«Свой среди чужих, чужой среди своих», - говорит о Василии ПАРФЕНОВЕ его вдова Зоя Аскаровна Аскарова. 28 лет он прожил в Казахстане, где снял около 120 документальных фильмов на киностудии “Казахфильм”. Рука автоматически тянется написать “казахский кинооператор” или “якутский кинооператор”… Но, понимая неточность этих определений, приходишь к мысли, что он был человеком советского времени, зафиксировавшим на свою камеру сложные и неоднозначные кадры истории.
Его работы получили признание на международных фестивалях в Японии и Перу, Германии и Болгарии, в странах СНГ. Вот только якутяне вряд ли видели его лучшие фильмы и мало знают о своем талантливом земляке, ушедшем от нас два года назад. В этом году Василию Яковлевичу исполнилось бы 70 лет. Поэтому мы решили вспомнить о нем с Зоей Аскаровной, которая живет на родине мужа уже восемнадцатый год, словно выполняя перед ним некий долг… Зою Аскаровну мы встретили в Доме дружбы народов, где она возглавляет отдел по работе с национально-культурными объединениями.
- Зоя Аскаровна, имя Василия Яковлевича и его фильмы мало известны широкому кругу людей в республике… - О нем мало известно, потому что он был скромный, интеллигентный человек и никогда себя не выставлял. Он знал свою работу, делал ее профессионально и талантливо, за что удостаивался премиями на международных уровнях.
- Может быть, причина в том, что большая часть творческой жизни прошла в Казахстане? - В Казахстане его знают и уважают. Когда был объявлен суверенитет республики, Василий оказал большую помощь представителям республиканской власти. Было много командировок в Казахстан из Якутии, и надо было организовывать встречи на самых разных уровнях. Мой муж прожил в Казахстане 28 лет и знал очень многих людей. Наши друзья работали в правительстве, в аппарате президента, поэтому он мог решить любой вопрос. Самым последним визитом был визит Михаила Николаева к Нурсултану Назарбаеву. В это время Василий занимался вопросами культуры в торговом представительстве Якутии в Казахстане. В период распада Советского Союза все киностудии были закрыты. “Казахфильм” тоже оказался в бедственном положении, и мой муж был вынужден сменить работу.
- В этот же период были причины вернуться на родину? - Начало суверенитета принесло в республику много новых планов, идей, и потребовались толковые ребята-якуты, которых стали приглашать и из-за пределов Якутии. В 1991 году Василия пригласили в компанию “Север-фильм”, которую он реорганизовал в “Сахафильм”. Получили здание, средства, стали приобретать оборудование, знакомиться с другими кинокомпаниями. Но денег не было. А у него была большая идея – снять фильм о якутском национальном герое Манчаары. Планировали сделать картину совместно с Киргизией и Казахстаном. Был написан сценарий, из Киргизии приезжал кинорежиссер Болот Шамшиев для участия в работе. Потом при поддержке Михаила Ефимовича начали подготовку к съемкам художественного фильма о Максиме Аммосове. Но Николаев ушел, и все развалилось. Когда пришла новая власть, Василий был уже в возрасте и после восьми лет руководства ушел на пенсию. Стал преподавать кинооператорское искусство, историю кино в Арктическом государственном институте искусств и культуры и в филиале Санкт-Петербургского института кино и телевидения. Очень много хорошего преподал молодым ребятам, которые сейчас работают в студиях республики.
