Является ли Интернет либо его ресурсы
(сайты) - средством массовой информации? Петрушин Егор Валентинович Опубликовано на сайте rg.ru
25 августа 2008 г.
По общему правилу интернет-сайт не является средством
массовой информации, но в тоже время закон не запрещает и не ограничивает
возможность добровольной регистрации
интернет-сайта как средства массовой информации по заявлению его владельца.
Такой вывод можно сделать на основании юридического заключения, данного
Кафедрой ЮНЕСКО. Российское законодательство не дает легального
определения понятия "сайт"
("сайт в сети Интернет"), хотя достаточно активно им пользуется. Так,
термин "официальный сайт" встречается в Лесном, Водном, Земельном и
Градостроительном кодексах, а также в Кодексе Российской Федерации об
административных правонарушениях. Единственным нормативным актом, дающим легальное - на уровне регионального
законодательства - определение понятия "сайт", является закон города
Москвы от 31.03.2004 № 20 "О гарантиях доступности информации о
деятельности органов государственной власти города Москвы". Здесь в ст. 2
закрепляется: "официальный сайт органа власти - совокупность
информационных ресурсов, размещаемых в соответствии с законом или решением
соответствующего органа власти в интернете по определенному адресу,
опубликованному для всеобщего сведения". Отсюда следует, что для
регионального законодателя сайт - это некая совокупность информационных
ресурсов. Однако само понятие "информационный ресурс"
также не имеет полноформатного легального определения на уровне
федерального законодательства. Ранее оно закреплялось в ст. 2 федерального
закона от 20.02.1995 № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите
информации", но в настоящее время данный закон утратил силу в связи с
принятием федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации,
информационных технологиях и защите информации" (далее - Закон об
информации), в котором определение понятия "информационные ресурсы"
дается лишь косвенно, и только применительно к государственным информационным
ресурсам. В п. 9 ст. 14 говорится: "Информация, содержащаяся в
государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении
государственных органов сведения и документы являются государственными
информационными ресурсами". Следовательно, в правовом
смысле интернет-сайт как информационный
ресурс представляет собой совокупность информации, содержащейся в той или иной
информационной системе и находящейся в распоряжении обладателя информации,
то есть лица, самостоятельно создавшего информацию либо получившего "на
основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к
информации, определяемой по каким-либо признакам" (ст. 2). Однако даже
поверхностный взгляд на реальное содержание современных интернет-сайтов
позволяет утверждать, что практика намного обогнала законодателя и в нынешних
условиях следовало бы определять сайт более широко - как "совокупность
определенным образом формализованных объектов". Понятие средства массовой информации исчерпывающим
образом определяется в ст. 2 закона Российской Федерации от 27.12.1991 "О средствах массовой информации" (далее -
Закон о СМИ). Здесь указано: "под средством массовой информации понимается
периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная
программа, иная форма периодического распространения массовой информации".
Очевидно, что Интернет-сайт не является
ни печатным изданием, ни радио-, теле-, видеопрограммой, ни кинохроникальной
программой. Может ли он быть признан иной формой периодического
распространения массовой информации? Ответ
на этот вопрос требует анализа ст.ст. 23 и 24 Закона о СМИ. Правовая природа иных форм
периодического распространения массовой информации определяется в ст. 23 "Информационные агентства" и
ст. 24 "Иные средства массовой информации" Закона о СМИ. Может ли
Интернет-сайт обладать правовым статусом информационного агентства? На этот
вопрос следует ответить отрицательно, поскольку, согласно ч. 1 ст. 23 Закона о
СМИ на информационные агентства "одновременно распространяются статус
редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой
информации". Очевидно, что статусом
редакции, издателя или распространителя может обладать лишь субъект права, но
никак не объект правовых отношений, каким только и может являться сайт как
совокупность информации. Другое дело,
что сайт может принадлежать информационному агентству, как любой другой
объект правовых отношений. Однако в этом случае сам сайт не становится иной
формой периодического распространения массовой информации, а следовательно не приобретает правовой статус средства
массовой информации. Если же рассмотреть Интернет-сайт в контексте положений ст. 24
"Иные средства массовой информации" Закона о СМИ, то следует прийти к
следующим выводам. Часть первая ст. 24 Закона о СМИ закрепляет: "Правила, установленные настоящим Законом для
периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического
распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью
компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении
иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов,
изображений". Очевидно, что данная норма к интернет-сайту не может
быть применена, поскольку интернет-сайт
не имеет ни тиража, ни продукции, распространяемой "в виде печатных
сообщений, материалов, изображений".Сообщения и изображения, составляющие содержание интернет -сайта, не
имеют печатной формы: они визуализируются только на экране компьютера,
благодаря чему любое лицо может иметь доступ к ним "в интерактивном режиме
из любого места и в любое время по своему выбору". Не применимы к интернет-сайтам и положения ч. 2 ст.
