Изменения в Конституции Якутии: о чем стоит помнить, принимая решениеИА SakhaNews. 2 июня в газете "Якутия был опубликован законопроект «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) РС(Я)» - конституционная инициатива Президента РС(Я) Вячеслава Штырова и председателя Парламента РС(Я) Виталия Басыгысова, который предложен на обсуждение якутянам. Свою точку зрения на этот законопроект представил ИА SakhaNews народный депутат Республики Саха (Якутия) Ньургун Тимофеев.
"На ближайшем пленарном заседании Ил Тумэна депутатскому корпусу предстоит принять серьезные решения в отношении Конституции республики, и я полагаю, что есть необходимость как можно более подробно и объективно информировать население о важнейших этапах развития, об основаниях и доводах изменений в Конституции республики.
Парламент совместно с руководством республики проделал большую работу по реформированию республиканского конституционного законодательства – этот процесс всегда был далек от автоматического «приведения в соответствие» и в последние годы основывался на системной деятельности Конституционной комиссии, которую возглавляет Президент республики В.А. Штыров.
Самым значительным событием, без сомнения, стало принятие новой редакции Конституции республики в октябре 2002 года. Такой подход, который можно назвать комплексным, был вызван изменениями федерального законодательства. Ранее, в 2001 году, по решениям Верховного суда республики, были изменены преамбула и первая статья Основного закона. Эти изменения заключались в отказе от применения в тексте Конституции республики понятия «государственный» суверенитет, придания республике статуса «демократического правового государства».
Была дана новая трактовка части 3 статьи 1 по поводу суверенитета Республики Саха (Якутия) как меры ее самостоятельности в обеспечении своего экономического, социального и культурного развития и обладания всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Подчеркну, что в новой редакции Конституции республики от октября 2002 года эти положения были оставлены без изменений.
Таким образом, логика конституционного развития позволяла полагать, что решения Конституционного Суда Российской Федерации, связанные с признанием за республикой государственного суверенитета, исполнены.
К такому выводу пришла и рабочая группа во главе с руководителем Администрации Президента и Правительства А.С.Николаевым, образованная распоряжением Президента республики в октябре 2007 года именно в целях анализа соответствия положений Конституции Якутии Конституции Российской Федерации.
Однако, как известно, по истечении ряда лет после принятия текста Конституции республики в новой редакции, прокуратура настаивает на несоответствии ее отдельных положений Конституции Российской Федерации.
Рассмотрев внесенный прокуратурой протест, в ноябре прошлого года Ил Тумэн обратился с запросом в Конституционный суд Якутии - в высшую и единственную инстанцию в республике, уполномоченную толковать конституционные положения. Логика этого запроса заключалась в необходимости окончательного толкования оспариваемых положений преамбулы и первой статьи Конституции для выработки дальнейшего алгоритма действий по развитию конституционного законодательства республики.
Конституционный суд Республики Саха (Якутия), рассмотрев 18 февраля запрос парламента, принял постановление. Если кратко резюмировать, то суть толкования Конституционным судом предмета запроса заключалась в том, что положения преамбулы Конституции закрепляют исторический этап в развитии республики, а суверенитет республики не направлен на ограничение государственного суверенитета Российской Федерации, не нарушает конституционное равноправие других субъектов Российской Федерации, а отражает реализацию права народа республики на самоопределение, свободу волеизъявления в избрании формы своей государственности, выражает право республики развивать свою государственность, и самостоятельно осуществлять государственную власть.
Между тем, 21 апреля 2009 года Конституционный Суд Российской Федерации утвердил информацию об исполнении своих решений, в которой достаточно подробно рассматриваются и анализируются учредительные документы тех субъектов Федерации, которые не исключили конституционных положений о суверенитете, в том числе, и Конституция Якутии. В информации содержится также и оценка деятельности конституционных судов субъектов Российской Федерации, приводятся примеры, когда их решения принимаются без учета позиций Конституционного Суда России, в частности: «Самым свежим примером неверной интерпретации конституционным судом субъекта Российской Федерации правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации является постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 18 февраля 2009 года № 2-П».
Информация направлена, в том числе, главам регионов, с призывом повысить внимание государственных органов и должностных лиц к исполнению решений Конституционного Суда как важнейшего звена обеспечения конституционной законности в стране.
