Следственный комитет при прокуратуре РФ начал реорганизацию, которая вызвала широкий резонанс. Своих постов лишились высокопоставленные лица, а в коридорах власти вновь заговорили о создании единого следственного комитета. За громкими перестановками в комитете эксперты ИА «DV-NEWS» увидели тихую победу Генпрокуратуры.
Следственный комитет при прокуратуре РФ рождался в спорах, но так и не стал истиной. Его создали как некий компромисс между сторонниками и противниками объединения всех следователей страны в одно ведомство. Никто не обещал новому ведомству ни легкой, ни долгой жизни. Так оно и получается.
Через год после создания комитета главной новостью было, что он все еще существует. А через полтора, то есть сейчас, стало известно о масштабной реорганизации в двух ключевых подразделениях ведомства - Главном следственном управлении и Главном управлении собственной безопасности. Опять это главная новость комитета, и опять она не об очередной победе над преступностью, а о каких-то интригах.
Правда, в самом комитете утверждают, что ничего экстраординарного не произошло. Мол, плановые перетасовки. «Все организационно-штатные мероприятия, проводимые в настоящее время в Следственном комитете, носят обычный рабочий характер и направлены на оптимизацию деятельности ведомства», - заявил официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин. По его словам, в Главном следственном управлении решено создать подразделения, специализирующихся на расследовании экономических преступлений и преступлений коррупционной направленности, а также преступлений против личности. Кроме того, в штате Главного следственного управления создано методико-аналитическое управление. Оно будет обобщать, анализировать практику и доводить до каждого следователя наиболее эффективные методы расследования преступлений. Так утверждают официальные представители СКП.
Как рассказал Владимир Маркин, в ходе реорганизации все сотрудники Главного следственного управления в соответствии с трудовым законодательством были выведены за штат и затем получили назначения в рамках реорганизованного управления. Только один сотрудник решил уволиться из органов Следственного комитета в связи с выходом на пенсию. А в Главном управлении собственной безопасности СКП решено усилить управление физической защиты, которое занимается защитой следователей при исполнении ими служебных обязанностей. Вопросы служебных проверок передадут в другое подразделение СКП. В то же время сокращены либо ликвидированы некоторые другие второстепенные подразделения управления собственной безопасности. Сам же руководитель службы собственной безопасности оказался за бортом.
«Эта реорганизация - веление времени, - добавил Владимир Маркин. - Полуторагодичный опыт работы позволяет делать выводы об эффективности деятельности того или иного подразделения Следственного комитета. Именно поэтому была начата работа по совершенствованию структуры ряда подразделений Следственного комитета, укреплению кадрового состава следственного корпуса, а также структур, занимающихся непосредственно расследованием уголовных дел либо обеспечивающих работу следователей».
Некоторые эксперты сочли такую мотивацию более чем убедительной. «Мы поддерживаем усилия председателя Следственного комитета Александр Бастрыкина, направленные на оптимизацию деятельности этого ключевого ведомства, а также его кадровую политику», - заявил ИА «DV-NEWS» глава комиссии ОП РФ по контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы Анатолий Кучерена. - Решение руководства СКП провести реорганизацию двух ключевых главков - Главного следственного управления и Главного управления собственной безопасности - связано с намерением усилить борьбу с коррупцией. В свете объявленного президентом национального плана по противодействию коррупции кадровая политика требует сегодня очень ответственного подхода. Видимо, глава комитета считал нужным произвести кадровые изменения исходя из интересов общества, а не отдельных личностей. Любые недочеты в работе следователей отражаются на судьбах людей, а потому по каждому такому факту должны приниматься соответствующие меры вплоть до увольнения».
Однако далеко не все наблюдатели поверили официальным объяснениям и стали строить свои версии. Например, Александра Бастрыкина возмутило, что Главное следственное управление фактически провалило целый ряд резонансных дел. Есть такое предположение, и оно не лишено оснований. Сначала судом были оправданы обвиняемые в убийстве обозревателя "Новой газеты" Анны Политковской, а совсем недавно Генпрокуратура вернула на дополнительное расследование дело о подрыве 13 августа 2007 года скорого поезда Москва - Санкт-Петербург "Невский экспресс", в результате которого пострадали 60 человек. Подобные проколы руководство правоохранительных органов, как правило, воспринимает болезненно.
