Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [888]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [240]
Суд-закон.МВД.Криминал [1229]
Право, закон [314]
Экономика и СЭР [817]
Власть Правительство Ил Тумэн [1164]
Мэрия, районы, муниципалитеты [387]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [206]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [534]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [140]
Коррупция [846]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [280]
Социалка, пенсия, жилье [272]
ЖКХ, строительство [131]
Образование и наука. Школа. Детсад [211]
Люди. Человек. Народ. Общество [198]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [654]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [240]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [360]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [144]
Промышленность [43]
Нефтегаз [274]
Нац. вопрос [283]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [182]
Выборы [650]
Айыы үөрэҕэ [76]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [21]
Ыһыах, олоҥхо [98]
Култуура, итэҕэл, искусство [356]
История, философия [216]
Тюрки [76]
Саха [143]
литература [37]
здоровье [457]
Юмор, сатира, критика [11]
Реклама [7]
Спорт [121]
В мире [86]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2009 » Ыам ыйа » 26 » (ЯСИА) Переформатирование региона
(ЯСИА) Переформатирование региона
17:43
       Переформатирование региона

    РФ. Республика Саха (Якутия) — стратегически важный для России регион. От того, как будет реализован его потенциал, зависит будущее всего российского Дальнего Востока. Планы по масштабному освоению якутских территорий, о которых в последнее время

    много говорили чиновники разного ранга с трибун и экономисты со страниц изданий, кажется, становятся реальностью

    — началась разработка проектной документации для реализации инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии».

    Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр Владимир Путин, дав тем самым старт крупнейшему в современной России проекту, направленному на развитие конкретного региона. Финансирование заложено в бюджет 2009 года, последние изменения которого вступили в силу в начале мая.

    Начало реализации инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии» можно рассматривать как знак: государство впервые за сто лет, прошедших после пуска Транссибирской магистрали, всерьез берется за решение проблемы инфраструктурной и экономической оторванности регионов Дальнего Востока от Сибири и европейской части России. В решении этой стратегической задачи Якутия имеет ключевое значение, что обусловлено ее транзитным географическим положением, а также уникальным сырьевым и промышленным потенциалом.

    Добра на триллионы
    В настоящее время Республика Саха (Якутия) представляет собой регион с ярко выраженной индустриально-аграрной структурой экономики. Ее основу составляет в первую очередь горнодобывающая промышленность: добыча алмазов, золота, угля. Развиты также отрасли топливно-энергетического комплекса.

    Удельный вес запасов основных видов полезных ископаемых республики в общем минерально-сырьевом потенциале России велик. Здесь сосредоточено 82% алмазов, 81,5% сурьмы, 61% урана, 17,2% золота.

    В масштабах Дальнего Востока значение ресурсной базы Якутии еще существеннее — здесь более трех четвертей запасов железной руды и половина угля, то есть именно те полезные ископаемые, которые фактически составляют основу промышленного производства и которые крайне дорого транспортировать на Дальний Восток из других областей страны. Недра Якутии богаты углеводородным сырьем. Здесь содержится 2405,4 млрд кубометров природного газа, 330,4 млн тонн нефти, 45,7 млн тонн конденсата и 9,1 млрд кубометров гелия — топлива для будущей термоядерной энергетики. В стоимостном выражении только балансовые запасы Якутии оцениваются в 78 трлн долларов.

    Кроме этого республика обладает самым крупным на Дальнем Востоке гидроэнергетическим потенциалом. По данным Института энергетики РАН, потенциальные запасы гидроресурсов основных рек Якутии оцениваются в 507 млрд кВт∙ч, что составляет более пятой части общих ресурсов России. На реках бассейна Лены (Алдан, Тимптон, Учур, Олекма), по мнению ученых, насчитывается 64 створа, перспективных для освоения и возведения энерговырабатывающих мощностей.

    Сегодня основу электроэнергетики республики составляют электростанции и предприятия ОАО АК «Якутскэнерго». Их общая установленная мощность равна 2143 МВт — 96–97% общей выработки электроэнергии региона и свыше 30% тепловой энергии. Централизованным электроснабжением охвачено около 36% территории, где проживает более 85% населения республики.

    «Естественно, при наличии таких колоссальных минерально-сырьевых ресурсов, Якутия давно могла бы выйти в экономические лидеры России, если бы не ряд инфраструктурных препятствий, которые до сих пор не позволяют нам максимально эффективно использовать свои возможности», — сказал премьер-министр Республики Саха (Якутия) Егор Борисов.

    От сырья к высокому переделу
    Еще в 2007 году по поручению президента России Министерство экономического развития и правительство Республики Саха разработали новую программу социально-экономического развития региона. Она носит название «Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года». Это пока единственный документ регионального развития, который рассмотрен и одобрен на уровне федерального правительства.

    Схема предполагает создание нового экономического фундамента республики, по сути, «новую индустриализацию» региона. Задача эта столь же обширна, сколь и важна, ведь наряду с созданием промышленных, транспортных и энергетических центров предстоит такой же комплексный подход применить к социальной сфере: определить основные направления развития общего, начального, среднего и высшего профессионального образования, размещения центров и учреждений науки, здравоохранения, культуры и спорта.

