Main » 2009»Кулун тутар»19 » Дмитрий Миронов: Парламент превратился в механизм голосования
Дмитрий Миронов: Парламент превратился в механизм голосования
09:37
18.03.2009 22:36 http://www.sakhalife.ru
Дмитрий Миронов: Парламент превратился в механизм голосования
С основным докладом выступил председатель Конституционного суда республики, доктор юридических наук, профессор Дмитрий Миронов Известный профессор представил весьма глубокий и объективный анализ деятельности якутского парламента – всех четырех созывов. По его мнению, сегодня роли парламентаризма не уделяется должного внимания, да и сам законодательный орган далек от идеала, когда как характерной чертой и признаком цивилизованности общества является состояние парламентаризма. «Сегодня мы не можем сказать, что деятельность нашего парламента находится на высоком уровне. Все решения по законодательным инициативам принимаются заранее, и весь процесс проходит в иных структурах, но не в самом парламенте: депутаты привыкли таким образом экономить время. Судя по этому, можно сказать, что наш парламент превратился в механизм голосования», - заявил Миронов.
Отдельно по созывам докладчик делает следующую оценку: «Чувствуется некая ностальгия по первому и второму созывам Госсобрания, когда на сессиях шли горячие дебаты, можно сказать, пироги пекли прямо на заседаниях. В те годы парламент пытался утвердить свое верховенство. Естественно, между парламентом и президентской, исполнительной властью возникали бесконечные прения и конфликтные ситуации. Извне деятельность парламента выглядела весьма привлекательно, но продуктивность его была незначительной. В третьем же созыве началось восстановление того депутатского состава, который существовал в Верховном Совете, по-простому, возвращение «партхозактива»: обрели депутатский статус руководители крупных хозяйствующих субъектов, как АЛРОСА, «Якутуголь», энергетики».
Нынешний же созыв, по мнению Миронова, более приближен к рационализированному парламентаризму, когда допускается доминирование одной партии, а исполнительная власть в этом случае выступает как организационная сила. Публичности при таком подходе немного, парламент не напрягается, тем не менее, эффективность законодательной работы значительно возрастает. За счет напряженной работы исполнительной власти, разумеется.
После характеристики парламента профессор Дмитриев перешел к определению «портрета парламентария». По его словам, сегодня в республике нет усредненного портрета. «Можно ли сказать, что у нас сложился элитный клуб парламентариев? Наверное, нет. И сегодня нет определенной устоявшейся группы депутатов, которые воплощают важные черты парламентария. За всю историю якутского парламента от нашей республики в Госдуму было направлено 57 законодательных инициатив, из которых была принята лишь одна. Это ничтожный процент. В чем дело? Президент России в своем Послании сказал, что депутаты региональных парламентов плохо информированы о деятельности Госдумы. Но ведь это не так. Все дело в пассивности наших депутатов. В последнее время создается впечатление, что они только и делают, что выжидают, когда же правительство республики внесет очередную инициативу?».
После такой открытой оценки деятельности якутского парламента, народный депутат, председатель республиканской Федерации профсоюзов Александр Ким-Кимэн поблагодарил профессора за тщательный анализ и отметил, что все его замечания взяты на вооружение.
Более прозрачно портрет нынешнего депутата обрисовал представитель Молодежного парламента Сергей Егоров, который заявил, что сегодня депутат – это, прежде всего, человек, лояльный к власти.
Таким образом, понятие парламентаризма делится на два уровня, отметил Миронов. Первый – идеальный, который характеризуется абсолютной многопартийностью и конкуренцией. Второй – рационализированный, его характерная черта – доминирование одной партии. Остается констатировать, что современный Ил Тумэн стал более результативным по принятию законов, но менее - в контролирующей функции, что по умолчанию вытекает из обрисованных черт парламентария нашего времени. Впрочем, и в других регионах, и на федеральном уровне мы наблюдаем то же самое. Видимо, таков формат парламента в нынешней политической ситуации в России.