24, которая гласит: "Правила,
установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются в
отношении периодического распространения массовой информации через системы
телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если
законодательством Российской Федерации не установлено иное". С одной
стороны, функционирование интернет-сайта
может быть интерпретировано как периодическое распространение массовой
информации через телекоммуникационную сеть. Такое толкование подкрепляется
содержащимся в п. 9 ст. 2 Закона об
информации определении понятия "распространение информации" как
действий, направленных "на получение информации неопределенным кругом лиц
или передачу информации неопределенному кругу лиц". С другой стороны, ч. 7 ст. 2 Закона о СМИ дает принципиально иное определение понятия
"распространение продукции средства массовой информации", которое определяется как "продажа
(подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или
видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация
кинохроникальных программ". Конечно, сайт может иметь копии, но вряд
ли их число достигнет когда-либо одной
тысячи штук. За исключением Интернет - сайтов, с помощью которых
осуществляется интернет-вещание, все остальные сайты очевидно не подпадают под
приведенное выше определение. В то же время п. 2 ст. 4 Закона об информации
устанавливает, что "правовое регулирование отношений, связанных с
организацией и деятельностью средств массовой информации, осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой
информации". Следовательно,
определение понятия "распространение информации" должно применяться в
сфере массовой информации только в той части, в которой оно не противоречит
Закону о СМИ. Таким образом, интернет-сайт по определению не может
считаться "иным средством массовой информации", а следовательно,
требование к владельцу интернет-сайта в обязательном порядке регистрировать его
как средство массовой информации не основано на Законе о СМИ, который только и
устанавливает обязательность регистрации средств массовой информации. Сказанное выше не исключает,
а, напротив, предполагает возможность
добровольной регистрации интернет-сайта как средства массовой информации по
заявлению его владельца. Исходя из ч. 1 ст. 7 Закона о СМИ, любой гражданин,
объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный
орган вправе учредить средство массовой информации для распространения массовой
информации в любой не запрещенной законом форме. Поскольку создание
интернет-сайтов не запрещено законодательством, постольку в этом вопросе каждый
свободен в самостоятельном выборе меры своего правомерного поведения. Если создатель Интернет - сайта желает,
чтобы на его информационный ресурс был распространен правовой режим средства
массовой информации, то он должен направить в уполномоченный государственный
орган заявление о регистрации данного средства массовой информации в
соответствии со ст. 8, 10 Закона о СМИ. Вывод о том, что интернет-сайт по общему правилу не
является средством массовой информации,
подтверждается и правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации. В
постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 3 от 24.02.2005 "О
судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также
деловой репутации граждан и юридических лиц" сказано: "Под распространением сведений,
порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и
юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию
по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других
средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с
использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных
характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным
лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному
лицу". Очевидно, что
"распространение в сети Интернет" указывается здесь обособленно от
распространения сведений в СМИ, тем более что распространение информации в сети
Интернет может осуществляться не только посредством ее размещения на том или
ином сайте, но также через электронную почту, ICQ и т.д. Более того, в постановлении
Пленума специально обращается внимание судов на то, что "в случае, если не соответствующие действительности порочащие
сведения были размещены в сети Интернет на информационном ресурсе,
зарегистрированном в установленном законом порядке в качестве средства массовой
информации, при рассмотрении иска о защите чести, достоинства и деловой
репутации необходимо руководствоваться нормами, относящимися к средствам
массовой информации". Следовательно, интернет-сайт приобретает статус
средства массовой информации лишь в силу
его добровольной регистрации в таком качестве, а не в силу его правовой
природы. Доменное имя Материал из Википедии —
свободной энциклопедии Доме́н —
область (ветвь) иерархического пространства доменных имён сети Интернет,
которая обозначается уникальным доменным именем. Доме́нное имя
— символьное имя домена. Должно быть уникальным в рамках одного домена. Полное
имя домена состоит из имён всех доменов, в которые он входит, разделённых
точками. Например, полное имя ru.wikipedia.org. (с точкой в конце) обозначает
домен третьего уровня ru, который входит в домен второго уровня wikipedia,
который входит в домен org, который входит в корневой домен. Доменное имя
служит для адресации узлов сети Интернет и расположенных на них сетевых
ресурсов (веб-сайтов, серверов электронной почты, других служб) в удобной для
человека форме. Доме́нная зона
— совокупность доменных имён определённого уровня, входящих в конкретный домен.
Например, зона wikipedia.org. включает все доменные имена третьего уровня в
этом домене. Термин «доменная зона» в основном применяется в технической сфере,
при настройке DNS-серверов (поддержание зоны, делегирование зоны, трансфер
зоны).
|