Суровые времена ждут госчиновников, губернаторов, судей, работников разных компетентных органов и даже народных избранников - ни подарка дорогого не получить, ни за границу за чужой счет не съездить.
За все эти до сих пор довольно распространенные "приятные мелочи", которые с избытком дарило людям их служебное положение, придется расплачиваться собственной должностью, большими штрафами, а иногда и годами лишения свободы. Если, конечно, четыре законопроекта из антикоррупционного пакета, внесенного на прошлой неделе в Госдуму президентом России Дмитрием Медведевым, будут приняты. Председатель Комитета ГД по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин уже сделал первый вывод - предложенные президентом меры помогут формировать "здоровую экономику", бороться с разного рода "косвенными платежами", "откатами". Однако коррупция у нас так глубоко пустила корни, что в борьбе с ней, по словам Плигина, "наряду с уголовно-правовым воздействием необходимо будет выстраивать иные сферы нашей жизни, например открытость государственной власти, повышение роли СМИ". При этом Плигин считает очень важным, чтобы институты, выстраиваемые в борьбе с коррупцией, не использовались для того, чтобы организовать давление на неугодные группы.
В президентском пакете четыре документа: это проект базового закона "О противодействии коррупции", поправки в Закон "О правительстве Российской Федерации" и два законопроекта, предлагающих внести изменения в разные законодательные акты в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, а также в связи с принятием федерального закона "О противодействии коррупции". Базовый закон требует уточнить статус судей, членов законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований, членов избирательных комиссий, председателя, заместителя председателя и аудиторов Счетной палаты, служащих Центрального банка.
Поправка, касающаяся министров, небольшая - она обязывает членов правительства в своей ежегодной декларации указывать не только свои собственные доходы, но и давать сведения о доходах, полученных их супругами и несовершеннолетними детьми, а также об имуществе, принадлежащем на праве собственности. Но теперь такие же декларации должны ежегодно - до 30 апреля - подавать и губернаторы, и муниципальные служащие, и судьи, и милиционеры, и таможенники, и руководители и аудиторы Счетной палаты. В отношении депутатов Госдумы сохраняется действующая норма - они информируют избирателей о своих доходах и имуществе раз в четыре года, перед выборами. Кстати, сведения о доходах судей в соответствии с новыми законопроектами могут быть опубликованы. Но при условии, что они не будут использоваться для давления на служителя Фемиды и не раскроют его адресов и телефонов.
Предполагается, что объектом пристального внимания и проверки станут и публикации в прессе, которые сообщают о недостойном поведении судей или чиновников. Вводится правило, по которому госчиновники или муниципальные служащие в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, связанных каким-то образом с их прежней работой, только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов.
Теперь подарок, преподнесенный депутату, сенатору, чиновнику или члену Центризбиркома на официальном мероприятии, становится федеральной собственностью, и его нужно сдать в Госдуму, в Совет Федерации, в ЦИК. Правда, потом можно выкупить, если сильно хочется. Личные подарки дороже пяти тысяч рублей чиновник на службе вообще не вправе принимать.