Main » 2008»Сэтинньи»6 » Дмитрий ВЕРХОТУРОВ.Автономные горнодобывающие комплексы для восточной Якутии
Дмитрий ВЕРХОТУРОВ.Автономные горнодобывающие комплексы для восточной Якутии
20:08
/Дмитрий ВЕРХОТУРОВ/ 2008-09-06 19:55:22 Автономные горнодобывающие комплексы для восточной Якутии
Северо-Восточная Якутия представляет собой настоящую природную кладезь по запасам и разнообразию полезных ископаемых. В этом регионе обнаружены 366 крупных месторождений, в том числе: 113 месторождений олова, 221 месторождение золота, 8 золото-сурьямяных месторождений, 6 месторождений ртути, 4 месторождения серебра, 4 месторождения редкоземельных металлов. Из этого количества 35 месторождений относится к крупным и уникальным. Однако, Якутия не сможет воспользоваться большей частью этих богатств по причине труднодоступности улусов, крайне слабого развития транспорта и очень низкого технического уровня горнодобывающей и обогатительной промышленности.
Принципы разработки месторождений
Принципы разработки месторождений северо-восточной Якутии были заложены в то время, когда в конце 1940 года всю территорию к востоку от Лены и Алдана передали в ведение "Дальстроя СССР", а весной 1941 года началась разработка крупного месторождения олова Эге-Хая. В 1941-1943 годах был построен рудник, обогатительная фабрика и электростанция в пос. Батагай, а также дорога Эге-Хая - Батагай. Верхоянский улус опутала сеть лагпунктов Янлага. В том числе к 1948 году в Батагае было 1700 заключенных, в Эге-Хая - 3000 заключенных.
Добыча и обогащение руды было основано на использовании силы заключенных при минимальной механизации, крайне слабой энергетике, а также дефиците квалифицированных кадров. Потому сложилась в основных чертах следующая схема разработки: рудник, в котором добыча и откатка руды шла вручную, дорога или подъем до обогатительной фабрики и сама обогатительная фабрика, производившая рудный концентрат. Извлечение металла из руды оставляло желать много лучшего, так, что в 2007 году хвосты Батагайской обогатительной фабрики были включены в перечень лицензий на добычу олова.
После расформирования "Дальстроя" технический уровень добычи был существенно улучшен, но схема добычи осталась примерно такой же. Рудные тела разрабатывались в разных местах, руда доставлялась на центральные обогатительные фабрики. Скажем, в Усть-Верхоянском улусе олово добывается на руднике Тиретях, электроэнергия на него подается с дизель-генератора в разрушенном уже поселке Мамонт, а руда перерабатывается на обогатительной фабрике в пос. Депутатском. При этом значительная часть металла, как показывают результаты обследования геологами старых рудников, терялась и при добыче, и впоследствии при обогащении.
Сейчас положение мало изменилось, и на оловодобывающих предприятиях, как открыто заявляют специалисты, по-прежнему широко в ходу технологии и методы образца 1950-х годов. В настоящее время правительство Республики Саха (Якутия) пытается реанимировать оловянную промышленность в Якутии, и даже с апреля 2008 года ведет работу над Программой развития оловодобывающей промышленности в РС (Я) до 2015 года.
Однако, эта программа не может не провалиться. Это очевидно еще до того, как она составлена. Процветающая и прибыльная оловодобывающая промышленность в Якутии не может основываться на безнадежно устаревшей техногии и варварских методах разработки, доставшихся в наследство еще от "Дальстроя".
Устаревшие технологии - это серьезная проблема не только для оловодобычи, но и для разработки всех полезных ископаемых северо-востока Якутии. Применявшиеся технологии настолько затратны, что расходы с трудом оправдывают даже самые богатые и крупные месторождения. Что же говорить о более мелких, с меньшим содержанием металла?
Для развития добычи металлов в северо-восточной Якутии нужно создать новый инструмент, подходящий к местным условиям - автономный горно-добывающий комплекс.
Причины трудностей
Главная проблема советских разработок в северо-восточной Якутии состояла в двух вещах. Во-первых, добыча и обогащение часто располагались в разных местах, что заставляло организовывать дорогостоящую перевозку. К примеру, рудник Тиретях и обогатительная фабрика в пос. Депутатском разделялись расстоянием в 130 км. Рудник Эге-Хая находится от Батагайской обогатительной фабрики в 20 км. Подобное положение заставляло строить дороги, что в суровых условиях Янского региона было крайне сложным и затратным делом.
Во-вторых, рудники и обогатительные фабрики, электростанции оборудовались неадаптированным к условиям региона оборудованием, которое было слишком тяжелым, требовало слишком много электроэнергии. Потребность в большом количестве электроэнергии заставляло решать сложную проблему по доставке топлива. Расширение мощностей фабрик упиралось в транспортные возможности по обеспечению горнодобывающего производства.
В советское время, в условиях плановой экономики, с этим не очень-то считались. Якутия была одним из наиболее крупных оловодобывающих районов, а независимость от импорта в СССР ценилась намного выше затрат. Сейчас таких условий нет, и в будущем не предвидится. Потому сейчас, при развитии горной промышленности в отдаленных улусах, нужно считать каждый киловатт, каждую тонну, каждый рубль, и серьезно готовиться к добыче руды.