    «Наша целевая задача — диверсифицировать экономику региона с тем, чтобы из сырьевой она стала промышленной, производящей продукты с добавленной стоимостью, — говорит министр экономического развития республики Алексей Стручков. — Это та задача, которая прописана в Схеме комплексного развития».

    Проектов «новой индустриализации» Якутии не много, но они ключевые и очень масштабные. Традиционные отрасли экономики — уникальная алмазо-, золото— и угледобывающая — должны быть радикально обновлены. Более того, в регионе появятся совершенно новые отрасли, которые станут основными. В сентябре прошлого года запущен в эксплуатацию первый якутский нефтяной промысел на Талаканском месторождении. Его разработку ведет компания «Сургутнефтегаз». Сейчас якутская нефть поступает по магистрали Восточная Сибирь—Тихий океан (ВСТО) на запад страны — в общефедеральную систему нефтепроводов, а будущей осенью пойдет и на восток — в Амурскую область. В 2010 году планируется подать в этот трубопровод нефть со Среднеботуобинского нефтегазоконденсатного месторождения. Всего к 2020 году в республике будет добываться 10–12 млн тонн нефти.

    В прошлом году началось освоение крупнейших газовых месторождений, прежде всего Чаяндинского. Газ с этого месторождения скоро поступит через Амурскую область на Дальний Восток. По лицензионному соглашению в 2020 году республика должна выйти на рубеж добычи 17,5 млрд кубометров газа в год. В этом году «Газпром» приступает к реализации «Восточной газовой программы», предусматривающей создание якутского центра добычи газа, который также пойдет на Дальний Восток. Газ с Ковыктинского и Чаяндинского месторождений будет направляться на экспорт, а кроме того, использоваться для нужд Амурской, Читинской и Еврейской автономной областей, Хабаровского и Приморского краев, Республики Бурятия. В результате будут полностью закрыты потребности Дальнего Востока в высокоэффективном и экологически чистом топливе.

    В дальнейшем на базе якутских запасов нефти и газа предполагается создать газоперерабатывающие и газохимические производства. А начнется новая отрасль с первого нефтеперерабатывающего завода мощностью 3,0 млн тонн по сырью, который построят в Ленске. Его продукция будет использоваться для нужд Якутии. Это позволит отказаться от дорогого из-за высоких транспортных расходов топлива «с большой земли». Со временем доля газо— и нефтепромышленности в валовом продукте Якутии будет втрое больше нынешнего вклада алмазной промышленности.

    Новые промышленные комплексы возникнут и в традиционных отраслях, таких как добыча и переработка железной руды, развитие цветной металлургии и других видов переделов для получения готового продукта. В республике будет построен крупнейший в России комбинат по добыче урановых руд и попутных драгоценных металлов.

    Связующая нить
    Большинство российских крупных инвестиционных проектов к востоку от Урала требуют опережающего развития инфраструктуры, что неудивительно — системным освоением огромных территорий мы, по сути дела, еще не занимались. А ведь Якутия расположена на пересечении кратчайших путей между Европой, Северной Америкой и Азией и могла бы стать крупнейшим транспортным узлом. Однако в действительности ее транспортная система ограничивается 21,8 тыс. км автодорог общего пользования (грунтовые дороги и зимники составляют около 65%), 16,9 тыс. км внутренних водных путей, а также 165 км железной дороги, эксплуатируемых постоянно, и 360 км дороги Беркакит—Томмот, используемой пока в режиме временной эксплуатации. Сейчас ведутся работы по доведению действующего участка этой дороги до норм постоянной эксплуатации. Таким образом, Якутия — самый изолированный и труднодоступный регион России. Более чем для 80% территории республики единственный транспортный путь — река Лена.

    Но постепенно дела начинают улучшаться. В октябре прошлого года открыт автомобильный мост через реку Вилюй на автодороге «Анабар», связавший юг и север республики, сдана в эксплуатацию федеральная автодорога «Колыма», которая приобрела ключевое значение для всего Дальнего Востока. В декабре завершено строительство железнодорожного моста через реку Амгу и состоялась укладка последнего звена на 482−километровом участке железной дороги Томмот—Якутск.

    Далее должны быть построены железные дороги Улак-Эльгинское каменноугольное месторождение, Якутск—Кангалассы (Кангаласское угольное месторождение) и Мегино-Алдан—Джебарики-Хая (для разработки угольных месторождений), Хани—Олекминск (Тарыннахское, Ималыкское и Горкитское месторождения железных руд в Южной Якутии), а также железнодорожные ветки Томмот—Эльконский горно-металлургический комбинат, Косаревский—Селигдарский горно-химический комбинат, Таежная—Таежный горно-обогатительный комбинат, Чульбасс—Инаглинский угольный комплекс и другие.