- Выходит, что здесь Василий Яковлевич больше реализовался как педагог, а большинство его фильмов сняты в Казахстане. Расскажите, как он пришел в кино… - По своей первой специальности он – авиаинженер. Закончил Киевский авиационный институт, работал в Якутске в аэропорту. А в кино Василий пришел позже, когда мы уже создали семью, переехали в Казахстан. Мы с ним познакомились в Москве на одной из комсомольских тусовок. Я тогда училась на филологическом факультете Карагандинского пединститута, деловая была, активная. А он по каким-то делам приехал в Москву, и с друзья-казахами пришел на это комсомольское мероприятие. Он был высокий, стройный, симпатичный. Мы познакомились, и я подумала, что он казах, которого тоже назвали греческим именем, как и меня. Родители меня Зоей назвали, чтобы спрятать от злых духов, потому что дети не держались. Так и разъехались. Пока я не приехала в Якутск на молодежный фестиваль. Это было в июне 1965 года, в то время Якутск и Караганда были города-побратимы. С казахской делегацией я оказалась в столице Якутии, которая удивила белыми ночами. Но самое удивительное, что здесь я вновь встретила Василия. Я ведь была уверена, что он казах. Поэтому, увидев его в ресторане, где мы питались, поинтересовалась, когда он приехал из Казахстана, на что он ответил, что здешний. Ночью он позвонил в гостиницу, и спрашивал про своих друзей-казахов, с которыми учился в Киеве, интересовался Казахстаном. Потом мы гуляли вечерами по городу. А за день до отъезда Василий пригласил меня к своему родственнику и другу Володе Новикову-Урастырову, в семье которого жил. Его отец народный поэт Якутии Владимир Михайлович Новиков-Кюннюк-Урастыров стоял у истоков нашей семьи, можно сказать, был названным отцом на нашей свадьбе. По-мужски накрыли стол, посидели, ночью вышли гулять по городу, и наутро я улетела домой в Джезказган. Домой приехала, поставила его фотографию на тумбочку, и сказала родителям, что это мой парень. Писем от него не было, и я думала, что все на этом закончилось. Через два месяца, когда я приехала на учебу в Караганду, меня вызвали в комитет комсомола… И я вижу сидит Василий. Оказалось, что он ездил в Киев на спортивный соревнования и на обратном пути решил заехать ко мне.
- Это уже были серьезные чувства… - Да, после этого я познакомила его с родителями. Отец нам дал год на то, чтобы мы испытали свои чувства и жили пока врозь. Но, приехав в Караганду, Василий настоял на том, чтобы мы расписались. Боялся, что я не выдержу или родители передумают. Мы расписались, и он улетел домой. А перед новым годом дядя Володя поговорил с его родителями, и после нашей свадьбы на родине Василия в Мегино-Кангаласском районе мы поехали в Караганду. Он начал работать в конструкторском бюро и трудился очень хорошо. Когда меня направили в Джезказган работать в школу, Василий и там утроился в конструкторское бюро, потом - в аэропорт. Но ему это стало не по душе, и он начал серьезно заниматься фотографированием…А чуть позже поступил заочно во ВГИК на кинооператора. Учился очень серьезно, его дипломная работа была высоко оценена.
- Видимо, призвание взяло свое? - У него с юности была тяга к фотографированию, и дядя Володя это поддерживал. После получения диплома его направили работать в “Казахфильм”. Я в это время тоже росла – была вторым секретарем Джезказганского горкома комсомола, секретарем обкома комсомола, работала в отделе науки и учебных заведений обкома партии. И вот мы втроем с сыном поехали в Алма-Ату, где я после высшей партийной школы работала по Фрунзенском райкоме партии.
- Творческая карьера Василия Яковлевича начала складываться удачно? Слышала, что он был одним из ведущих кинооператоров в Казахстане? - Он был известен, как кинооператор, но при этом, во многих фильмах был и режиссером, и сценаристом, и монтажером. Многие его фильмы хранятся в киноархиве в Москве. Василий снял документальный фильм “Полуостров Доманский” о генеральном секретаре ЦК КПСС Черненко. Когда фильм был готов, Черненко умер. Фильм, за который Василию уже собирались дать звание лауреата Государственной премии СССР, оказался на полке. На “Казахфильме” он снял около 120 фильмов. Вообще, это была очень серьезная и сильная киностудия. Она начиналась в годы войны, когда в Алма-Ату была эвакуирована киностудия имени Максима Горького. Многие московские режиссеры, операторы так и остались работать, поэтому костяк студии был сильный.
