24 октября на предварительном заседании Йошкар-Олинского
городского суда было определено экспертное учреждение, которое будет
выполнять судебную комплексную психолого-лингвистическую экспертизу
брошюры жреца Танакова «Онаеҥ Ойла» («Жрец говорит»).
Теперь
наличие или отсутствие признаков экстремизма в тексте брошюры будут
искать эксперты Межрегионального института независимых судебных
экспертиз (МИНСЭ) в Москве.
МИНСЭ организован сравнительно
недавно в соответствии с рекомендацией Совета судей Российской
Федерации. Он еще не завален многочисленными запросами о проведении
экспертиз, так что вполне возможно, что результатов долго ждать не
придется.
На данный момент сложно сказать, что пятая по счету
экспертиза окажется последней. Какое бы заключение сотрудники МИНСЭ не
дали, одна из сторон имеет право его оспорить.
Прокуратура
принципиально не может позволить себе проиграть в этом деле, поскольку
это будет значить, что два последних года она пытается признать брошюру
«Жрец говорит» экстремистской литературой, преследуя Танакова и таская
его по судам. Таким образом, государству в лице прокуратуры придется
нести ответственность за свое необоснованное упорство в этом деле.
Правозащитники
же отстаивают право Танакова на свободу выражения мнения и
вероисповедания. Человек, живущий в демократическом государстве,
добровольно принявшем на себя обязательства соблюдения международных
стандартов в области прав и свобод человека, имеет право считать свою
религию верной и открыто об этом говорить, учитывая, что его действия
должны быть в пределах указанных выше свобод.
- Важно отметить,
что Йошкар-Олинский городской суд действительно желает разобраться во
всех юридических тонкостях этого дела. Безусловно, включение в данный
процесс новых специалистов позволит рассмотреть брошюру со всех сторон,
- комментирует ситуацию сопредседатель Региональной общественной
организации «Человек и Закон» Сергей Подузов.
Сегодня настало
время, когда гражданское общество как в Российской Федерации, так и за
рубежом, обладающее большим экспертным потенциалом, может открыть
публичную дискуссию на тему свободы религии к контексте дела Танакова,
выразив тем самым свое отношение к такой категории дел («дутых»),
инициированных государством.
Суд в данном случае может до
бесконечности соглашаться то с обвинителем, то с защитниками жреца. Тем
не менее только он может поставить окончательную и бесповоротную точку
в этом деле, прекратив вереницу экспертиз и препирательств. Только суд
может прийти к окончательному решению и определить тем самым статус
марийской традиционной веры – экстремистские взгляды или право народа
на свою исконную религию.
Теперь мы приходим к выводу, что в России не только запрещена критика правительства и его курса, но и запрещена защита их критиков, всем адвокатам ясно дали понять о последствиях вступления в защиту оппозиционеров. Адвокаты немедленно должны быть восстановлены в своих законных правах. Адвокаты бывают разными, одни адвокаты сдирают деньги у клиента, а другие преданно служат своему делу. Я благодарен Рустему Валиуллину, когда Рафис Кашапов предложил ему деньги, он сказал: «я мусульманин, моя помощь Вам ради Аллаха! Я у тебя деньги брать не буду». Также благодарен адвокату Светлане Сидоркиной, Габдулле Исакаеву из Кургана и адвокатам из Москвы, фамилий и имён которых я не буду разглашать. Как я думаю, такие заказные уголовные дела в России заканчиваются не в пользу обвиняемого, и они находят справедливое решение только в Страсбургском суде, куда необходимо будет обратиться. Татарстан, Набережные Челны, Гамиль Камалетдинов.
Кто же прав, следователь или адвокат? 11 ноября 2008 года в прокуратуре города Набережны Челны Республики Татарстан по уголовному делу № 196591 о разжигании межнациональной и межрелигиозной вражды, а на самом деле за критику незаконных действий властей России, было предъявлено обвинение Кашапову Рафису Рафаиловичу (ранее оно было возбуждено в отношении неустановленных лиц). Перед этим следователь ознакомил Кашапова Рафиса и его защитника Валиуллина Рустема с новым заключением московских экспертов, в котором два эксперта Межрегионального института независимых судебных экспертиз (МИНСЭ) попытались обвинить Кашапова Рафиса в формировании негативного общественного мнения о православии, русских, возбудить национальную, конфессиональную вражду, спровоцировать нестабильность в обществе, способствовать ослаблению российской государственности. Однако в доказательство своих выводов эксперты приводят выдержки из текстов, которые содержат критику государственной власти в России и российских политиков в целом по различным основаниям, и самое большее, обвинение ее в слиянии с некоторыми деятелями РПЦ. Причем московские эксперты в своем «труде» постоянно пытаются ассоциировать российских политиков с русским народом. Кашапов Рафис отметил на допросе, что российское правительство является правительством не только русского народа, а также что значительная часть русского народа негативно относится к российскому правительству и постоянно его критикует, поэтому эксперты вводят следствие в заблуждение, в частности, попыткой уравнять российское правительство с народом России.