ИА SAKHALIFE.RU О нерешенных проблемах психиатрической медицины
Проблемы психического здоровья в Всемирной организации здравоохранения начали рассматриваться с 60-х годов, что было обусловлено складывающейся неблагополучной ситуацией в этой сфере. Значимость психического здоровья долго не осознавалась политиками, общественным сознанием.
Известный афоризм: «В здоровом теле - здоровый дух» отражает сложившееся за многие века представление. Психическая боль – она беспредметна, похожа на тоску, может вызвать страх и, что главное, человек не осознаёт, что у него есть боль, отличная от физической. На нынешнем этапе многими психическая составляющая общего здоровья признаётся как базисная его часть. С точки зрения современного психиатра, было бы уместным и иное утверждение в виде перефразирования вышеназванного афоризма: «Здоровый дух порождает здоровое тело».
Начиная со второй половины ХХ века, психические расстройства обрушились на людей большой лавиной. Беда, как известно, приходит не одна. За последние 4-5 десятилетия такие болезни как хронический алкоголизм, наркоманическая и токсикоманическая зависимость, депрессия, посттравматическая стрессовая реакция, тревожно- беспокойные состояния и т.д. действуют на людей с разрушительной силой. Не зря ХХ век Национальный институт психического здоровья США признал «веком меланхолии». Вторя этому, академик А.Вейн в 90-х годах говорил о наступившей «эпохе депрессии».
В Якутии ежегодно по официальной статистике считается, что только 2,1- 2,3% населения подвержены психическим расстройствам. В некоторых улусах, например, в Таттинском, Чурапчинском этот показатель ниже общереспубликанского на 50 - 60%. Между тем эти районы неблагополучны по самоубийствам, общереспубликанский показатель суицидов они превышают около в 1,4 - 2,1 раза. Невыявленные психические расстройства, не приводящие к острому психозу, оборачиваются инфарктами, инсультами, самоубийствами, сахарным диабетом, язвенной болезнью и т.д. В 70-85% случаев самоубийств причиной являются агрессивные воздействия среды, сыгравшие дезадаптирующую роль или имевшие прямое психотравмирующее воздействие на человека.
За 14 лет число инвалидов – психически больных в стране увеличилось на 40% и достигло одного миллиона человек. Такая же картина наблюдается и в Якутии: на начало 2008 года общее число инвалидов психиатрического профиля составило 5169 человек, за один год увеличение их числа произошло на 127. Темп роста в Якутии всегда превышает общероссийский, и он был наиболее высок во второй половине 90-х годов.
Убедительным доказательством ухудшения психического здоровья населения в России является драматический рост алкоголизма, депрессии и самоубийств. 50-70% случаев причина суицидов вызвана депрессией. В России число самоубийств возрастает к северо-восточному направлению с пиковыми подъёмами в Уральском и Восточно-Сибирском регионах (52,3 и 53,0 на 100 тысяч населения). По климато-географическим условиям и сложившимся традициям Якутия относится к Восточной Сибири. Якутяне себя никогда дальневосточниками не называли.
Самый высокий показатель суицидов в Якутии наблюдался в 2001 году: 49,6 на 100 тысяч человек (481 случай). По предварительным данным в 2008 году в республике 449 человек покончили с собой, в том числе 41 ребенок. Это меньше показателя 2007 года на 10 случаев и больше цифры 2006 года на 5. Самый высокий уровень самоубийства за все время - 222,2 на 100 тысяч человек населения случился в 2006 году в Анабарском улусе. Это в 11,1 раза больше критерия, установленного ВОЗ. Ежегодно 8-9 северных улусов, меняясь местами, возглавляют список неблагополучных по самоубийствам районов. За последнее десятилетие в этих улусах показатель частоты самоубийств превышает общереспубликанский (46,4- 49,6) в 2,5- 4,5 раза.
Особую тревогу вызывает тот факт, что последние 5-6 лет в республике омрачены высокой частотой самоубийств у детей. 41случай детского суицида, произошедший в 2008 году, превышает общероссийский показатель почти в 4 раза. Наши дети стали часто подвергаться психическим травмам, испытывать дискомфорт, жизнь им кажется бесперспективной. Это вызывает подрыв их психологически-компенсаторного потенциала, который и так хрупок в этом возрасте. Дети тонко и болезненно переживают социальное неравенство, которое стало сильным деструктивным фактором в жизни нашего общества. Исключить социальный фактор в происхождении суицидов - это просто попытка угодить власть придержащим.
Для Якутии актуальной остается проблема врождённой умственной отсталости. В республике число умственно отсталых в группе лиц, имеющих группу инвалидности по психиатрическому профилю, давно вышло на первое место (44,5%, 2007 г.). В некоторых улусах умственно отсталые составляют почти 70% от общего числа лиц, имеющих группу инвалидности. Распространённость умственной отсталости среди населения по улусам колеблется от 0,7% до 2,5%. В республике среди молодых людей, признанных негодными к службе в армии по психическим расстройствам, умственно отсталые составляют 35-38% и число их имеет тенденцию к росту. В некоторых районах порой 8-10% молодых людей при проведении военно-психиатрической экспертизы признаются умственно отсталыми, в основном, страдающими дебильностью лёгкой степени выраженности. В республике предостаточно семей, где один из родителей либо оба и несколько детей или все страдают умственной отсталостью. Есть случай, когда все 10 детей были признаны страдающими дебильностью. К сожалению, профилактика умственной отсталости в республике практически не проводится или она носит сугубо спорадический характер.
За последние 15 лет коечный фонд психиатрических лечебных учреждений подвёргался неоднократным сокращениям. К 1 февраля 2009 года закончено сокращение стационарных коек республиканского психоневрологического диспансера - головного психиатрического учреждения. Закрыто одно психиатрическое отделение на 70 коек и на 20 единиц сокращено числа коек детского стационара. Значительное сокращение больничных коек в психиатрии, если оно проводится толково, обычно предусматривает усиление или формирование альтернативного внебольничного подразделения - отделений дневного пребывания, психотерапевтических кабинетов, кабинетов суицидологов и т.д. Их в республике никогда не было, а открытие и вовсе не предусматривается. Многие психически больные, особенно из отдалённых улусов, не попадают в стационар ЯРПНД. В бухгалтериях ЦУБ для оплаты транспортных расходов больных финансовых средств, как правило, всегда не хватает. В половине улусов республики за врачей–психиатров работают совместители. Необходимых лекарственных средств во многих районных аптеках просто нет. Многие психически больные предоставлены самим себе, часто болеют, рано умирают.
В республике нерешённых проблем в психиатрической службе накопилось изрядное количество. Сокращение коечного фонда ЯРПНД, головного психиатрического учреждения на 15,5% без организации альтернативной службы - все же непродуманный шаг. Это при той ситуации, когда в республике положение по психическим расстройствам неуклонно ухудшается, около 500 человек (с учётом скрываемых фактов) кончают жизнь самоубийством, а грядущее не сулит нам ничего хорошего: одной депрессией в XIX веке будет страдать почти 30% населения. Психиатрия должна занять свое достойное место в медицине, отведённое ей временем. Жизнь обязательно заставит власть повернуться лицом к проблемам психического здоровья населения. Но упущенное время обернётся трагедией для страдающих людей. А пока психиатрия в медицине находится на задворках и первой подвергается обструкции, происходит её разоружение. Такой подход к психиатрии неправилен и унизителен.