Минус излишние перевозки
Первым делом необходимо отказаться от центральных обогатительных фабрик. Перевозки руды от рудников к фабрикам на расстояние в десятки километров - слишком расточительно для янских улусов, да и вообще для северо-восточной Якутии. Это где-нибудь на Урале или в Забайкалье перевозка руды на расстояние 20-30 км не вносит существенного вклада в затраты на производство, но в Якутии это не так.
Вообще, нужно стремиться к тому, чтобы непосредственно на месте добычи, в автономном горнодобывающем комплексе производилось как можно больше производственных операций, вплоть до производства полуфабриката или даже какой-то номенклатуры готовой продукции. Ни руда, ни даже рудный концентрат не должны участвовать в перевозках, особенно по нынешней схеме, когда рудный концентрат из пос. Депутатского направляется на Новосибирский оловокомбинат (НОК). Если содержание металла в концентрате составляет 80%, это означает, что путь от Депутатского до Новосибирска проделало также 20% пустой породы. Это пустые затраты, которые снижают прибыль предприятия.
Принцип развития горнодобывающей промышленности в северных улусах Якутии можно сформулировать так: вывоз только рафинированного металла или сплавов.
С вывозом концентратов, и вообще расточительством в перевозках, нужно решительно покончить, иначе горнодобывающая промышленность будет по-прежнему разорять Якутию, вместо получения прибыли.
Минус ЛЭП
Другой негативной стороной советского подхода была централизация источников энергоснабжения. Электростанции старались строить около центральных обогатительных фабрик, куда было проще доставить топливо. Рудники снабжались электроэнергией по линиям электропередач, либо от дизельных электростанций. В итоге возникала еще одна дорогостоящая инфраструктура - ЛЭП. Это отягощает развитие горнодобывающей промышленности в северных улусах не хуже, чем строительство дорог. К примеру, 130-км ЛЭП Депутатский - Тиретях обходится в 1,8 млрд. рублей. Километр ЛЭП обходится в 13,8 млн. рублей, против средней стоимости по России в размере 0,7-0,8 млн. рублей.
При таких безумных затратах никаких средств ни инвесторов, ни бюджетов, ни инвестиционных фондов не хватит на развитие горнодобывающей промышленности северных улусов Якутии. Причем, эта инфраструктура будет брошена и растащена после отработки месторождения и закрытия рудника, как можно было видеть на множестве примеров.
Отсюда вытекает требование, чтобы энергетические мощности размещались непосредственно на месте добычи и переработки руды, то есть на руднике.
Образ автономного горнодобывающего комплекса
Выполнить эти требования на основе технологий 1950-х или даже 1980-х годов совершенно невозможно. Для этого требуются намного более совершенные подходы.
Во-первых, нужно отказаться от привычной архитектуры рудников и обогатительных фабрик, и строить автономные горнодобывающие комплексы как города-здания, с применением пластиков, стальных и алюминиевых конструкций, которые установлены над местом добычи руды или в непосредственной близости на стальных опорах. Архитектура комплексов может быть модульной, которые соединяются специальными переходами. Внутри каждого модуля на заводе монтируется необходимое оборудование, и модули перевозятся к месту работу в максимально готовом к работе состоянии.
Во-вторых, нужно разработать и начать производить новую линию промышленного оборудования для них, начиная от энергетических установок, и заканчивая печами для плавки металлов. С этого оборудования должны быть "согнаны" весь излишний вес, все излишние энергозатраты, оно должно быть максимально производительным при соблюдении очень жестких требований, максимально эргономичным, минимально энергозатратным. Это представляет собой нетривиальную инженерную задачу, но без ее решения надеяться на разработку всех месторождений северо-восточной Якутии совершенно нереально. Никаких денег не хватит, чтобы обеспечить все месторождения в этой крайне труднодоступной части Якутии дорогами, линиями электропередач, электростанциями и обогатительными фабриками.
В-третьих, требуются дирижабли большой грузоподъемности, без которых эксплуатация автономных горнодобывающих комплексов невозможна. На дирижабли ложится задача завоза на месторождение опор и модулей, доставка топлива и воды, запасных частей и расходных материалов, вывоз готовой продукции. Дирижабли позволят практически полностью отказаться от строительства дорогостоящих дорог к каждому месторождению. Автономность комплекса заключается в том, что он не имеет наземной транспортной инфраструктуры и полностью обслуживается дирижабельным воздушным транспортом.
Итак, автономный горнодобывающий комплекс, созданный по новым принципам и с применением новых технологий, будет представлять собой комплекс соединенных между собой модулей, которые устанавливаются на опорах в месте добычи руды. Часть модулей ориентирована на обслуживание шахты или разреза, другая часть - на обогащение руды, третья - на выплавку металлов, четвертая - на энергетическое обслуживание всего комплекса, пятая - представляет собой жилые модули для персонала.
Автономный горнодобывающий комплекс можно будет перемещать с места на место, по мере отработки месторождений и рудных тел, а также заменять модули, обеспечивая модернизацию комплекса и его оборудования.
Условия северо-восточной Якутии настолько жесткие, что для разработки полезных ископаемых этого региона требуется создать горнодобывающую промышленность совершенно другого облика, непохожую на предприятия аналогичного направления в других местах. В противном случае, добыча на северо-востоке Якутии будет постоянно требовать огромных расходов, и даже жизней, давая при этом мизерный результат.
От Regrus.info: Публикуя этот материал, редакция надеется, что он внесет определенный вклад в развитие технологий в Якутии и разработке новых методов добычи полезных ископаемых в этом регионе.