«Боюсь, что в СКП происходят кадровые перестановки, связанные с определенными элементами аппаратной борьбы, но ничего серьезного не произойдет», - сказал ИА «DV-NEWS» заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков. Поводом для подобных разговоров послужили и персоналии, лишившиеся постов. Например, уволенного начальника Главного управления собственной безопасности Следственного комитета Владимира Максименко считали одной из самых влиятельных фигур в ведомстве Александра Бастрыкина. В Следственный комитет он перешел из ФСБ в сентябре 2007 года, где работал в управлении «М». Это управление занимается контролем над правоохранительными органами. По официальным данным, Максименко сам подал рапорт об увольнении, причины такого решения в Следственном комитете не комментируют. Наблюдатели говорят, что рапорт был вынужденным, просто высокопоставленный чиновник, как говорили раньше, вышел из доверия. Кстати, Максименко имел прямое отношение к скандальному уголовному делу о получении взятки бывшим начальником Главного следственного управления Дмитрием Довгием. Расследование его дела завершено, и сейчас он ждет суда присяжных. Напомним, что в некоторых интервью Дмитрий Довгий утверждал, что стал жертвой интриг в борьбе за доступ к первому лицу. До своего увольнения Дмитрий Довгий входил, как говорится, в ближний круг главы ведомства. Но якобы нашлись доброжелатели, желавшие занять его место в том кругу. И нашептали, что надо и не надо. В своих бедах Довгий подозревал и Максименко. Как было на самом деле, придется решать присяжным.
Кроме Максименко покинул свой пост начальник правового управления Юрий Берестнев. Ему предложено возглавить крупный департамент в одном из министерств. А начальник правления организационно-аналитического и контрольно-процессуального методического обеспечения Людмила Куровская пока остается на работе в Следственном управлении. Хотя и сообщалось о ее увольнении. Есть информация, что ей предложено перейти на работу в Генпрокуратуру. Начальник же отдела по расследованию убийств Валерий Костырев уволился в связи с достижением пенсионного возраста.
В любом случае, по мнению многих наблюдателей, перестановки в Следственном комитете свидетельствуют об усилении позиций Генпрокуратуры. С самого начала создания комитета между двумя ведомствами развернулась подковерная борьба. Формально начальник СКП является первым замом генерального прокурора, а на деле он фактически возглавляет независимое ведомство. По данным ИА «DV-NEWS», выяснение отношений между прокуратурой и Следственным комитетом на низовых уровнях продолжается до сих пор, и конца ему не видно. В последнее время прокурорские стали побеждать в аппаратных играх. Недавно Верховный суд вынес решение, фактически обязывающее всех следователей, включая главу комитета Александра Бастрыкина, подчиняться приказам генерального прокурора. Безусловно, это постановление что-то изменит в лучшую для прокуроров сторону, но отнюдь не все. Многие эксперты считают, что борьба еще не закончена. Создание Следственного комитета в свое время нарушило существовавшую систему, и теперь идет долгий процесс притирки механизмов. Причем есть в этой борьбе-притирке что-то обреченное: даже если все части притрутся, то при создании единого следственного комитета все опять расстроится, придется опять подгонять, прилаживать.
«Очень бы хотелось, чтобы реорганизация следствия дошла до логического завершения. Таким завершением я считаю вычленение следствия и установление над ним нормального разумного контроля, сейчас оно бесконтрольно, у каждого ведомства свое, - говорит Геннадий Гудков. - Чтобы до конца реформировать следствие, нужно его объединять, но не по тематике, а по организационному построению. Я не думаю, что кто-то вновь будет объединять прокуратуру со следствием - это было бы смешно. Но прокуратуре нужно восстанавливать контрольные полномочия. Сейчас полномочия прокуроров сильно урезаны».
Обзор центральных СМИ показывает, что все в догадках о причинах увольнения Максименко В.П. из СКП. В марте 2008 г. сотрудниками отдела по расследованию особо важных дел СКП по Северной Осетии совместно с республиканским УФСБ был возбужден ряд уголовных дел,в том числе в отношении коррупционых действий совершенных минитром внутр.дел Сев.Осетии генерал-лейтенантом Арениным. Расследованию этих дел начал противодействовать руководитель СКП по Сев.Осетии Карпов, а прикрывать его стал Максименко - руководитель ГУСБ СКП РФ, дела у них изъяли и прекратили. А большая часть следственной группы в сентябре 2008 г. внезапно была уволена с мотивировкой - истечение контракта. На счету этих следователей было более 20 раскрытых терактов, более 100 расрытых похищений людей и убийств, совершенных в этой Северо-Кавказской республике за последние 7 лет.Этот беспредел был коллективно обжалован к политическому руководству страны и опубликован в центральных СМИ: РЕН-ТВ "С Марьяной Максимовской" 15.11.2008 г., в "Комсомольской правде", "Труде" за 28.11.2008 г., в "Новой газете" за 25.3.2009 г. Когда свет истины осветил фальсификатора Максименко и его подчиненных, то ГУСБ было ликвидировано, уволен зам.Максименко Васильков А.В. и еще 6 сотрудников ГУСБ, совершившие фальсификацию документов в отношении Северо-Осетинских следователей. Часть из них уже восстановилась через суд, часть судится еще.