будет нарастать.
Не чеши там, где не чешется»
Реакция национальных республик была абсолютно предсказуемой. Что же заставляет Москву гнуть свою линию, не принимая во внимание протесты общественности и региональных лидеров? «Мне как политику с солидным стажем непонятно, зачем вообще отменять региональный компонент, — недоуменно заметил «Росбалту» директор Казанского института федерализма Рафаэль Хакимов. – Что, в России не хватает проблем? У татар есть пословица: «Не чеши там, где не чешется».
«Зря на ровном месте такую проблему создают, — удивляется председатель комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Госсовета РТ Разиль Валеев. – Кому плохо от того, что татары изучают татарский язык, чуваши – чувашский, и так далее?». Корни подобного поведения Москвы, полагает он, лежат в отсутствии в РФ четко выверенной национальной политики. «В 1996 году была принята Концепция национальной политики, на основе которой должен был быть разработан соответствующий закон, который, однако, не принят до сих пор, — пояснил «Росбалту» Разиль Валеев. – Возникает вопрос – его не хотят или не могут принять? В свое время мы (представители Госсовета – прим. ред.) дважды ездили в Москву, принимали участие в парламентских слушаниях по этой проблеме. Мы знаем, что были разработаны три варианта законопроекта, и везде красной нитью проходила мысль о формировании единой нации под названием «россияне» по примеру «единого советского народа», создававшегося во времена СССР. А если так, о каком региональном компоненте может идти речь? К «россиянам» мы и движемся шаг за шагом».
Сопредседатель общественного движения башкир «Кук буре» (Небесный волк), соорганизатора уфимского пикета, Тимур Мухтаров видит в действиях федерального центра «целенаправленную политику централизации со стороны самых высших государственных структур, курс на ликвидацию и ограничение прав и самостоятельности регионов». «Видимо, подписывая изменения в закон об образовании, тогдашний президент РФ Владимир Путин полагал, что при его предшественнике регионы получили слишком большие полномочия, — заметил он «Росбалту». – Думаю, этот курс ошибочен и приведет к тому, что независимость регионов будет возрастать. Да, внешне главы регионов смогут найти общий язык с федералами – у нас уже заявили, что, мол, обучение башкирскому будет продолжено. Но мы понимаем, что такое положение сохранится лишь до тех пор, пока у центра есть желание и возможности диктовать свои условия. Потом регионы возьмут свое, тем более, что со стороны национального движения оказывается давление на региональные власти».
Отвечая на вопрос о востребованности башкирских школ (известно, что родители часто принимают решение о том, в какое учебное заведение – русское или национальное – отправлять своего ребенка, руководствуясь общим качеством обучения и возможностью продолжить образование в вузе), Тимур Мухтаров отметил, что вУфе 80% башкирских детей учатся в русских школах и не охвачены национальным образованием. Остальные обучаются в башкирских национальных школах. «Их родители не испытывают комплексов, — полагает он. – Во многих случаях башкирские школы, изначально создававшиеся как гимназии, создают для детей даже более выигрышные условия». То же самое, говорит сопредседатель «Кук буре», относится и к национальным детским садам.
«Есть расхожее мнение, что башкирские школы слабее, — рассказывает Тимур Мухтаров. – Но это касается только сельских школ, в городах такой разницы нет. Родители, которые не хотят отдавать ребенка в башкирскую школу, находятся в плену стереотипов, которые нужно преодолевать». Образование на башкирском языке востребовано, резюмирует он.
Отметим, что всего в Башкортостане обучение на башкирском ведется примерно в восьмистах школах. В Татарстане, по словам министра образования и науки Назиля Валеева, около 2300 учителей татарского языка и литературы. В Чувашии, по данным местного минобразования, порядка тысячи преподавателей краеведения, родного языка и литературы. Несложно подсчитать, что после вступления закона в силу в целом по национальным республикам останутся без работы более десяти тысяч квалифицированных специалистов.
«Народ оценит возвращение регионального компонента»
«Мы будем добиваться своего, действуя в рамках Конституции и законодательства, — говорит о дальнейших шагах Казани Разиль Валеев. – Если наш законопроект о возвращении регионального компонента не будет принят, останется единственный путь – обратиться в Конституционный суд». Тем более что, согласно Основному закону, напомнил Разиль Валеев, образование находится в совместном ведении центра и регионов, а, следовательно, мнение последних обязательно необходимо учитывать. Российский министр образования и науки Андрей Фурсенко уже пообещал, что региональный компонент сохранится, но не в прежнем виде – теперь он будет устанавливаться правительством через федеральный стандарт, отметил глава комитета Госсовета РТ. Татарстанских законодателей такой вариант не устраивает: «Если мы хотим жить в правовом государстве, все должно быть прописано в законе, иначе чиновники как захотят, так и сделают».
