Main » 2009»Олунньу»24 » ЯВ. Достали! Коммунисты и справедливороссы подняли бунт
ЯВ. Достали! Коммунисты и справедливороссы подняли бунт
19:29
Достали! Коммунисты и справедливороссы подняли бунт
Очередная, девятая сессия парламента республики едва не завершилась скандалом. Вернее, скандал, собственно, был. Без всякого «едва». Сразу две парламентские фракции — коммунистов и справедливороссов — на второй день сессии в знак протеста встали и покинули зал заседания. Однако завершить на этой ноте сессию не вышло. Оставшимся депутатам после часового перерыва удалось наскрести кворум и закончить работу.
Таким образом, казалось бы, единороссы и беспартийные депутаты, лояльные к власти, доказали, что могут обойтись без левого меньшинства, и весь смысл демарша вылетел в трубу… Но не все так просто. На деле поступок «красных» и «желтых» (желтый цвет — главный в политической агитации «Справедливой России») впервые обнажил слабину парламента — как исправной голосовальной машины по всем предложениям, которые спустят из правительства. Оказывается, может сломаться…
ЧИСЛО ЕСТЬ. КОНТРОЛЯ НЕТ
«Единая Россия» изначально позиционировала себя как партия самодостаточная — сами себе парламент.
Изначально в парламенте нового созыва их было 41 человек — это уже парламентское большинство. Вобрав в себя семь депутатов Аграрной партии, которая с прошлого года вошла в состав «Единой России», фракция «партии власти» набрала 48 депутатов. А это уже кворум +1 человек.
Таким образом, в идеале «Единая Россия» способна принимать решения и штамповать нужные постановления, даже если все остальные депутаты откажутся работать или будут голосовать против. Собственно, до недавнего времени почти так оно и было.
Более того, активно использовался так называемый «прием Вадюхина». Суть его предельно проста. Как только оппозиционно настроенные депутаты начинали выступать, выдвигать свои предложения или задавать слишком много вопросов, слово брал вице-спикер Геннадий Вадюхин и предлагал ставить вопрос на голосование. Дальше все шло как по нотам. Спикер Басыгысов немедленно объявлял процедуру голосования, а единороссов в зале хватало для того, чтобы провести любой вопрос. Оппозиционерам оставалось только выкрикивать свои обиды спикеру с места…
Демарш коммунистов и справедливороссов на этой неделе показал, что неуязвимых систем не бывает. Да, единороссы контролируют парламент. Но вот самих себя они давно не контролируют. В парламенте 70 человек, но на сессию собирается максимум 49-55 депутатов зараз. У остальных либо дела, либо больничные… Большая часть отсутствующих, как правило, приходится именно на «Единую Россию». Личные дела важнее партийных. Маленькие фракции КПРФ и «Справедливой России» по семь и шесть человек каждая в силу политического неравенства сил вынуждены больше внимания уделять дисциплине. На последней сессии из 13 человек от обеих фракций присутствовало 11.
Во время демарша зал покинуло девять депутатов. Осталось по одному от каждой фракции. От справедливороссо» зал не покинул Иван Слепцов (которому есть что терять: он возглавляет крупное хозяйство у себя в районе — Нерюнгринскую птицефабрику). От коммунистов остался на месте Андрей Кривошапкин — как наблюдатель, не принимая участие в работе сессии. У последнего опять-таки аванс в виде кресла вице-спикера. Но даже при наличии двух человек, поставивших личные интересы выше партийных, сессия начаться не смогла. Потребовалось найти еще одного человека (Валентину Потрубейко), чтобы обеспечить кворум — 47 депутатов.
Таким образом, торжество партии власти по поводу того, что левые партии не смогли сорвать штамповку постановлений (иначе назвать процедуру обсуждения и принятия законодательных актов на последней сессии просто трудно) на деле получилось натянутым. Сессия не сорвалась благодаря двум «ренегатам» в обеих партиях.
Кроме того, в любой момент свою лепту могла внести и четвертая политическая сила парламента — депутатская группа «Согласие». В нее входят следующие беспартийные депутаты:
1. Гаврилов Сергей Юрьевич — председатель группы
2. Ильковский Константин Константинович
3. Максимов Афанасий Николаевич
4. Березкин Эрнст Борисович
5. Шеметов Алексей Иннокентьевич
Эту группу объединяет опять-таки принцип недовольства «курсом партии», и она тоже более дисциплинирована, чем единороссовское большинство. Все пять депутатов исправно бывают на сессии. Таким образом, тезис о том, что единороссы могут обойтись «без всех» — несостоятелен.