    Сеть автодорог с опорой на дорогу «Вилюй» поможет дальнейшему освоению алмазных и нефтегазовых месторождений Западной Якутии. Этой цели также подчинено строительство железнодорожной линии от станции Лена до Ленска.

    Для развития воздушного транспорта предполагается построить аэропортовый комплекс в поселке Витим, что сделает круглогодичным сообщение с нефтегазовыми месторождениями Западной Якутии.

    В совокупности все эти проекты, включая трубопроводы, сформируют Якутский центральный логистический узел, в котором будут задействованы все виды транспорта: наземный, речной, морской (Северный морской путь, перевозки по которому предполагается возобновить) и воздушный.

    «Наши инфраструктурные проекты имеют межрегиональное значение, а в условиях глобального кризиса они будут иметь и государственный эффект, — говорит первый заместитель председателя правительства Республики Саха (Якутия) Геннадий Алексеев. — Если мы реализуем наши транспортные проекты, то более 90 процентов населения республики будет иметь возможность круглогодично перемещаться из одного пункта в другой, почти половина Якутии будет обеспечена автомобильными дорогами. Доля дорог с твердым покрытием составит 57 процентов, уровень обеспеченности железными дорогами возрастет в десять раз. Повысятся энергетическая безопасность, инвестиционная привлекательность региона, возникнут условия для притока населения в Дальневосточный федеральный округ».

    Подключить к ЕЭС
    В новой редакции Энергетической стратегии РФ отмечена возрастающая роль Якутии в деле объединения энергетической системы востока России и ее включения в единую сеть страны. В настоящее время Якутская энергосистема работает четырьмя изолированными энергорайонами (Северный, Западный, Центральный и Южно-Якутский) на базе собственных источников электроэнергии. При этом связь с Объединенной энергосистемой Востока имеет только Южно-Якутский энергорайон.

    Схема объединения энергосистем Северо-Восточной Сибири и Дальнего Востока через узлы централизованного электроснабжения Якутии — один из проектов, призванных решить задачу опережающего развития транспортной и энергетической инфраструктур Дальнего Востока. Проект предусматривает создание электрической связи между восточной и европейской частями ЕЭС России, развитие электрической связи между ОЭС Сибири и ОЭС Востока.

    В связи с этим в Якутии будет создан Южно-Якутский гидроэнергетический комплекс (ЮЯГЭК). Проект включает в себя строительство семи ГЭС суммарной мощностью до 8500 МВт и среднегодовой выработкой электроэнергии до 40 млрд кВт∙ч. По оценкам, затраты на строительство ЮЯГЭК составят 639,4 млрд рублей (без НДС, в ценах 2006 года). Первый агрегат Канкунской ГЭС должен вступить в строй в 2015 году.

    Для обеспечения устойчивого развития Западного района Якутии необходимо завершить строительство линий электропередачи мощностью 220 кВ Мирный—Сунтар—Нюрба, Мирный—Ленск—Пеледуй—Киренск (взамен существующей ЛЭП-110 кВ Мирный—Ленск—Пеледуй). Это создаст условия для транзита электроэнергии каскада Вилюйских ГЭС в Ленский промышленный узел и объединит Западный энергорайон Якутии с севером Иркутской области. Линия электропередачи на 220 кВ Ленск—Олекминск—Алдан, которую планируется построить, необходима для электроснабжения объектов нефтепроводной системы ВСТО, а в перспективе и газопровода от месторождений Восточной Сибири.

    В Восточной Якутии предполагается построить Джебарики-Хаинскую угольную электростанцию, Якутскую ГРЭС-2, которая заменит имеющуюся станцию, повысить мощность существующей ЛЭП по направлению Якутск—Хандыга и построить ЛЭП «Хандыга—Развилка—Нежданинское».

    Новые ориентиры
    Намеченные к реализации в Якутии проекты — неотъемлемая часть развития всего Дальнего Востока, что становится главным ориентиром российской политики на десятилетия вперед. Сегодня азиатские регионы России формируют не более трети ВВП страны. Если не будет совершен качественный скачок в развитии Востока, Россия неизбежно столкнется с рядом серьезных внутренних экономических и политических, а также внешних проблем.

    Дело в том, что Дальний Восток относится к числу территорий, экономическое развитие которых во многом зависит от степени и характера включенности в международное разделение труда. Пока регион играет роль источника сырья и потребителя продукции с высокой добавленной стоимостью, ввозимой из-за рубежа.

    Новые якутские проекты создания перерабатывающих мощностей помогут изменить сложившееся положение и вывести Дальний Восток на качественно новый уровень в мировом разделении труда, а также более прочно связать эту территорию с остальной Россией. «Для России объективно настало время осваивать восточные территории, — считает президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров. — А в той достаточно критической геополитической ситуации, которая складывается на Дальнем Востоке, этот процесс приходится даже форсировать».

    Андрей Чернобылец, руководитель направления промышленности «Эксперт Сибирь»

Views: 1606 | Added by: uhhan1
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Ыам ыйа 2009  »
БнОпСэЧпБтСбБс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 10
Ыалдьыттар (гостей): 10
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2022