Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [900]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [261]
Суд-закон.МВД.Криминал [1279]
Право, закон [323]
Экономика и СЭР [839]
Власть Правительство Ил Тумэн [1207]
Мэрия, районы, муниципалитеты [398]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [215]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [553]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [154]
Коррупция [862]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [291]
Социалка, пенсия, жилье [276]
ЖКХ, строительство [132]
Образование и наука. Школа. Детсад [215]
Люди. Человек. Народ. Общество [221]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [669]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [240]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [375]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [154]
Промышленность [43]
Нефтегаз [284]
Нац. вопрос [284]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [183]
Выборы [661]
Айыы үөрэҕэ [92]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [22]
Ыһыах, олоҥхо [102]
Култуура, итэҕэл, искусство [365]
История, философия [237]
Тюрки [76]
Саха [152]
литература [41]
здоровье [463]
Юмор, сатира, критика [14]
Реклама [7]
Спорт [121]
В мире [86]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2008 » Ахсынньы » 1 » София БУЛЧУКЕЙ. Прокуратура & Ил Тумэн: Сохранится ли понятие «суверенитет» в Конституции Якутии
София БУЛЧУКЕЙ. Прокуратура & Ил Тумэн: Сохранится ли понятие «суверенитет» в Конституции Якутии
22:15
27.11.2008 9:40:00  София БУЛЧУКЕЙ.

Прокуратура & Ил Тумэн: Сохранится ли понятие «суверенитет» в Конституции Якутии

 Прокуратура давит. Только три субъекта федерации упорно сохраняют в своих Конституциях слово-раздражитель – «суверенитет». Это Чечня, Татарстан и Якутия.
Ожесточенные споры развернулись вчера на шестой внеочередной сессии Ил Тумэн вокруг Протеста прокурора республики от 23 сентября 2008 года № 72-2/13-08 на отдельные нормы Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).

В принципе, приведение Конституции республики в соответствие с федеральной стало давно привычным, а сам процесс – перманентным состоянием республиканского законодателя. Но на этот раз прокуратура республики замахнулась на святое – понятие «суверенитет» в Конституции Республики Саха (Якутия). Нынешнему созыву депутатов не хочется войти в историю в качестве могильщика якутского суверенитета. Предыдущие три созыва продержались. И началось…

Если кратко, то позиция прокуратуры в том, чтобы убрать из текста Конституции республики преамбулу и статьи, в которых упоминается суверенитет. Ни малейшего упоминания этого слова не должно быть. Позиция большинства депутатов Ил Тумэн в том, чтобы сохранить в Конституции Якутии понятие суверенитета.

Вообще-то, прокурор внес Протест по 27 моментам. Но если поправки редакционного характера принимаются практически без обсуждений, то по принципиальному моменту депутаты встали горой. Вчера обсуждали только один аспект – имеет ли право Якутия сохранить понятие «суверенитет» в своей Конституции – Основном законе республики.

Прокурор республики Анатолий Подласенко начал спокойно, даже рассказал известную байку о башне, которая позволила семечку найти под ней приют, а со временем развалилась от проросшего дерева. «Суверенитет – это основа для сепаратизма, - заявил прокурор республики, осерчавший от депутатских вопросов, - вы знаете, к чему это привело в Чечне. Там была война!».

Сегодня в России только три региона продолжают настаивать на том, чтоб в своих Конституциях сохранить понятие «суверенитет». Это Чечня, Татарстан и Якутия. Остальные субъекты привели региональные законодательства в соответствие и убрали слово-раздражитель. По Татарстану, кстати, уже вынесено соответствующее определение Верховного суда. В общем, прокуратура давит на эти регионы, в том числе и на Якутию.

Но депутаты Ил Тумэн упорствуют. Что интересно, в отстаивании этого вопроса объединились единороссы и коммунисты, что случается крайне редко. Пожалуй, такое единодушие было лишь один раз, когда решался вопрос о процентном прохождении партий в Ил Тумэн по итогам мартовских выборов. И те, и другие отстаивали 7%-ный барьер. Объединение этих двух политсил означает абсолютное большинство мандатов Ил Тумэн. Особенно рьяно бились лидер Конгресса народа саха Егор Жирков, единороссы Александр Ким-Кимэн, Ольга Макиенко и коммунист Филипп Охлопков. Зато ни слова не сказали по сути вопроса депутаты от СР и вновь созданной группы «Согласие», от которой журналисты многого ждали.