На этот раз — да, получилось.
Но кое-как.
ИЗ СОВМЕСТНОГО ОБРАЩЕНИЯ ФРАКЦИЙ
Мы требуем прекратить нарушать права народных депутатов!
Систематическое нарушение требований регламента приводит к массовому нарушению прав депутатов, превращая народных избранников в автомат для голосования.
Грубое нарушение конституционных прав народных депутатов республики допускается с попустительства руководства Ил Тумэна. Крайне низкая направляющая, организующая, координирующая роль спикера В. Н. Басыгысова всё больше приводит к формализации законодательного процесса.
Деятельность мандатной и регламентной комиссии Ил Тумэна пущена на самотёк. Она практически бездействует. Неоднократные требования народных депутатов о принятии мер по пресечению нарушений регламента полностью ею игнорируются.
Мы требуем замены председателя мандатной и регламентной комиссии!
ЗАКОНЫ, КОТОРЫЕ ВСЕХ ДОВЕЛИ
Надо сказать, в свое время корреспонденты «Вечерки» интересовались у лидеров двух партий, исповедующих одну идеологию (левую) и во многом одинаковые принципы — социализм с человеческим лицом, почему они не объединяются хотя бы для лоббирования принципиальных вопросов. Вразумительного ответа на этот вопрос так и не последовало. Коммунисты считали, что перспектива работы с «кремлевским проектом» (а не секрет, что «Справедливую Россию» создавали по заказу Москвы) ни к чему не приведет. Справедливороссы полагали, что статус «второй партии Кремля» не дает им делать шагов навстречу откровенным оппонентам Путина и Медведева.
Что сблизило?
Два фактора. Растущая авторитарность спикера и полная потеря даже видимости уважения к депутатскому мнению.
Одним из самых важных вопросов, рассмотренных на сессии, в первый день стал законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РС(Я), регулирующие бюджетные правоотношения». Данный документ относится к категории «выстраданных кризисом». Он наделяет правительство правом более свободно распоряжаться бюджетными средствами. Например, выделять бюджетные кредиты предприятиям (юридическим лицам). Причем не только государственным — ГУПам и ГУ, а еще и просто частным структурам, имеющим «системообразующее значение». Поскольку внятного определения этого термина нет, можно предположить, что бюджетный кредит сможет получить то предприятие, руководитель которого знает, как открывать дверь в нужный кабинет.
Поправки в этот закон позволяют также формировать внутри бюджета резервные фонды, расходы которых парламентом не контролируются. Они упрощают также предоставление парламентского «одобрям-с» правительству на изменение расходной части бюджета. Для этого достаточно будет заручиться согласием двух профильных комитетов: бюджетного и контрольного. А точнее, их председателей.
Эту мысль достаточно четко сформулировал представитель «Справедливой России» Михаил ФИЛИППОВ:
— Если мы примем этот закон, у нас же просто два супердепутата (Александр Уаров и Семен Олесов) появятся, которые единолично будут принимать решение, как расходовать бюджетные средства…
Представители правительства, однако, стояли на своем. Министр финансов уверял, что закон надо принять сразу в трех чтениях скорее-быстрее-сейчас же-немедленно, потому что уже в четверг в федеральном бюджете начнут раздавать деньги под кризис и надо иметь бумажные основания, чтобы их взять. Если не поправим свой закон о бюджетном процессе, еще, чего доброго, не дадут.
Этот прием — не примем сейчас, денег не дадут! — тоже частенько используется в парламенте. Например, чтобы заставить депутатов в конце года принять спорный бюджет. Или чтобы внести спешно подготовленные корректировки в бюджет уже принятый.
Чтобы прочувствовать ситуацию, добавим, что закон представляет из себя пачку в 88 машинописных страниц сложного текста с бесконечными отсылками к Бюджетному кодексу и прочим нормативным актам. Эти «талмуды» были розданы депутатам накануне сессии, утром (хотя по регламенту должны предоставляться за несколько дней). Естественно, ни прочитать, ни проанализировать их времени не было. Но уже беглый просмотр позволял сообразить, что принятие закона даст правительству практически бесконтрольную власть над расходованием бюджетных средств… По крайней мере, на период кризиса.
Как и во всех предыдущих случаях, депутаты-единороссы пролоббировали принятие закона во всех трех чтениях, несмотря на протесты и предлагаемые поправки (например, дать право согласовывать бюджетные траты не только «супердепутатам», но и лидерам фракций). Работа сессии пошла дальше, но именно в этот момент начал назревать бунт.
