Main » 2008»Ахсынньы»30 » Андрей Фурсенко: Национальный компонент не исключен из образовательного стандарта
Андрей Фурсенко: Национальный компонент не исключен из образовательного стандарта
18:44
30.12.2008 11:32:59 http://www.sakhalife.ru
Андрей Фурсенко: Национальный компонент не исключен из образовательного стандарта
В середине декабря министр образования России Андрей Фурсенко 2 часа общался с журналистами из регионов, которые освещают проблемы образования. Говорил он обстоятельно, особенно когда в заданном вопросе сказывался недостаток информированности. Например, на вопрос, почему в новом образовательном стандарте исключен национальный компонент, ответил:
- Он не исключен, просто структура стандарта полностью поменялась. Сейчас 70 процентов в нем составляет инвариантная (обязательная) часть, 30 процентов - вариативная. Вот в этой-то части мы и даем возможность школам определиться. Да и формирование инвариантной части должно разрабатываться с учетом мнения всех регионов. В новые стандарты, - подчеркнул Фурсенко, - вошло то, чего никогда раньше не было. Введены требования не к процессу, а к результату. Важно, что человек в результате знает и умеет, а не то, как его этому учат.
Федеральный министр, отвечая на вопрос, как вернуть престиж профессии рабочего, вспомнил, как посетил в Якутии кочевую школу.
- Здесь дело даже не в зарплате, а в моде. И может быть, в нежелании трудиться, - заметил он по поводу низкого интереса выпускников школ к рабочим специальностям. И рассказал, как в недавней поездке по Якутии навестил кочевую школу, которая вслед за пастухами и оленями кочует по северным просторам. Школа имеет компьютеры, есть выход в Интернет, спутниковое телевидение - в общем, связь с внешним миром налажена. Вот министр и спросил у одного школьника, кем тот хочет быть. Спросил, полагая услышать что-то близкое к окружающей паренька жизни: оленеводом, геологом, экологом, вертолетчиком... «Юристом», - ответил тот. Все ясно: насмотрелся фильмов про сыщиков, прокуроров, адвокатов - и проникся.
- А надо показывать востребованность людей рабочих профессий! Надо поднимать на щит неуниверситетское образование. Сейчас обсуждаем вопрос технологического балаквариата, то есть подготовки специалистов узкой направленности, но не имеющих высшего образования, - поделился Фурсенко. И добавил, что интерес к профессии рабочего следует пробуждать со школы: - Надо вводить технологический профиль. Ведь уроки труда - если это не профанация - очень полезная вещь. Уметь что-то сделать своими руками - интересно и достойно, полезно и важно в жизни.
- Какие направления наиболее перспективные, на кого надо учить сегодня? - Не хватает специалистов в сфере услуг, - начал загибать министр пальцы. - Эту сферу надо развивать. Мы уже говорили о развитии технологического направления, о дефиците кадров в промышленности, в том числе в оборонно-промышленном комплексе. Когда начался подъем экономики, подъем промышленности, специалистов стали искать по всей стране. Востребованы специальности, связанные с охраной окружающей среды, не хватает также профессионалов в области информационных технологий. Структура мировой экономики, и российской тоже, однозначно говорит о том, что квалифицированные специалисты в этих сферах будут требоваться и впредь. Уже сегодня надо думать не только о том, что будет завтра, но и о том, что будет послезавтра.
И думать об этом Андрей Фурсенко призвал с оптимизмом.
Прозвучала на встрече и такая информация: 2010-й может быть объявлен Годом учителя. Во всяком случае, сейчас идет подготовка к этому. Весьма многообещающее сообщение. Учителя наши действительно достойны, чтобы страна повернулась к ним лицом. Галина ДВОРЕЦКАЯ, «Мурманский вестник».