Егор Жирков даже вышел к трибуне и нарушил регламент длинной речью, которой опровергал отдельные положения Протеста прокурора республики. Как и на прошлой, пятой очередной сессии, Егор Петрович отметил, что в Протесте прокурора отсутствуют ссылки на конкретные статьи Конституции РФ и федеральные законы, которым будто бы противоречит Конституция Якутии. Он напомнил, что и раньше прокуроры республики вносили протесты, но далеко не всегда оказывались правыми, что подтверждалось позицией федеральных структур.

Его поддержали вопросами и выступлениями другие депутаты: Александр Ким-Кимэн, Ольга Макиенко, Филипп Охлопков, Александр Гаврильев, Альбина Поисеева, Ньургун Тимофеев, Юрий Дойников.

Но прокурор Подласенко продолжал настаивать, указывая, что по закону депутаты должны рассмотреть Протест прокурора на ближайшей сессии: либо согласиться с ним, либо отклонить. В случае, если депутаты Ил Тумэн отклонят Протест прокурора, он обратится в Генеральную прокуратуру, грозил Подласенко. А за Генеральную прокуратуру он не может принимать решения, как она дальше себя поведет. В случае, если противоречие федеральному законодательству приведет к негативным последствиям, депутаты понесут ответственность, давил прокурор Подласенко.

Александр Ким-Кимэн объяснил, что приведение Конституции республики в соответствие с федеральной – процесс длительный. В республике специально по этому вопросу создана рабочая комиссия, которую возглавляет руководитель Администрации президента и правительства Айсен Николаев. Сначала она должна рассмотреть Протест прокурора, затем материалы должны быть опубликованы СМИ, вынесены на всенародное обсуждение, и только потом парламент должен сказать свое слово. «Это быстро не делается, у нас не было времени. А башня у нас одна, - вернулся депутат к прокурорской притче – Российская Федерация».

Но государево око вело себя почти грубо: «Не успеваете – работайте ночами. В субботу, воскресенье! Мы по ночам работаем. Ведь все равно примете! Вы просто тянете. У вас нет желания рассматривать этот вопрос».

«Это уже обвинение», - констатировала Макиенко. Примерно с середины дискуссии прокурор и депутаты стали перебивать друг друга и говорить на повышенных тонах.

Не выдержав, в дискуссию депутатов и прокурора вмешалась представитель исполнительной ветви власти Якутии – руководитель Департамента по государственно-правовым вопросам Администрации президента и правительства Сардаана Гурьева. Она отметила, что сепаратизм возникает там, где в Конституциях регионов заложено право выхода из состава Российской Федерации. В якутской Конституции этой нормы никогда не было.

Александр Ким-Кимэн напомнил, что некоторые федеральные законы тоже противоречат Конституции РФ. Какая работа по ним проводится, спросил он прокурора. На что Анатолий Подласенко посоветовал не отвлекаться от основной темы. «Мы требуем уважения. Процесс сближения федеральной власти с регионами должен быть взаимным», - продолжал Ким-Кимэн.

После долгих споров, вопрос поставили на голосование. Большинством голосов депутаты настояли-таки на своем. Протест прокурора принят к сведению, верней, работа по нему будет продолжена по сложившемуся этикету: рабочая комиссия – СМИ – всенародное обсуждение – Ил Тумэн. Одновременно депутаты Ил Тумэн проголосовали за то, чтобы обратиться в Конституционный суд Якутии с запросом об официальном толковании отдельных положений Конституции Республики Саха, опротестованных прокурором РС(Я). Представлять Ил Тумэн в Конституционном суде поручено народному депутату Александру Ким-Кимэну.

Справка

Позиция прокуратуры

Отменить следующие положения Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия):
- преамбулу в части, предусматривающей, что Конституция республики принята основываясь на декларации о государственном суверенитете республик, выражая интересы и волю граждан республики;
- часть 3 статьи 1;
- часть 4 статьи 1 в части, предусматривающей, что источником государственной власти в Республике Саха (Якутия) явялется ее народ;
- часть 5 статьи 1 в части предусматривающей, что призывы к нарушению территориальной целостности Республики Саха (Якутия) преследуются по закону;
- часть 2 статьи 37 в части, предусматривающей, что национально-государственный статус и территория Республики Саха (Якутия) не могут быть изменены без ее согласия, выраженного на референдуме большинством голосов избирателей.
И так далее.