Виталий же Басыгысов продолжал вести пленарное заседание в свойственной ему манере: прерывая выступления и ставя вопрос на голосование до того, как по нему выскажутся недовольные депутаты. В результате наметившийся раскол в парламенте стремительно ширился.
Под ту же песню — не примете закон, мы не получим денег! — депутатов заставили принять первые поправки в бюджет-2009 г. (и двух месяцев не прошло), увеличив его на 1 млрд 103 млн рублей. Это средства, которые Якутия получит из Фонда содействия реформированию ЖКХ. Для того чтобы подобраться к ним, в течение всего 2008 года людей насильно загоняли в ТСЖ, допуская порой такие нарушения, что в любой другой стране работников регистрирующих органов разогнали бы только за попытки ставить печати и регистрационные номера на свежераспечатанных «уставах»… А на следующий день случился бунт.
ПРЕЗИДЕНТУ ПООБЕЩАЛИ ОХРАНУ, ЖИЛЬЕ И 720 ТЫС. РУБЛЕЙ В МЕСЯЦ
В числе прочих вопросов на сессии был рассмотрен и весьма актуальный в условиях кризиса закон. Его название говорит само за себя— «О порядке предоставления социальных гарантий президенту РС(Я) и вице-президенту РС(Я), прекратившим исполнение своих полномочий, и их семьям».
Согласно этому закону бывшим президентам Якутии гарантируется ежемесячное содержание в размере 720 тыс. рублей. Ежемесячное содержание вице-президента обойдется чуть дешевле — 534 тыс. рублей. Помимо этих расходов предусмотрена заработная плата помощникам бывших президентов и вице-президентов в размере более 50 тыс. рублей, компенсация проезда на транспорте — 270 тыс. рублей, оплата услуг связи — 220 тыс. рублей. Бюджет должен также обеспечить компенсацию стоимости жилья, если бывший президент или вице-президент решат его приобрести, площадью не менее 200 квадратов. По российскому законодательству рядовому гражданину положено довольствоваться 33 квадратами, если он живет один, или 18-ю — если проживает с семьей. Но президенту, пусть даже бывшему, жить как простой гражданин — не положено!
Добавим к этому, что без конкретных цифр в законе указывается, что в течение первых трех лет после прекращения деятельности вице-президентам и президентам полагается охрана. Причем не только по месту проживания, но и по месту временного пребывания. Таким образом, если вдруг Вячеслав Анатольевич в 2013-2014 г. поедет навестить свою дочь в Италию, бюджет республики будет оплачивать и командировку его охранников.
Предложение нагрузить бюджет такими расходами (кстати, де-факто они несутся и сегодня, но не по закону, а на основании постановлений правительства… то бишь, от щедрот Вячеслава Анатольевича и Егора Афанасьевича и теоретически могут быть признаны нецелевым использованием средств) в период кризиса вызвало натуральную ярость у коммунистов.
— Откуда этот закон свалился? — гневно вопрошал Федор Охлопков. — Кто его инициировал? У вас что, есть заявления от бывших вице-президентов? От бывших президентов?
Вице-спикер, глава фракции «Единая Россия» и один из авторов законопроекта Геннадий Вадюхин краснел.
Лидер фракции коммунистов Виктор Губарев напомнил историю губернатора Коми, привлеченного к уголовной ответственности за расходование пяти млн рублей на личную охрану из бюджета. Геннадий Вадюхин оживился:
— Так у них это в бюджете по закону предусмотрено не было. Вот и нецелевое использование. А если мы примем закон — будет целевое. Вопросов не возникнет.
Справедливоросс Зоя Корнилова просила показать ей перечень документов, которые бы подтверждали обоснованность сумм, выделяемых на содержание бывших первых лиц. Таких документов, естественно, не нашлось.
Не остались в стороне и беспартийные депутаты.
Эрнст Березкин:
— Вы понимаете, что сейчас, когда в стране кризис, вы таким решением просто подставляете наших первых лиц? Я уверен сами бы они — Вячеслав Анатольевич, Михаил Ефимович — лично никогда бы не инициировали подобного законопроекта. Это уважаемые, достойные люди, которым бы просто совесть не позволила так поступить. Более того, сегодня президент России Дмитрий Медведев призывает сокращать государственные расходы. Причем подает пример, начиная с администрации президента. Мы на 25 % урезаем финансирование министерств и ведомств… А что предлагаете вы? Мы что, говорим о самых бедных и нуждающихся людях в Якутии?