Main » 2009»Кулун тутар»15 » В.Индигирский о самом слабом звене якутского Чингис Хаана
В.Индигирский о самом слабом звене якутского Чингис Хаана
14:47
http://www.sakhalife.ru
В.Индигирский о самом слабом звене якутского Чингис Хаана
Кинорежиссёры даже в шедеврах мировой классики умудрялись найти художественную изюминку и с экрана подать такую "конфетку", что у кинозрителя просыпался интерес к теме вообще, в частности, хотелось увидеть сам спектакль. Но, видимо, и вправду есть различия между театральным режиссёром и режиссёром кино, так же, как есть профессиональное различие между режиссёрами радио и телевидения. При тщательном исследовании, в каждой из этих режиссёрских специализациях есть свои секреты, видимые и невидимые тонкие нюансы, наработанные практикой, опытом, самой жизнью. Возможно, этот невидимый спектр профессиональных нюансов был бы не так заметен еще десять лет назад. Но сегодня это бросается в глазах!
Не буду касаться сюжетной линии фильма «Тайна Чингис Хаана». Проанализирую лишь близкое мне – музыку, то есть, музыкальный ряд или музыкальное оформление кино.
В жанре кино, в отличие от театра, музыка играет едва ли не первостепенную роль. Так как в театре зритель видит только декорации и актёров. А в кино человек видит панораму природы, лица героев, переплетение рук, морщины, глаза – все детали. В кино именно через музыку проявляют несказанное и глубокое, загадочное и прекрасное, все мельчайшие движения души, которые невозможно выразить речью или действием. То есть, в фильме музыка - чёткий предмет изображения. Она сама представляет живой характер, действие, поступок, социальную обстановку, музыка вскрывает недоступную невооружённую глазу духовную подоплёку, эмоциональную сущность явления.
Как с этим обстоит в «Тайне Чингис Хаана»? С самого начала фильма музыка… не помогает, а отвлекает от действия. К примеру, там, где погибает от стрелы первая жертва, музыка должна была проявить первые сигналы беды и дать почувствовать это зрителю. Но эта "деталь" не была прочувствована режиссёром.
Нет синхронизации кадров фильма с музыкой, где с изменением времени года должна меняться и сама музыка. Там, где глаза главного героя смотрят на любимую, почему бы не придумать музыкальную тему любви, которая потом напоминала бы - об этой вечной ценности, ради чего произошла вся эта история.
Тема матери, мастерски сыгранная Степанидой Борисовой, тоже смотрится очень вяло с экрана. Потому что нет подкрепления музыкой матери, которая все эти годы берегла детские волосы Темуджина и перед смертью развеет их в степи. А ведь зрителю "музыка матери" потревожила бы собственные "микромиры чувств", задела индивидуальные струны.
Единственное попадание музыки «в десятку" - это, конечно же, правильно использованная музыка Владимира Кобекина из оперы "Александр Македонский" в батальных сценах фильма. Здесь музыка усилила восприятие сражения и тем самым наглядно продемонстрировала конкретное явление. Несомненно, в том числе и поэтому многие зрители сочли удачными батальные сцены.
Почему многим так и осталась непонятной тайна Чингис Хаана в фильме? Потому что, фильм остался просто фильмом, хорошим сам по себе, но лишённый чётко выстроенной музыки. Потому что, именно музыка в фильме внесла бы абстрактное обобщение смонтированных сюжетных кадров и открывала бы "глаз" эмоций и чувств, воображение зрителя, подспудно приближая их к художественной цели. Вот чего не хватало в фильме, и почему многие отмечают «рваный» монтаж.
Кроме фольклорного материала, без меры использованного в сюжете, такой "мировой" фильм должен был бы иметь свою «киношную» музыку с собственной драматургией, гармонирующей с замыслом автора. В данном случае, музыка была выбрана методом "тыка" и потому, в лучшем случае она присутствовала, но не участвовала в художественном процессе фильма.
Сегодня представить невозможно киношедевры Гайдая без композитора Александра Зацепина. Не говоря уж о мировых киношедеврах, где музыка является духовно-эмоциональной плотью. Нередко такая музыка начинает жить самостоятельной жизнью, надолго переживая фильм, к которому специально была написана.
А наш фильм требовал Музыки, так же как и зритель, ждал накала чувств, собственного активного восприятия знаковых образов, который снимался для него. Музыка к ТЧХ должна была бы победно зашагать по планете, пропагандируя наше якутское искусство, творчество других народов тюркско-монгольской культуры. В том случае, если бы был качественный подход…