«Национализм восходит к словам natus, nata (т.е. «родной сын», «родная дочь»). Национализм в качестве принципа мироустройства подразумевает органически сложившийся, естественный политический порядок, в состав которого входят сообщества сородичей, людей одного и того же рода. Другими словами, национализм – это народолюбие (Volksliebe)». Р.Оберлерхер (Оберлерхер Р., Национализм и демократия.// Русское самосознание. Философско-исторический журнал. CПб, 2000, № 7.)
«Национализм создаёт нации, не существует без государства и является политическим принципом. Национализм – это, прежде всего, политический принцип, согласно которому политические и национальные единицы должны совпадать». Э.Геллнер (GellnerE., Nationsandnationalism, Cornell University Press, 1983 – P.1)
«Национализм есть любовь к духу своего народа, и притом к духовному своеобразию». И.А.Ильин (Ильин И.А., Путь к очевидности, Москва, 1993 г.) «Национализм – это мировоззрение, в котором абсолютный приоритет отдается ценностям нации над всеми иными ценностями и интересами». М.Хрох (Хрох М., От национальных движений к сформировавшейся нации: процесс строительства наций в Европе // Нации и Национализм, Москва, 1991 – стр. 124)
Тоталитаризм
«Понятие, призванное, прежде всего, выразить отношения власти и общества. Поэтому описание механизма власти – это вторичные, производные признаки тоталитаризма. Наиболее агрегированными признаками тоталитаризма являются абсолютность, агрессивность, мобилизационность власти. Абсолютность власти означает, что власть – исходное начало всех инициатив, движений, изменений. Отношения человека и власти при тоталитаризме принципиально иные по сравнению с отношениями, складывающимися на основе признания неотчуждаемости естественных прав. Положение человека основывается не на самоопределении, а на послушании». Д.В.Прокудин, Б.М.Меерсон (Д.В.Прокудин, Б.М.Меерсон, тоталитаризм: явление и сущность)
Фундаментализм
«Общественные, идеологические, религиозные движения, провозглашающие
приверженность исходным идеям, принципам, ценностям определенных
учений, доктрин, выдвигающие требования преодоления появившихся в ходе
их развития извращений, уклонов, ересей и восстановления первоначальной
чистоты, "возвращения к истокам". Фундаментализм близок к различного
типа ортодоксии. Он возникает в условиях кризиса какого-либо движения
и, как правило, противостоит, в т. ч. насильственными средствами,
процессу перемен, обновлению».
Большой энциклопедический словарь
Глобализация
«Растущая взаимозависимость и взаимосвязанность современного мира, которая отражается в распространении глобальных норм и ценностей, демократии и глобальных соглашений и договоров, включая международные соглашения об охране окружающей среды и защите прав человека». Short K. Eliminating World Poverty: Making Globalisation Work for the Poor. White Paper on the International Development presented to Parliament by Secretary of State for International Development by command of Her Majesty. // December 2000
«Глобализация обозначает процессы, в которых государства и их суверенитет вплетаются в паутину транснациональных международных акторов и подчиняются их властным возможностям, их ориентации и идентичности». Бек У. Что такое глобализация? Пер. с нем. А.Григорьева, В.Седельника. - М, 2001.
«Глобализация относится как к компрессии мира, так и к интенсификации осознания мира как целого, как к конкретной глобальной взаимозависимости, так и к осознанию глобального целого в двадцатом столетии». Р.Робертсон (Robertson R. Globalization. - London1992.)
Консерватизм
«Совокупность разнородных идейно-политических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни». Большой энциклопедический словарь. – М., СПб, 2001. - С.563
«Универсальное свойство человеческой натуры… Человек консервативного склада – это тот, кто по поводу всякой новой затеи склонен заявить: Подождите, давайте поразмыслим, быть может, старая система не так уж и плоха, не стало бы хуже». Сигал Д. Совесть консерватора // Век XX и мир.-1992.-№2.
Тип мышления и действия, «носителями которого являются общественные классы и группы, вытесняемые с исторической арены и потому стремящиеся к сохранению или возвращению своих экономических, социальных и политических позиций». Марксистский и либерально-прогрессистский подходы