Шаманы Тувы против выборов Верховного шамана России
Они с интересом рассмотрели список потенциальных претендентов на новую должность, который появился на сайте «Шаманство.ру». Список большой, на четырёх страницах, и Туве оказана большая честь – из 188 там 52 фамилии тувинских шаманов. В Туве официально легально практикуют более 300 шаманов. Основной довод тувинских шаманов таков: шаман – не губернатор, не президент и даже не верховное религиозное лицо, чтобы избирать или быть избранным. Шаман – это плоть от плоти земли, своего народа, а выборы – это уже политика, к которой шаманизм по определению не должен иметь отношения. "Это же политика, - говорит шаман общества «Дунгур» Ниюля Тюлюш. - А мы не занимаемся политикой. Удел этих людей – врачевать души, тела, совершать обряды, а не руководить сверху, в том числе и другими регионами, где у каждого своя специфика". Тем более, шаманы изначально не имели никакой организации, они по определению индивидуалисты, убежден доктор исторических наук, профессор Тувинского университета Николай Абаев. " Под законодательство о религии и религиозной деятельности подпадают организованные конфессии. А шаманство оно изначально не имело организации, - говорит ученый. - Шаман - он по определению индивидуалист. Он занимается деятельностью, которую по сути нельзя назвать религиозной. Ведь всякая религия – это учение, это философия, этика, это организованные формы как протестантские общины, как христианская церковь, как буддийская сингха, например. Ничего подобного изначально у шаманства не было и, по сути, нет". Вот что на сей счет говорит руководитель шаманского общества «Тос-Дээр», одна из самых популярных шаманок Тувы Ай-Чурек Оюн: "Если верховный шаман из Якутии будет, или из Бурятии будет, то мне придется каждый год туда ездить и там совершать все обряды. Я - против. Я всегда совершаю обряды, ритуалы, связанные с духами, ближе к своей земле…" Так зачем же понадобилось будировать вопрос о верховном шамане всея Руси? Вот мнение признанного в Туве авторитета в области религиоведения, доктора исторических наук, профессора Николая Абаева: "Государство уже неоднократно предпринимало попытки как-то упорядочить деятельность различных колдунов, шаманов, целителей. С точки зрения Минздрава она никак не упорядочена. Трудно контролировать. Попытка создать всероссийскую организацию, избрать верховного шамана это – попытка взять их под контроль". Что касается Тувы, то здесь уже есть неоспоримый авторитет в области шаманизма, человек, которого признают своим духовным лидером все шаманы республики – это Монгуш Кенин-Лопсан, который 12 апреля отметил свое 84-летие. Доктор исторических наук, действительный член Нью-Йоркской Академии наук, обладатель звания «Живое сокровище шаманизма» Американского фонда шаманских исследований, пожизненный президент тувинских шаманов тоже не одобряет идею всероссийских выборов. По его словам, тувинские шаманы - самая древняя цивилизация человечества. Это уникальное явление только-только начало обретать в Туве второе дыхание. А разного рода «инициативы», типа выборов верховного шамана всея Руси, только навредит этому. ИА SakhaLife.ru
Каждый Шаман имеет свою территорию, по практике, родную, по местожительству его рода. Энергию им даёт родная Земля. На охват своей энергетикой, духовной силой, политой, разумом всей России сил не хватит никакому Величайшему Шаману. Это из области фантастики. Сама идея избрания Верховного Шамана имеет только политическую сторону развития и не более. Однако Шаманы политизировались?