ФИГАРО ТУТ, ФИГАРО ТАМ!
— Вот все говорят, что я скандальный. Неправда, я не скандальный. Я просто не понимаю, когда человек, который в музыке не смыслит ничего, пытается давать мне советы. Я же просто так никогда не скандалю. Я защищаю своих вокалистов, 13 из которых привезли в нашу республику 13 золотых медалей. Обратите внимание: мы привозим только "золото". Причем с различных, очень престижных в музыкальной среде конкурсов. И если бы чиновники мне не мешали, лауреатов в Якутии было бы куда больше. И вообще, я не понимаю, почему в совет-ское время в Министерстве культуры работало семь человек, а сегодня их там 46?
— Ко всякого рода "столпам культуры" и "духовным лидерам" я отношусь очень осторожно. Приведу пример: сидели мы как-то с одной очень известной якутской исполнительницей в ресторане в Москве. Полдничали. И слушали, как в соседних апартаментах гуляли какие-то люди. Ужас: мат на мате, женский визг, пьяный хохот. Но какой шок мы испытали, когда увидели, кто это там матерился и визжал! Наш всеми уважаемый и очень любимый телевидением культурный лидер с подругами. А, между прочим, сколько он интервью на тему духовности и падения нравственности современной молодежи дал. Не сосчитать!
— Не понимаю, зачем в Германию возили целый самолет наших чиновников? Мне говорят: чтобы они посмотрели, как немцы работают. Но немцы — это совсем другой народ, не похожий на нас. Хотите посмотреть, как надо работать? Поезжайте в Казань. Такого в России больше нет нигде. Там чистота и порядок, сотни оркестров, десятки театров и библиотек. Стоит чиновнику "засветиться" в невыгодном свете в прессе, как ему тут же "ставят на вид". Потому что Шаймиев читает все газеты лично. Зато любят его в Татарстане все. И молятся на него.
ВАЛЕРИЙ ШАДРИН
Эвенкийский композитор, продюсер, менеджер. Композиторский "портфель" Шадрина включает две симфонии, четыре поставленных Государственным театром танца Якутии балета: "Лолита", "Каштанка", "Семь портретов якутских женщин", "Сэвэки". Московскими театрами приняты к постановке две партитуры новых балетов "Свет и тень Марты Грэхэм", "Парфюмер".
Валерий — организатор 164-х концертов якутских оперных певцов за пределами Якутии, в том числе четыре концерта в ООН (Нью-Йорк); три концерта в Большом театре России; в 14-ти городах США. Кроме того, Шадрин организовал 8 крупных фестивалей в Москве, Санкт-Петербурге, где якутские певцы выступали в Большом и Рахманиновском залах Московской консерватории, Музее Ф.И. Шаляпина, Доме-музее А.Скрябина, музеях им. М.И. Глинки и Бахрушина. В 1990-е им дважды были организованы гастроли якутского балета по шести городам Китая. Один из последних проектов — перевод на якутский язык "Реквиема" Ахматовой и составление уникальной сценической композиции с участием З. Багынановой и оркестра народных инструментов Театра танца в Якутске и Малом зале им. А. Глазунова Санкт-Петербургской консерватории (апрель 2004). Отличник культуры Республики Саха (Якутия), заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия). |
— Все пишут о том, что Шадрин подготовил для нашей республики 13 лауреатов. Но почему-то никто не спрашивает у меня: «Валера, а как тебе это удалось?». Раскрываю секрет: серьезная психологическая подготовка плюс создание вокруг лауреата хорошей ауры. Когда мы приезжаем на конкурс, я никому не дают эту ауру разрушить, потому и запираю своих вокалистов в номере. Обо всех событиях конкурса они узнают только от меня и только то, что я считаю нужным им рассказать. Но зато, когда надо, я выдергиваю их на сцену — и они выстреливают…
В эти дни я смотрю Олимпиаду в Пекине. И вижу, что наши спортсмены не получают "золото" не потому, что они плохо подготовлены, а потому, что у них нет блеска в глазах. Думаю: бедные, столько лет тренировались, а самого главного в них не заложили. Зачем отправлять в Пекин столько самолетов с нашими ребятами, если предварительной психологической подготовки с ними никто не проводил? Если никто не постарался создать вокруг них ауру, нужную, чтобы не просто найти в себе силы выйти на помост, но выйти — и выстрелить.
