Узкая группа бюрократов и партфункционеров в Якутии «захватила» НВК «Саха»
Ситуация в Национальной вещательной компании «Саха», в которой за один день были внезапно лишены должностей президент Руслан Васильев и первый вице-президент Анатолий Гоголев, оказалась еще более трагичной, чем предполагалось. Это стало ясно из публикации в газете «Молодежь Якутии» статьи «Жертвы собственного либерализма»(11.12.2008). Ее автор – некто Александр Суворов, видимо, желая убедить читателей в правильности увольнения руководства телерадиокомпании, на самом деле поведал о том, как попирается закон о средствах массовой информации, в нарушение которого учредитель вторгается в запрещенную для него сферу деятельности творческого коллектива.
Автор прямо так и пишет, что (стилистика автора сохранена, шрифтовые выделения в тексте мои – Т.Ш.)«непростительным просчетом» Руслана Васильева было то, что он «во многом поддерживал в первую очередь творческое сообщество. Но, к сожалению, упустил политическую составляющую на гос-ТВ и радио».
Так в чем же, по мысли автора, провинились руководители телерадиокомпании? Оказывается, в том, что телеинтервью были взяты у «оппозиционного политика» (заметим в скобках: депутата Госдумы РФ) Федота Тумусова и «опального» Афанасия Максимова (напомним: народного депутата республики).
Далее дословно цитируем авторский опус: «В данном случае у руководства республики имеются определенные воззрения и политическая доктрина. Которые вызваны политическими и практическими ходами в стратегических целях. И когда на телерадиовещании выходят материал или светятся лица, противоречащие их достижению, это, мягко говоря, не может радовать учредителя медиаресурса.
После того как Руслан Васильев возглавил компанию, через довольно короткий промежуток времени в эфир начали выходить неугодные партии, организации, лица. Нужно сказать, что, скорее всего, это не было подготовлено умышленно – Васильев реалист и в принципе понимал свою задачу как президента компании. Просто в центральном офисе НВК работают 300 человек, еще 200 – в филиалах. Львиная их доля – творческие сотрудники, каждый со своим воззрением на жизнь. Правда, наверное, он все-таки не представлял всю серьезность последствия либеральной политики внутри компании. Поэтому редактора, сотрудники, причастные к так называемым политическим промахам, не получили жесткого «ответа». Как следствие этой политики, подобные материалы продолжали выходить в эфир, что, в свою очередь, подводило учредителя к закономерному решению».
Надо только сказать спасибо автору за то, что (благодаря своей непосредственности) он приоткрыл завесу над тем, что остается за кадром республиканского телевидения. И, надо признать, картина предстала жуткая. Творческий коллектив заставляют руководствоваться в своей деятельности не законом о СМИ и другими правовыми актами, а личными представлениями отдельных, пусть и высокопоставленных, бюрократов. Таким образом, налицо все признаки тихого «захвата» НВК «Саха». Но, если такое произошло, и все с этим спокойно мирятся, может быть, народным депутатам стоит наделить «захватчиков» и соответствующими обязанностями – поставить аппараты правительства и регионального отделения "Единой России" (ведь только их представители имеют право беспрепятственно выступать в эфире местного телевидения и радио) перед необходимостью самим дотировать деятельность НВК «Саха» и его городских и улусных филиалов и таким образом значительно облегчить республиканский бюджет?!
Бесконечно жаль коллектив телерадиокомпании, которому явно не дают работать всевозможные цензоры, бесцеремонно вторгаясь в творческий процесс, навязывая профессиональным журналистам свои примитивные представления о том, как надо правильно вещать в эфире радио и телевидения.
Убоги и безграмотны рассуждения автора статьи (проводника идей тех, кто узурпировал власть в НВК «Саха»!) в газете «Молодежь Якутии» и о причинах лишения должности первого вице-президента компании Анатолия Гоголева. Цитирую дословно: «Анатолий Гоголев стал первым вице-президентом еще при Харлампии Дьяконове. Он вполне органично вписывался в НВК как первый зам из творческого коллектива при жестком руководителе с твердым управленческим и чиновничьим опытом. Однако при новом почти «творческом» либеральном руководителе его крепкие связи внутри компании позволили ему перевести часть управления на себя. Особенно это касалось политической направленности вещания компании. С этого момента он стал отчасти причастным и ответственным в главном направлении деятельности компании. При Дьяконове, как и при Ноеве (бывший президент НВК «Саха» - Т.Ш.), все политические риски и сюжеты согласовывались лично с президентом. И отклонение от «линии» наказывалось прямо-пропорционально от тяжести ущерба политики республики. Поэтому получилось так, что Гоголев, взявший инвеституру у Васильева управлять этим сегментом, не справился. А как можно предположить, опираясь на его политический опыт, часть «ошибок» делал умышленно. В каких целях, можно теперь только догадываться».
По отдельным сведениям, которые пробиваются между строк этой весьма показательной статьи, можно судить о том, что, либо статья написана, либо материал для нее представлен членом команды премьера Егора Борисова. Новый президент НВК «Саха» Иван Андросов - из его ближайшего окружения. О том, какое задание он получил, идя на руководство радио и телевидением (не имея и малейшего опыта работы в каких-либо СМИ), Александр Суворов поведал следующее: сделать внутреннюю политику в компании «более требовательной к содержанию телерадиоэфира»; определить , кто из трех кандидатур – директор радио Тарас Тарасов, директор телевидения Чокур Гаврильев или директор улусных и городских филиалов Николай Петров – станет первым вице-президентом (у них, замечает автор, «относительно небольшое количество «штрафных очков»); подвергнуть «анализу структуру рекламно-продюсерского центра компании и Дирекции информационно-аналитических программ». И далее следует предупреждение уже самому Ивану Андросову, что у него «есть определенный карт-бланш сделать твердые шаги в ближайшие 4-5 месяцев, пользуясь эффектом «нового президента» и почти полной поддержкой премьер-министра республики. При этом вернуть контроль политической составляющей эфира в руки президента компании. Иначе он рискует повторить недочеты прежнего руководителя…» Что за этим может последовать, Ивану Андросову объяснять не стоит.
Понимают ли «умные головы», что подводят национальную вещательную компанию такой политикой к настоящей катастрофе? В век современных средств связи региональным телерадиокомпаниям все труднее завоевывать своего радиослушателя и телезрителя. Чтобы быть конкурентоспособными, местные компании должны развиваться в творческом русле, не оглядываясь на всевозможных конкретных цензоров, нередко элементарно безграмотных в политическом и правовом отношении.Единственное место, в котором журналисты должны отвечать по закону, это суд. Служить они могут только обществу, и именно перед ним нести ответственность за объективное отражение того, что происходит в жизни.
Трудно даже представить, как новый президент компании физически сможет лично сам оценивать все, что производится на-гора коллективом, в котором работают около пятисот человек! Да еще, как полагает автор статьи, делать это перед каждым эфиром. Перед Андросовым таким образом поставлена задача заведомо невыполнимая, ему бы за 4-5 месяцев, дай бог, вообще понять, куда он попал.
Те, кто считает себя в республике «властителем дум», может так считать сколько угодно. Но последнее слово все равно за телезрителем и радиослушателем, которые сегодня могут отличить качественную информацию от подделки. Жаль не только творческий коллектив НВК «Саха», но и то, что бюджетные деньги теперь будут впустую тратиться на производство все более невостребованных слушателями и читателями радио и телепрограмм.