Завершить строительство нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) планируется в декабре 2009 г. Об этом уже доложил Владимиру Путину президент «Транснефти» Николай Токарев. Однако 12 ноября стало известно, что Россия и Китай приостановили ведущиеся в Пекине переговоры о поставках нефти и кредитах на достройку ВСТО. Обе стороны винят друг друга в неуступчивости. Днем раньше, 11 ноября, министр финансов России Алексей Кудрин заявил агентству ПРАЙМ-ТАСС, что Минфин окажет содействие «Транснефти» в привлечении кредита в российских государственных банках, которые могут выкупить новую эмиссию облигаций нефтяной компании на сумму свыше 6 млрд рублей. Что же произошло на самом деле?
По сведениям в прессе, китайская сторона выдвигает «абсурдные условия кредитования», которые выражаются в том, что Китай больше «не определяет фиксированную стоимость денег, а хочет предоставить средства плавающим курсом Libor + 5% как банковский кредит, а не как межгосударственное соглашение. Кроме того, «китайцы требуют многократных гарантий этого кредита, гарантий по выручке, по нефти месторождений». Китайская(Фото: ИТАР-ТАСС/Александр Колбасов) сторона, как сообщил информированный источник в CNPC «Интерфаксу», предвидела такую реакцию российской стороны, но «рассчитывает на то, что консенсус до 25 ноября будет найден». Такая позиция Китая по кредитам обусловлена тем, что в «условиях мирового кризиса китайские банки пока не определились по вопросу об источниках кредитования». Тут основную роль должен сыграть Китайский банк развития, однако в связи с тем, что китайское правительство приняло решение о выделении $580 млрд на развитие внутреннего рынка, «китайские банки испытывают трудности в предоставлении кредита, этим обусловлены и завышенные требования к кредитованию». В переводе на обиходный язык это означает: платите по полной, никаких льгот.
Китайцы по всему миру известны как трудные переговорщики. Но их понять тоже можно. С одной стороны, мы довольно искусно вяжем узоры русско-китайской дружбы, продавливая под этот нематериальный актив довольно существенные материальные льготы в двусторонней торговле. Но одновременно Выксунский металлургический завод (ОАО «ВМЗ») за поставку труб большого диаметра на газопровод «Средняя Азия – Китай» выставляет Китаю счет на почти полмиллиарда долларов за 355 000 т труб. А что? Если кому не нравится, пусть походит по базару – поторгуется. Лишних труб большого диаметра сейчас ни в России, ни в Китае нет. Тащить трубы с Украины или Южной Кореи, где они сейчас в избытке и дешевле, все равно дороже выйдет. В один вагон больше шести труб не положить. «ВМЗ» поставит трубы для строительства казахского и узбекского участков. Это 23% от общей потребности проекта (1,52 млн т.). Стороны, близкие к сделке, поговаривают, что на китайский участок газопровода трубы российской компании уже не пустят. Сейчас китайские компании приперты к стене российскими трубниками и вынуждены платить, сколько запрашивают. Слишком высока цена основного вопроса – долговременная поставка газа из каспийского региона в Китай. По подсчетам экспертов, спрос на газ в КНР растет на 20% ежегодно. Этот казус вроде бы не пересекается с вопросом о кредитовании строительства ВСТО, но… как только стало известно, что на ответвление нефтепровода от Сковородино до китайской границы трубы будут поставлены с «ВМЗ», сразу начались трудности в переговорах о кредитах.
Эксперт из Инвестиционной компании «Норд-капитал» Александр Баранов так прокомментировал корреспонденту ИА «DV-NEWS» сложившуюся ситуацию: «Пресс-релизы в наше время - не источник информации, а PR-инструмент (Фото: ИТАР-ТАСС/Сергей Петров)компаний. На самом деле такие сделки надо лучше продумывать и просчитывать. Когда «Роснефти» в 2004 г. надо было срочно выкупать один из основных активов обанкроченного «Юкоса» - «Юганскнефтегаз», то китайская корпорация пошла навстречу и оплатила ей вперед $6 млрд. По этой сделке «Роснефть» обязалась поставить в Китай 9 млн тонн нефти в год по железной дороге до 2010 г. Всего 48,4 млн тонн нефти. В настоящее время основное тело этого долга так и не погашено, а вынужденная продажа нефти под обеспечение самого долга уже привела к продлению экспортного контракта за пределы 2010 г. Вот Китай и сомневается: где будет «Роснефть» брать нефть для обеспечения поставок по новому кредиту на ВСТО? Если Москва и Пекин не договорятся по экспорту нефти в КНР 25 ноября, ВЭБу придется приготовить деньги на покрытие того долларового долга, а не то «Роснефть» может допустить дефолт по уже набранным обязательствам. В текущей ситуации не Россия диктует свои условия партнерам по экспорту нефти». М-да… А тут еще нижегородскую трубу под нос суют в качестве дополнительного раздражителя.
Да и в самом Китае сейчас не все так гладко. Несмотря на то, что правительство выделило беспрецедентную сумму на стабилизацию внутренних финансов, этих денег не хватает, и по стране в 2008 г. разорилось 70 тысяч (!) компаний, констатировала директор исследовательского бюро Банка Китая Лю Пин на Форуме исполнительных директоров транснациональных корпорации в Пекине. В текущем году среди китайских предприятий банкротов в два раза больше, чем в прошлом, а год еще не кончился. Пессимистичен прогноз и от старшего финансового директора банка HSBC Стивена Сунна: «Показатели экономического роста в КНР за первую половину 2009 г. упадут ниже 7%, а по итогам года составят менее 8%». В КНР налицо значительное падение темпов роста экономики. Основную нагрузку несет на себе как раз Китайский банк развития, который и должен был синдицировать $25 млрд на достройку первой очереди ВСТО. Тем более что само ответвление к китайской границе от Сковородино стоит по сравнению с названными суммами сущие копейки - $600 млн.
Аналитик ИФК «Алемар» Екатерина Стручкова так подытожила корреспонденту ИА «DV-NEWS» создавшуюся ситуацию: «Изначально речь шла о предоставлении кредита под фиксированный процент не более 7-8% годовых. То, что китайская сторона начала выдвигать такие жесткие требования, как плавающий процент по кредиту и предоставление гарантий под кредит в виде лицензий на нефтяные месторождения в России, свидетельствует об отсутствии у Китая уверенности в российских нефтяных компаниях как в надежных заемщиках».
Дмитрий Старицкий
Справка ИА «DV-NEWS»: LIBOR (London Interbank Offered Rate) – средняя ставка по краткосрочным кредитам, которые размещаются лондонскими банками в виде депозитов в других первоклассных банках. Газопровод «Средняя Азия – Китай» пройдет в две нитки от месторождения Самандепе в Туркмении через Узбекистан и Казахстан. Общая протяженность 7000 км (188 км – по территории Туркмении, 560 км – Узбекистана, 1300 км – Казахстана и 5000 км – Китая). Проект планируется завершить к концу 2009 г.