В республике уже ознакомилисьс проектом базисного учебного плана для начальных классов, составленного в соответствии с новым стандартом. На изучение русского языка там отводится 5 часов в неделю, чтение (то есть русскую литературу) – 4 часа, а на весь региональный компонент – татарский язык с литературой, историю и краеведение – всего два часа. Между тем, указал Разиль Валеев, по закону РТ об образовании татарский и русский языки как государственные должны преподаваться в равных объемах. В ноябре 2004 года КС РФ, рассмотрев жалобу юриста Сергея Хапугина, вынес постановление о соответствии республиканского закона и российскому законодательству, и Конституции РФ.
«Мы найдем решение, и я как гарант Конституции за свои слова отвечаю», — пообещал, выступая 26 мая на открытии XVI съезда Союза писателей Татарстана, президент республики Минтимер Шаймиев.
«Если региональный компонент останется в составе образовательного стандарта, народ это оценит, люди зауважают федеральный центр, — прогнозирует Разиль Валеев. – Уже сейчас многие задаются вопросом: почему мы должны быть патриотами страны, если нас не уважают?». «Может быть, это не вопрос самого скорого будущего, но в перспективе ближайших пяти лет, я уверен, закон об отмене регионального компонента будет пересмотрен, — убежден Тимур Мухтаров. – Россия – разная, и каждый регион будет стремиться внести свою специфику во все сферы жизни».
http://www.rosbalt.ru/2008/05/29/488999.html
«Мы против ликвидации прав регионов»
Союз православных граждан и, к примеру, ультранационалистический Татарский общественный центр объединили общие опасения: после вступления изменений в законную силу – это произойдет 1 сентября 2009 года — школьники лишатся возможности изучать как родной (татарский, башкирский, осетинский…) язык и литературу, историю родного края и краеведение, так и «Основы православной культуры». Все эти предметы преподаются именно в рамках регионального компонента, отмененного, вместе со школьным, с принятием в конце прошлого года федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта».
Еще до вынесения законопроекта на голосование в Государственной Думе лидеры православных и главы ряда национальных регионов выразили категорическое несогласие с готовящимися изменениями, однако их протест не был услышан. Наибольшую активность в этом вопросе проявили Казань и Уфа. В феврале исполкомы Всемирного конгресса татар и Всемирного курултая (конгресса) башкир заявили о серьезной озабоченности общественности «угрозой судьбе родных языков коренных народов Российской Федерации». Изменения, внесенные в закон об образовании, убеждены они, нарушают п.3 ст.68 Конституции Российской Федерации, закрепляющий гарантии РФ всем народам права на «сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития».
24 апреля Государственный совет Республики Татарстан направил в Госдуму законодательную инициативу, предполагающую возвращение регионального учебного компонента. В середине мая с аналогичным предложением к Москве обратились депутаты башкирского Госсовета. Страсти выплеснулись и на улицу. 22 мая в Уфе прошел пикет, в котором участвовало несколько десятков студентов и активистов национальных организаций с плакатами «Образовательным стандартам РФ без регионального компонента — нет», «Ликвидация регионального компонента — это ущемление культурных прав граждан РФ», «Мы против ликвидации прав регионов», «Прекратить дискриминацию башкирского языка» и тому подобными. По всей видимости, это далеко не последние выступления, и, если федеральный центр не пойдет на попятный, их число будет нарастать.
Не чеши там, где не чешется»
Реакция национальных республик была абсолютно предсказуемой. Что же заставляет Москву гнуть свою линию, не принимая во внимание протесты общественности и региональных лидеров? «Мне как политику с солидным стажем непонятно, зачем вообще отменять региональный компонент, — недоуменно заметил «Росбалту» директор Казанского института федерализма Рафаэль Хакимов. – Что, в России не хватает проблем? У татар есть пословица: «Не чеши там, где не чешется».
«Зря на ровном месте такую проблему создают, — удивляется председатель комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Госсовета РТ Разиль Валеев. – Кому плохо от того, что татары изучают татарский язык, чуваши – чувашский, и так далее?». Корни подобного поведения Москвы, полагает он, лежат в отсутствии в РФ четко выверенной национальной политики. «В 1996 году была принята Концепция национальной политики, на основе которой должен был быть разработан соответствующий закон, который, однако, не принят до сих пор, — пояснил «Росбалту» Разиль Валеев. – Возникает вопрос – его не хотят или не могут принять? В свое время мы (представители Госсовета – прим. ред.) дважды ездили в Москву, принимали участие в парламентских слушаниях по этой проблеме. Мы знаем, что были разработаны три варианта законопроекта, и везде красной нитью проходила мысль о формировании единой нации под названием «россияне» по примеру «единого советского народа», создававшегося во времена СССР. А если так, о каком региональном компоненте может идти речь? К «россиянам» мы и движемся шаг за шагом».