- Какой из его фильмов вы считаете наиболее ярким? - Это фильм “Учитель” - о мужественном человеке, талантливом педагоге Нургалиеве. Человек вышел из горнила войны без рук, без ног. Но он переборол все и окончил институт, работал в школе, создал семью. Талантливого педагога назначили директором школы, которая стала образцово-показательной. Этот героический человек воспитал целую плеяду учеников, которые впоследствии стали крупными руководителями в республике, признанными в своей профессии людьми. Фильм потрясает, он бывал во многих международных фестивалях и получил несколько премий.
- Наверное, во время съемок Василий Яковлевич надолго уезжал из дома? - Он постоянно был в поездках. На Балхаше снимал фильм “Полуостров Коржун” о взаимоотношениях человека и природы. На этом полуострове когда-то был большой поселок, где жили рыбаки, был рыбный завод. Но полуостров постоянно засыпало песком, и со временем дома ушли под песок, а люди стали выезжать. Остались два человека – старик и старуха, которые там родились. В другом фильме он поднимает проблему высыхающего Арала. Это экологическая проблема номер один в Казахстане. Когда искусственно изменили русла Сырдарьи и Амударьи, Аральское озеро обмелело. Корабли стояли прямо на песке, вся рыба ушла. Люди, жившие рядом с Аралом, заболели разными болезнями, остались без воды… Сейчас эти реки впадают в Арал, и озеро набирает себя. Это был очень острый конфликт с природой. Фильм показывали в Туркменистане, Узбекистане, он также получил международное признание. Возможно, благодаря этому Арал и наполняется…
- Его волновали взаимоотношения человека и природы. - Причем, в любых ипостасях – будь то конфликт или гармония. В Восточном Казахстане он снял фильм о старообрядцах, которые во времена боярыни Морозовой выехали из России и закрепились в восточном Казахстане. Кедровые и лиственничные леса там богаты ягодой, а озера и реки - рыбой. Василий жил там, придерживаясь всех их запретов и ограничений в еде, питье. А его фильм “У последней черты” о нивхах и орочах… Он снимал его в конце 1980-х на Сахалине, где осталось пять орочей! А когда-то это был большой народ на Сахалине. Жили и трудились, пока не началось промышленное освоение, пока не заставили людей получать лицензию для рыболовства на своей же земле и пока не завезли водку… Люди все спились, вымерли.
- Эти фильмы доходили до Москвы? - Думаю, их видели там. Но мне кажется, в то время не особенно сильно заботились о малочисленных народах. Сейчас по-другому смотрят на эту проблему. А с другой стороны, если не осваивать эти территории, то, как жить нашему государству? Это сложная и неоднозначная проблема. В фильме есть очень символичная картина, когда ковш экскаватора грызет землю и одновременно с этим на стойбище оленям делают обрезание. Эпизод заставляет задуматься о возможности продолжения рода. Этот фильм удостоился премий в Японии, Перу, Германии. Кроме этого, Василий снял много фильмов о деятелях искусства и культуры Казахстана. Очень хорошо прошли игровой фильм о композиторе, акыне Дине Нурпеисовой, документальные картины о великом казахском композиторе Курмангазы, о народном артисте СССР Алибеке Днишеве, о знаменитой скрипачке Айман Мусахаджаевой. Она создала детский ансамбль скрипачей, который вдохновил Михаила Николаева организовать такой же коллектив в Якутии.
- Живя в Казахастане, он снимал о Севере? - Да, он всегда мечтал снять что-то интересное о Якутии. Полгода жил в яранге, где ему сделали отдельный меховой полог, и снял фильм о юкагирах “Лабумедену”. Когда приезжал, такие интересные истории рассказывал! Он был прекрасный рассказчик. Невестка и сын слушали, уши развесив. Уже в Якутске к нам в гости приходили ребята-казахи, и он рассказывал такие вещи о казахских нравах и обычаях, какие сами казахи не знают. У него был не только широкий кругозор, но и богатейший жизненный опыт, потому что поездил он много. Мотался по всему Союзу и за границей бывал.
