Якутская журналистка побывала на московском пресс-показе «Тайны Чингисхана»
И вот эпопея завершилась – фильм закончен и готов к массированному прокату в трехста кинотеатрах России, что уж совсем удивительно для национального проекта. Старт – 12 марта. Но, чтобы составить собственное мнение, «Нашему Времени» не понадобилось ждать несколько недель: на пресс-показе картины в Москве побывала собственный корреспондент газеты Надежда ТЕТЕРИНА.
Серьезность заявки якутского кино казалась мне невозможной до тех пор, пока у входа в кинозал «Каро фильма» на Курской я не увидела плакат «Тайна Чингис Хаана», сделанный в лучших традициях промоушена голливудских картин – с языками пламени, фигурой Чингис Хаана в боевом облачении и молнией, прорезающей небо на заднем плане. Рядом с сиянием «огня небесного» как-то терялись строки «Фильм Андрея Борисова» — но именно они были самыми впечатляющими.
В фойе показа ждала журналистская братия. Та ее часть, что имела отношение к Якутии, сдержанно общалась, коллеги из центральных СМИ глядели по сторонам без особого интереса. Но когда подошел Кэрри-Хироюки Тагава, мизансцена пришла в движение. Вокруг актера, который сыграл в «Последнем императоре», «Дневниках гейши», «Перл Харборе» и «Мортал Комбате» (а среди людей от 23 до 35 лет мало кто не смотрел хотя бы «МК») засверкали вспышки фотоаппаратов.
Тагава со сдержанным звездно-голливудским величием позировал перед объективами – как один, так и в компании «кинооднополчан» Эдуарда Ондара, исполнителя Чингис Хаана, и Оргила Махаана, сыгравшего Джамуху, друга главного героя. Еще сильнее захотелось посмотреть фильм.
Скажу, что он меня не разочаровал. Картина не похожа на исторический блокбастер типа «Александра», но поражает исторической достоверностью и совершенно очаровывает картинами природы. Съемки велись в разных местах Центральной Азии, и если называть степь особым персонажем фильма, то роль земли Темучина, будущего правителя Чингис Хаана, «сыграли» Табагинский мыс на реке Лене и священные верхоянские горы Кисилях, Долина каменных духов Бурятии, мистическая Долина царей Хакасии, хребты Алтая, просторы Монголии и Тывы.
Я не буду раскрывать сюжет и обсуждать игру актеров – свое мнение об этом вы составите сами после просмотра фильма. Ошибутся те, кто пойдет на картину ради голливудских знаменитостей Тактарова и Тагавы – роли этих актеров невелики по хронометражу. Зато ценители батальных сцен получат несомненное удовольствие: по велению Андрея Борисова «смешались в кучу кони, люди»… Несколько тысяч всадников – настоящих, а не созданных на компьютере – несутся вскачь, сражаются, падают с лошадей в пылу погони, умирают, пронзенные стрелой или посеченные мечом… Все это снято настолько реалистично, что чувствуешь запах крови, пропитавший воздух сражения. За это отдельное спасибо надо сказать каскадерам Монголии и Китая, выполнявшим невероятно сложные трюки. Сцены битв и казней – отражение исторической правды - очень жестокие, поэтому с детьми на фильм лучше не ходить.
Но драматизм фильма Борисова не только в отображении ужасов войны: затронуты в картине и любовная линия, и история предательства, и религиозные воззрения разных народов. Как признался Андрей Саввич на пресс-конференции сразу после показа, если бы он знал, какая огромная работа ему предстоит, то не взялся бы: «Энергия заблуждения дала мне возможность снять такой фильм».
К слову, во время съемок Тагава сравнил манеру работы якутского режиссера и Бернардо Бертолуччи, с которым актеру довелось сотрудничать на съемках «Последнего императора»: «Им обоим присуща творческая одержимость. Правда, в отличие от Бернардо, Андрей увлекается содержанием, а не внешними эффектами».
Соглашусь с этим мнением. Когда фильм закончился, кто-то из журналистов за моей спиной, обсуждая фильм, уронил: «Архаичная режиссура!» Если под архаичностью понимать отсутствие компьютерных спецэффектов – то да. Но удивительное дело – фильм от этого не теряет своей впечатляющей зрелищности. И как хорош выбор актера на главную роль! В Эдуарде Ондаре чувствуется то, что раньше назвали бы породой, а сегодня – фактурой: телесное здоровье и красота, духовная мощь и холодная вера в правильность выбранного пути.
На пресс-конференции воодушевленных после показа журналистов интересовало все: и стоимость картины, и ее прокатные перспективы, и детали съемок. Расскажу основное.
Вопрос актеру Кэрри-Хироюки Тагава: - Что вас сподвигло на участие в этом проекте? Тагава: В Голливуде сложился негативный стереотип об этом историческом деятеле, проистекающий из страха перед ним. Но для меня Чингисхан всегда был интересен. До того я сыграл много плохих людей и бандитов. Но это было не моим выбором, а требованием Голливуда. Плохо, что в Америке до сих пор живуче представление о «плохом азиате». Я всегда верил, что могу создать образ сильного человека Азии. Но даже несмотря на то, что в фильме у меня роль не правителя, а телохранителя царицы Гурбесу, я горжусь участием в этом проекте.
Вопрос Андрею Борисову: - Где еще, кроме России, будет показана «Тайна Чингис Хаана»? - Фильм купили Турция, Казахстан, еще несколько стран. Сейчас идут переговоры с индусами. А в нашей стране картина хорошо должна пойти за Уралом – в Сибири, на Алтае, в Бурятии. Да и жителю центральной России, думаю, понравится. Вопрос исполнителю роли Чингис Хаана Эдуарду Ондару: - С какими трудностями вы столкнулись на съемках? - Самое сложное в этом проекте – одежда. Доспехи ковали специально для фильма. Мы специально проверяли: летний костюм весил 32 килограмма, а зимний – 50. Лошади не выдерживали этот вес, спотыкались.
О своих съемочных проблемах рассказал и подоспевший Олег Тактаров, не присутствовавший на просмотре: - Я три раза падал с лошади. Один раз очень серьезно: нога попала в ямку, коня повело, а я на полном ходу улетел вперед – головой в скалу. Встал, кровь хлещет, а в мозгу возникли стихотворные строки о произошедшем. Тогда понял, что живой. После этого случая мне посоветовали покормить степь. Я послушался и все прекратилось – больше несчастных случаев не было.
Много что еще обсуждали на пресс-конференции, но итог встречи подвела Степанида Борисова, озвучив свои размышления простыми словами: - Можно ли было в сценах смерти кровь показывать? Я не знаю. Можно было избежать демонстрации хлещущих струй крови, не теряя при этом напряженности сцен. Мы думали над этим, но решили все-таки показать правду. Сегодня я еще раз задумалась о недопустимости и тяжести войны. Вроде, все про войну знаю, но сегодня увидела и поняла — надо жить в мире.
И все зааплодировали правоте этого горестного и щемящего призыва. …Когда я возвращалась домой после фильма, в длинном переходе метро между станциями Площадь революции и Театральной два музыканта – гитарист и трубач – играли Цоя: И две тысячи лет — война, Война без особых причин. Война — дело молодых, Лекарство против морщин. Красная, красная кровь - Через час уже просто земля, Через два на ней цветы и трава, Через три она снова жива И согрета лучами Звезды По имени Солнце...
Чингисхану, должно быть, понравилась бы такая метафора. Он знал толк в войне, хотя, говорят, стремился к миру…