Main » 2008»Ахсынньы»5 » Народный депутат Якутии обвинил главу республики в клевете и распространении недостоверных сведений
Народный депутат Якутии обвинил главу республики в клевете и распространении недостоверных сведений
10:19
Народный депутат Якутии обвинил главу республики в клевете и распространении недостоверных сведений
ИА SakhaNews.Депутат Государственного собрания РС(Я) (Ил Тумэн) Афанасий Максимов подал заявления в Прокуратуру РС(Я) и в Следственный комитет при Прокуратуре РС(Я) с просьбами о возбуждении уголовного дела в отношении Президента Республики Саха (Якутия) Вячеслава Штырова.
Основанием для данного заявления послужили высказывания Вячеслава Штырова на пресс-конференции (отчет с нее опубликован в "Якутии" 31 октября 2008г.), которые, по мнению бывшего Президента ОАО ННГК «Саханефтегаз» подпадают под статьи о распространении недостоверных и порочащих сведений и клевете.
Речь идет об ответе Вячеслава Штырова на вопрос, заданный во время пресс-конференции одним из корреспондентов: «Каково будущее компании «Саханефтегаз»? Вот что ответил глава республики:
– Это очень сложный вопрос, который имеет свою историю. На сегодняшний день компания не имеет никакой перспективы. Она глубокий банкрот. В чем причина? Ключевой момент падения «Саханефтегаза» произошел в 2001 году, когда тогдашнее руководство РС(Я) приняло решение о передаче контрольного пакета акций компании «ЮКОС».
Само по себе решение было правильным. Представьте ситуацию: республика имеет большие запасы нефти и газа, ряд лицензий на месторождения, свою компанию «Саханефтегаз», но не может реализовать масштабные инвестиционные проекты, потому что для этого нужны большие средства. Финансировать из бюджета при его дефиците невозможно, привлечь средства нельзя, потому что банки считают, что бизнесом должны заниматься предприятия, а не правительство. Поэтому оно интенсивно искало пути, рассматривались варианты, кого привлечь в партнеры.
Привлекли «ЮКОС». Они много обещали, но сразу принялись организовывать отработанные схемы. Во-первых, за переданные акции республика фактически ничего не получила. Во-вторых, «ЮКОС» отказался финансировать проект и старался переложить финансирование Талакана на Правительство РС(Я). В-третьих, компания повела линию, которая отходила от договоренности в части развития Талаканского месторождения и строительства нефтеперерабатывающих заводов. Вместо этого появилась знаменитая теория Ходорковского «Ангарск – Дацын»: нефть России не нужна, так как возникнут новые энергоносители, и через 40 лет ее будет некуда девать, надо быстро продать, получить деньги и заниматься развитием новых технологий.
Но самое печальное то, что «Саханефтегаз» попал в сети трансфертного ценообразования. Что это означает? На Талакане добывается нефть, которая продается РС(Я). Одна тонна нефти стоит 2 тысячи рублей (почти по себестоимости), но республика платит не добывающему предприятию, а «ЮКОСу», который одну тысячу отправляет предприятию, а вторую дает в виде кредитов. В результате в течение примерно двух лет «Саханефтегаз» оказался с ног до головы опутан этими кредитами.
Если бы все было в системе «ЮКОСа», это их дело. Но когда «ЮКОС» распался, все долги из виртуальных внутрисистемных превратились в реальные, и «Роснефть» предъявила их «Саханефтегазу».
Добавилось и абсолютно непрофессиональное руководство на протяжении последних лет «Саханефтегазом», делавшее ошибки. Существует временный нефтепровод Талакан – Витим, после 10 лет работы нужен был новый, и он был построен. 100 км. Но из труб, которые не годятся для перекачки талаканской нефти. Кто ее закупил? «Саханефтегаз».
Кто бывал в Витиме, видел возле речного порта два маленьких завода по переработке нефти. Они не работали ни одного дня, потому что технология не позволяла перерабатывать талаканскую нефть без специальной подготовки. Все превратилось в металлолом. Есть подобные установки и на газовом промысле в Кысыл-Сыре. К несчастью, как сейчас выясняется, внутри «Саханефтегаза» была создана мощная система разворовывания финансовых средств, перевода активов в компании, подконтрольные менеджерам «Саханефтегаза». Так что компания и так была получена от «ЮКОСа» в предсмертном состоянии, да еще руководство ее добивало как могло и своей некомпетентностью, и злым умыслом.
А где же было Правительство РС(Я)? Вспомните, сколько в 2002-2003 годах в СМИ было публикаций о том, что правительство не может поладить с хорошим «ЮКОСом». Это правда. С самого первого дня мы не могли поладить с ними, потому что они не выполняли наши требования: заплатить нормально за акции, построить как положено нефтепровод и нефтеперерабатывающий завод, прекратить систему трансфертного ценообразования с нашими компаниями. Повлиять же радикально мы не могли, потому что у нас нет достаточного количества акций.
Менеджмент компании, а конкретно Афанасий Николаевич Максимов, на вполне законных основаниях продал акции «Якутгазпрома» компании «Слава», которую возглавляет знаменитая Магомедова, о чем нам стало известно де-факто. Но даже если «Саханефтегаз» будет обанкрочен и перестанет существовать, для Правительства Республики Саха (Якутия) ни финансовых, ни экономических последствий нет, потому что все было раньше продано и роздано.
Нас интересует только «Якутгазпром». Поэтому именно эту часть правительство особо контролирует. Все остальное пусть решает суд. Хотя по-человечески менеджеры заслуживают самого жесткого наказания: внаглую разворовать большую компанию не каждому дано. К сожалению, в процессе вывода активов газовый промысел был разделен на две части. Одна часть у «Якутгазпрома», другая у компании «Якол». Если бы они могли между собой помириться, Бог с ними, но они устроили целую войну со стрельбой. Газоконденсат практически перестал отгружаться, возникла угроза для Якутска.
Вот почему правительство ввело там чрезвычайное положение, подразделение МВД, и в принудительном порядке были проведены отгрузка газа и подготовка к зиме. С этой точки зрения мы контролируем ситуацию и будем дальше контролировать. Ну, а кто прав в имущественном споре, определит суд. Одно могу сказать, никто хозяйничать там так, как ему захочется, не будет.