Федеральная исполнительная власть решила дополнительно поощрять регионы рублем. "Федеральное правительство вправе увязывать объемы выделяемой территориям финансовой помощи с показателями эффективности работы органов власти регионов, и мы должны и будем пользоваться этим правом", – заявил премьер Владимир Путин 12 ноября на заседании кабинета министров.
Заявление крайне интересное. "Бонусы", как их уже окрестили в прессе, будут выделяться не тем регионам, чья экономика стала за год или иной отчетный период более конкурентоспособной, а тем областям и республикам, чьи административные аппараты, по мнению путинской команды, работали лучше. Но где критерии эффективности работы госаппарата региона? Это что, количество выпущенных законов, снижение затрат на функционирование аппарата в условиях финансово-экономического кризиса в денежном выражении или что-то еще? С мерами стимулирования, основанными на экономических показателях, почти всегда все понятно, куда идут деньги и почему, а тут приходится только догадываться.
Например, о том, что речь, скорее всего, идет о формализации практики выдачи негласных бонусов "особо угодным" региональным элитам. Практики эти существовали еще при Ельцине, но тогда деньги от федерального центра шли на поддержку излишне самостоятельных национальных республик – кабы чего не вышло. И президенты части республик умело пользовались этой возможностью. В путинское время бонусы получали, в основном, все те же лица, но уже за хорошие показатели на выборах и вообще за тишину и спокойствие на территории. Пусть и эфемерную тишину.
Сегодня власть имущие, вероятно, совсем перестали стесняться народа и оформлять "бонусы" как субвенции или помощь на строительство метро (новой федеральной трассы, собора, мавзолея и далее со всеми остановками) к какому-нибудь очередному юбилею. Если эти деньги действительно пойдут наиболее лояльным Кремлю элитам в регионах, значит, Путин и команда всего лишь легализовали сложившуюся за пятнадцать лет практику.
Правда, о стеснении нынешних властей говорить не приходится. Конституция и та не устояла под напором реформаторов. Так что формализация помощи своим региональным начальникам выглядит одним из шагов к скатыванию в абсолютно не правовое государство.
Возможно, помимо прочего правительство хочет лишний раз показать лояльным элитам, что их не бросят в тяжелую годину глобального кризиса. Потому как, если политические тяжеловесы из национальных республик Северного Кавказа, Поволжья и Южной Сибири вдруг останутся без финансовой подпитки, то могут обидеться и вспомнить о той карте, которую разыгрывали в 90-е годы.
Кстати, некоторые похожие на "бонусы" пожертвования проходят не по государственной, а по партийной линии. Какая это партия и кто имеет сейчас к ней непосредственное отношение, надеюсь, все догадались. Конкретный пример. В 2006 году одна из столиц региона-донора вдруг получила из Москвы по партийной линии субвенции в 200 миллионов рублей на реконструкцию дорог. Видный партиец и одновременно мэр города похлопотал. Как говорят знакомые с ситуацией люди, пример далеко не единственный и уж точно не является исключением из правил. Чем лояльней местные начальники, тем больше шансов выпросить у центра денежные преференции. А вот насколько регион действительно нуждается в субвенциях – не важно.
Нет у бедной области хороших лоббистов в столичных партийных коридорах или вертикаль власти не доросла до мордовско-чеченской модели с 99 процентами проголосовавших за кого надо, так и сидите в нищете. Премьер-министр на том же заседании 12 ноября строго предупредил нерадивых регионалов. 10 процентов региональных бюджетов, а это около 440 миллиардов рублей, расходовались неэффективно, сообщил Путин.
И ладно бы московские бонусы всегда доходили до людей, но что-то заставляет усомниться в радении региональных начальников исключительно о вверенном им населении. Да и надо ли сильно заботиться о местных жителях, если назначает и снимает тебя Кремль и отчитываешься ты тоже перед Москвой.
В любом случае, ждать осталось не долго. Как только первые ручейки финансовой помощи потекут к территориям, чьи власти работали "особенно эффективно", можно будет сделать выводы. "Уже в текущем году 20 субъектов Федерации, добившиеся высоких результатов, получат в общей сложности два миллиарда рублей из федерального бюджета. Как поощрительный бонус", – сообщил премьер Путин.