Из ЗАПРОСА Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в Конституционный суд Республики Саха (Якутия)


После изменений и дополнений Конституции РС(Я), принятых 17 июля 2001 года, указанным законом установлено, что суверенитет Республики Саха (Якутия) определяется как мера ее самостоятельности в обеспечении своего экономического, социального и культурного развития и обладание ею всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

Законом Республики Саха (Якутия) от 1 октября 2002 года 54-З № 445-II «О редакции текста Конституции (основного закона) Республики Саха (Якутия)» утвержден текст Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) действующий в настоящее время.

В протесте прокурора Республики Саха (Якутия) от 29 сентября 2008 года указано, что решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 3 мая 2001 года в части данных положений Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) не исполнено.

Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) считает, что место, занимаемое данными конституционными положениями свидетельствует о том, что они не имеют самостоятельного юридического значения и должны рассматриваться в единстве и нерасторжимой взаимосвязи с иными положениями указанной статьи и других статей Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) как конституционно-правовое закрепление в обобщенной форме одной из наиболее существенных особенностей государственно-правового статуса Республики Саха (Якутия). Эта особенность обусловлена факторами исторического, национального, юридического и иного характера, определившими становление и развитие современной государственности Республики Саха (Якутия), и в силу которых в настоящее время, как это следует из преамбулы и частей 2 и 3 статьи 1 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) в ее взаимосвязи с частями первой и второй статьи 5 Конституции Российской Федерации, Республика Саха (Якутия) представляет собой республику (государство), объединенную с Российской Федерацией и являющуюся ее субъектом.

На основании вышеизложенного, руководствуясь с пунктом 5 статьи 88 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), статьями 108, 109, 110, 112 и 113 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 5 июня 2002 года 16-З № 363-II «О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве» Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) просит Конституционный суд Республики Саха (Якутия) дать толкование преамбулы, частей 3, 4 и 5 статьи 1 Конституции (основного закона), как допускающих признания суверенитета за Республикой Саха (Якутия).

Спорные моменты Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)

Мы, многонациональный народ Республики Саха (Якутия),
ВЫРАЖАЯ волю к сохранению исторически сложившейся государственности республики,
ОСНОВЫВАЯСЬ на Декларации о государственном суверенитете республики,
СЧИТАЯ республику субъектом Российской Федерации на принципах конституционно-договорных отношений,
РЕАЛИЗУЯ общепризнанные права на самоопределение и равноправие народов,
УВАЖАЯ вклад предшествующих поколений в развитие республики,
ИСХОДЯ из высокой ответственности перед нынешним и будущими поколениями,
ПРИЗНАВАЯ принципы демократического общества,
ЗАБОТЯСЬ о сохранении и самобытном развитии народа республики,
ВЫРАЖАЯ интересы и волю всех граждан республики к свободе, равенству, миру и прогрессу,
ПРИНИМАЕМ настоящую Конституцию и считаем ее впредь Основным законом Республики Саха (Якутия) – государства в составе Российской Федерации.

Раздел первый
Глава 1. Основы конституционного строя

3. Суверенитет Республики Саха (Якутия) означает меру ее самостоятельности в обеспечении своего экономического социального и культурного развития и обладание ею всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

4. Источником государственной власти в Республике Саха (Якутия) является ее народ, состоящий из граждан всех национальностей. Никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе право осуществления государственной власти.

5. Народ выражает свою суверенную волю через представительные органы власти или непосредственно.



Версия для печати    София БУЛЧУКЕЙ.
Views: 1691 | Added by: uhhan
Total comments: 2
2 Paskaralingam  
Your answer was just what I ndeeed. It's made my day!

1 Тамайаахап  
Для Подласенко и Медведева: Конституция не Моника Левински - изменить не изменяя не получится.

Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Ахсынньы 2008  »
БнОпСэЧпБтСбБс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 3
Ыалдьыттар (гостей): 3
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2024