29 мая в Госсобрание (Ил Тумэн) внесен проект конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) РС(Я)» в качестве конституционной инициативы Президента РС(Я) В.А. Штырова и спикера Парламента РС(Я) В.Н. Басыгысова. Законопроект опубликован в газете «Якутия» 2 июня, и якутяне имеют возможность ознакомиться с ним и принять участие в обсуждении.
Пользуясь возможностью, хотел бы представить некоторые свои суждения по предлагаемым изменениям. В пояснительной записке сказано, что законопроект разработан с учетом протеста республиканской прокуратуры, уточняет преамбулу Конституции и ее первую статью. В частности, абзац третий преамбулы предлагается дополнить этапами истории Якутии, начиная с XVII века, в целях, согласно заключения Конституционной комиссии, более полного отражения фактов, предшествовавших принятию Конституции РС(Я).
Хотелось бы здесь обратить внимание на то, что в предлагаемом варианте преамбула нашей Конституции аналогична нормам, содержащимся в преамбуле Конституции Республики Башкортостан. При этом, можно напомнить о том, что вводная часть башкирской Конституции претерпевала изменения в части упоминания Декларации о государственном суверенитете по решениями Конституционного Суда России.
С декабря 2002 года преамбула основного закона Башкортостана гласит, что «принимая во внимание, что башкирский народ в XVI веке добровольно присоединился к России, в 1919 году на основе Соглашения Центральной Советской Власти России с Башкирским правительством о советской автономии Башкирии в результате реализации права башкирской нации на самоопределение была образована Башкирская автономная республика в составе РСФСР, преобразованная в 1990 году в Республику Башкортостан в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете Республики Башкортостан».
Так политические элиты Башкортостана отреагировали на решения Конституционного Суда, поставив ссылку на Декларацию о государственном суверенитете в исторический ряд с XVI века.
Однако, в своей апрельской информации Конституционный Суд России указывает, что «по сей день в ряде субъектов Российской Федерации из текстов основных законов не исключены положения о суверенитете республик в составе Российской Федерации.....Кроме того, в Конституции Республики Башкортостан имеются противоречащие позициям Конституционного суда Российской Федерации ссылки на Декларацию о государственном суверенитете....». Конституционный Суд еще раз однозначно высказывает свою позицию о полном исключении из текстов конституций субъектов Российской Федерации не только понятия суверенитета, но даже и ссылки на Декларации о государственном суверенитете, принятые республиками в 90-е годы.
В связи с этим можно предположить, что предлагаемая проектом конституционного закона преамбула Конституции Республики Саха (Якутия), в которой, как и у Республики Башкортостан, Декларация о государственном суверенитете будет представлена одним из этапов истории Якутии, а не как правовая основа принятия в 1992 году Конституции Республики Саха (Якутия) - не гарантирует дальнейшую стабильность учредительного документа республики.
Вместе с тем, есть очень существенное отличие в становлении конституционного законодательства наших республик. Конституция Башкортостана была принята 24 декабря 1993 года, то есть после принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года. С правовой точки зрения, закрепленные Конституцией Республики Башкортостан нормы приняты уже в то время, когда принятая на всенародном референдуме Конституция России провозгласила неделимость суверенитета России и конституционную форму федерации.
Что касается нашей республики, то преамбула Конституции изначально являлась ценностным каталогом оснований и установок принятия Конституции республики в 1992 году - до принятия Конституции Российской Федерации. При этом неизменным фактом является то, что Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия) была принята в 1992 году на основании Декларации о государственном суверенитете республики. Таким образом, преамбула в части упоминания Декларации констатирует документ, послуживший основанием для принятия Конституции.
Безусловно, этот и другие вопросы обсуждаются сегодня обществом и будут детально рассмотрены Государственным Собранием (Ил Тумэн). Ведь решать их надо, опираясь на конституционно – правовые основы нашего государства, учитывая приоритетный характер Конституции республики как гаранта стабильности правовых начал жизнедеятельности и развития народов Якутии. Поэтому исключительно важно понять и оценить отношение наших избирателей к предлагаемым изменениям, ведь доверие народа к Основному закону – это базовый элемент уважения к букве закона в целом".
Досье SakhaNews: • Тимофеев Ньургун Семенович
|