Сопредседатель общественного движения башкир «Кук буре» (Небесный волк), соорганизатора уфимского пикета, Тимур Мухтаров видит в действиях федерального центра «целенаправленную политику централизации со стороны самых высших государственных структур, курс на ликвидацию и ограничение прав и самостоятельности регионов». «Видимо, подписывая изменения в закон об образовании, тогдашний президент РФ Владимир Путин полагал, что при его предшественнике регионы получили слишком большие полномочия, — заметил он «Росбалту». – Думаю, этот курс ошибочен и приведет к тому, что независимость регионов будет возрастать. Да, внешне главы регионов смогут найти общий язык с федералами – у нас уже заявили, что, мол, обучение башкирскому будет продолжено. Но мы понимаем, что такое положение сохранится лишь до тех пор, пока у центра есть желание и возможности диктовать свои условия. Потом регионы возьмут свое, тем более, что со стороны национального движения оказывается давление на региональные власти».
Отвечая на вопрос о востребованности башкирских школ (известно, что родители часто принимают решение о том, в какое учебное заведение – русское или национальное – отправлять своего ребенка, руководствуясь общим качеством обучения и возможностью продолжить образование в вузе), Тимур Мухтаров отметил, что вУфе 80% башкирских детей учатся в русских школах и не охвачены национальным образованием. Остальные обучаются в башкирских национальных школах. «Их родители не испытывают комплексов, — полагает он. – Во многих случаях башкирские школы, изначально создававшиеся как гимназии, создают для детей даже более выигрышные условия». То же самое, говорит сопредседатель «Кук буре», относится и к национальным детским садам.
«Есть расхожее мнение, что башкирские школы слабее, — рассказывает Тимур Мухтаров. – Но это касается только сельских школ, в городах такой разницы нет. Родители, которые не хотят отдавать ребенка в башкирскую школу, находятся в плену стереотипов, которые нужно преодолевать». Образование на башкирском языке востребовано, резюмирует он.
Отметим, что всего в Башкортостане обучение на башкирском ведется примерно в восьмистах школах. В Татарстане, по словам министра образования и науки Назиля Валеева, около 2300 учителей татарского языка и литературы. В Чувашии, по данным местного минобразования, порядка тысячи преподавателей краеведения, родного языка и литературы. Несложно подсчитать, что после вступления закона в силу в целом по национальным республикам останутся без работы более десяти тысяч квалифицированных специалистов.
«Народ оценит возвращение регионального компонента»
«Мы будем добиваться своего, действуя в рамках Конституции и законодательства, — говорит о дальнейших шагах Казани Разиль Валеев. – Если наш законопроект о возвращении регионального компонента не будет принят, останется единственный путь – обратиться в Конституционный суд». Тем более что, согласно Основному закону, напомнил Разиль Валеев, образование находится в совместном ведении центра и регионов, а, следовательно, мнение последних обязательно необходимо учитывать. Российский министр образования и науки Андрей Фурсенко уже пообещал, что региональный компонент сохранится, но не в прежнем виде – теперь он будет устанавливаться правительством через федеральный стандарт, отметил глава комитета Госсовета РТ. Татарстанских законодателей такой вариант не устраивает: «Если мы хотим жить в правовом государстве, все должно быть прописано в законе, иначе чиновники как захотят, так и сделают».
В республике уже ознакомилисьс проектом базисного учебного плана для начальных классов, составленного в соответствии с новым стандартом. На изучение русского языка там отводится 5 часов в неделю, чтение (то есть русскую литературу) – 4 часа, а на весь региональный компонент – татарский язык с литературой, историю и краеведение – всего два часа. Между тем, указал Разиль Валеев, по закону РТ об образовании татарский и русский языки как государственные должны преподаваться в равных объемах. В ноябре 2004 года КС РФ, рассмотрев жалобу юриста Сергея Хапугина, вынес постановление о соответствии республиканского закона и российскому законодательству, и Конституции РФ.
«Мы найдем решение, и я как гарант Конституции за свои слова отвечаю», — пообещал, выступая 26 мая на открытии XVI съезда Союза писателей Татарстана, президент республики Минтимер Шаймиев.
«Если региональный компонент останется в составе образовательного стандарта, народ это оценит, люди зауважают федеральный центр, — прогнозирует Разиль Валеев. – Уже сейчас многие задаются вопросом: почему мы должны быть патриотами страны, если нас не уважают?». «Может быть, это не вопрос самого скорого будущего, но в перспективе ближайших пяти лет, я уверен, закон об отмене регионального компонента будет пересмотрен, — убежден Тимур Мухтаров. – Россия – разная, и каждый регион будет стремиться внести свою специфику во все сферы жизни».
http://www.rosbalt.ru/2008/05/29/488999.html