— Как наши власти не поймут, что поэтов и писателей обижать нельзя? Ведь в нашей истории была масса подобных примеров: не любили Пушкина, Лермонтова, обижали Булгакова и Пастернака… Таков характер настоящего интеллигента — он любит битых. Вспомните: чаще всего обижали именно чего-то стоящих. В Якутии их вообще всех расстреляли. Например, того же Ойунского, Кулаковского… Теперь вот на Уххана напустились. Я бы на месте Штырова вызвал его и поговорил с ним с глазу на глаз. Неужели два взрослых человека не смогли бы найти общий язык? А то, что творится вокруг фигуры Уххана сегодня, играет на руку только ему самому. Вон его книги теперь продаются просто влёт.
— То, что мы живем в такой малонаселенной республике, — наше счастье. Покажите мне еще одну столицу России, в которой можно было бы в конце рабочего дня пойти за грибами, а в выходные поехать на охоту. Что? Охота еще не разрешена? Да ты что! А куда же полгорода исчезает уже в пятницу и не появляется до позднего вечера воскресенья? И заметь — все с ружьями.
— Мне есть чем гордиться — я единственный выпускник Московской консерватории, который не убежал за границу. Весь наш курс убежал. А я нет. Сейчас сидят и страдают. Не потому, что они такие бедненькие, нет. Они все там уже давно состоятельные люди. Но им не хватает общения. Вся наша жизнь — это общение. А у них этого нет.
— Русская интеллигенция — это наше всемирное достояние. Европа давно это все растеряла. Там главное — деньги. У нас же еще ценятся духовность, жалостливость, милосердие. Настоящие русские интеллигенты для меня — это Чайковский, Ростропович, Вишневская, Плисецкая… Они не сбежали. Они не поучали. Они сострадали. Как сострадал Достоевский — самый истинный для меня русский интеллигент. Именно за него я голосовал на проекте "Имя России". И еще раз буду голосовать, раз результаты были обнулены.
— Вот уже семь лет я живу на улице Пирогова. Из моего окна хорошо видно мечеть, а в хорошую погоду — и маковки православной церкви. Хочу сказать, что за все это время я ни разу не заболел. Общаюсь с соседями — они тоже чувствуют себя великолепно. А все потому, что от мечети исходит благостность, она очень хорошо влияет на всех окружающих. Что? Я не мусульманин? Ну да, не мусульманин. Я вообще эвенк. Но это же не мешает мне прочувствовать великолепную ауру и благостность этого места? Я вообще за то, что человек должен верить. Неважно в кого. Просто он должен знать, что на том свете ему за все воздастся.
— У меня ровные отношения с нашими властями. Порой мне даже жалко наших чиновников. Как люди они, наверное, неплохие, но у них есть свой этикет. Привожу пример: почему возникли такие абсолютно непонятные сложности с подарком католиков — органом? Ну и что, что подарили его католики. Это же инструмент! Он с таким большим трудом был привезен в Якутск, а теперь лежит мертвым грузом. Почему? Потому что существует очень много каких-то нюансов, по которым никак нельзя привезти сюда специалиста по установке органа… И таких примеров масса.
— Пользуясь случаем, хочу обратиться к мэру нашего города Юрию Заболеву. Уважаемый Юрий Вадимович, наш город так любит помпезные мероприятия, встречи гостей, открытия-закрытия соревнований, но почему же у нас нет своего духового оркестра? Это бы так украсило наши торжества — они бы могли задать тон любому событию в Якутске. И ансамбль готовый у нас уже есть: под руководством Александра Кузьмина в Высшей школе музыки занимаются 20 человек. Увольте 20 чиновников — их отсутствия никто не заметит. Зато у вас появится свой оркестр. А то вы единственный глава столицы России, у которого нет своего духового оркестра.
— Сегодня в нашей республике идет мощная утечка кадров. Ученики Высшей школы музыки уезжают в Россию, одна арфистка работает в Марокко, один мальчик уехал в Чили… В этом году три девочки — Надя Петухова, Люба Сивцева, Иванна Ильина — с легкостью поступили в консерваторию в Гамбурге. Талантливых исполнителей у нас много. Но работать в республике им негде. Симфонический оркестр Театра оперы и балета укомплектован. Теперь нужно создать Государственный симфонический оркестр.
— В нашей республике и в Якутске не все так плохо, как некоторым кажется. Это у нас просто дурная привычка осталась сидеть на кухне и жаловаться. А вы посмотрите вокруг: Русский театр у нас есть, Саха театр у нас есть, цирк появился. Работают Театр оперы и балета, Театр юмора и сатиры (нынешний ТЮЗ)… В улусах традиция замечательная появляется: каждый глава района пытается детской школе музыки оказать какое-то внимание. Например, в Амге глава подарил детям рояль. Еще один рояль подарили в Майе. А какие у них там библиотеки, какие школы, какие больницы… Это же замечательно.
Елена МИРОНЕНКО