- Приходилось ли Василию Яковлевичу снимать фильмы идеологического характера? - Он снимал фильмы, затрагивающие тему национального, патриотического воспитания. Были работы, касающиеся деятельности генерального секретаря ЦК Казахстана Димаша Ахметовича Кунаева, других секретарей ЦК. В Якутии его первой работой стал фильм о толерантности, об Ассамблее народов РС(Я).
- Как ему удалось сделать себе имя в Казахстане? Наверняка, не местному человеку сложно конкурировать с казахскими кинематографистами? - Потому что он был талантливый и мог находить с людьми общий язык. Это много значит. Так получилось, что он стал своим среди чужих и чужим среди своих. Это про него сказано. В Казахстане он стал своим, и по-казахски говорил. А когда мы сюда приехали, его считали казахом. У казахов очень много правил поведения, этики: уважай старших, люби младших, не говори грубости, не говори за спиной… Василий, когда приехал сюда, эти моменты не увидел. К нему обращались на “ты”. В автобусе молодежь не уступала место, когда он в последние годы ездил на работу больным… Он был разочарован, говорил: “Что стало с народом? Когда я уезжал, все было по-другому – Якутск был другой, якуты были другими”. Но больше всего он был поражен проблемой алкоголизма: “Боже мой, что случилось? Почему женщины пьют? Почему люди пьют на работе, на улице?..” Для меня это тоже было удивительно, потому что в Казахстане не увидишь людей, пьющих пиво на площади, тем более, молодежь, подростков.
- У него не возникало желания снять фильм о проблеме алкоголизма? - Он снял фильм о туберкулезе, где затрагивается проблема алкоголизма. Поскольку не лечатся в основном люди, злоупотребляющие алкоголем. Работая в “Сахафильме”, Василий сделал несколько фильмов о Великой Отечественной войне. “Война далекая и близкая”, “Якутяне во время Великой Отечественной войны”, оба фильма были отмечены премиями, а второй еще получил золотую медаль на одном из якутских фестивалей. Василий уже больной был, когда снимал этот фильм. Но он очень стоический был человек. Будучи тяжело больным, ездил на такси читать лекции. А за день до смерти полуторачасовую лекцию прочитал дома. Студенты приходили к нему, потому что он не по бумаге читал, а рассказывал то, что вынес из богатейшего опыта.
- Можно сказать, что творчески он больше реализовался в Казахстане? - Там прошли его лучшие годы, и вся судьба его связана с Казахстаном. Он даже мечтал поехать обратно, потому что “Казахфильм” силу набрал. Ребята-казахи заявили о себе, тот же Тимур Бекмамбетов вышел из этой студии. Было желание пожить там и еще что-нибудь снять. Но он уже болел и говорил, что духи его не отпускают. В Казахстане его очень уважали. Приезжает, а там уже барана режут, стол накрывают, на почетное место сажают. Но он все-равно туда не сядет, потому что по казахскому обычаю зять должен сидеть сбоку.
- А в какой семье вырос Василий Яковлевич? - Он родом из Чуйи Мегино-Кангаласского улуса. Отец у него был человеком огромного роста - под два метра. Работал управляющим отделения совхоза, был орденоносцем. Он очень хорошо воспитал сына и дочь. Мама была прекрасной женщиной. Она приезжала в Казахстан и жила с нами подолгу. Сейчас они покоятся рядом – на кладбище в Чуйе. Над могилой Василия стоит склоненная березка. Он был очень талантливым человеком, любил поэзию и сам писал стихи, прозу…
…И вот сбылась мечта моя Полмира сам объехал я, Без края видел океаны, Такыры голые, барханы, И горы с вечными снегами, Сады что пахнут облаками, И обмелевшие моря: Балхаш и Коржун помню я.