Страсти вокруг национальной компоненты в законе «Об образовании»
ИА
SAKHALIFE.RU С новой силой вспыхнули дебаты по поводу национальной
компоненты в образовании на прошедшей 14-15 октября двенадцатой сессии
Ил Тумэна. Даже подпись президента ПУТИНА в декабре 2007 года под
соответствующим документом не стала для борцов за национальную
составляющую образования сигналом о капитуляции - Татарстан,
Башкортостан и еще ряд регионов продолжают отстаивать преподавание на
родном языке, вступая в дебаты с министерствами и другими органами
власти федерального уровня. А уж на уровне властей субъектов споры не
затихают и подавно. В республиканском парламенте на обоих пленарных
заседаниях сессии разгорелись жаркие прения, главным инициатором
которых выступил депутат Егор ЖИРКОВ.
Десять лет на размышления
Напомним, что 3 декабря 2007 года новая редакция закона была утверждена
президентом Путиным. Якутия была в числе 43 регионов, полностью
поддержавших поправки. Суть их составляла в следующем. По редакции
закона 1992 года школьная программа на 75% составлялась по единому
федеральному стандарту, а оставшиеся 25% формировались местными
органами образования субъектов, за счет чего в перечень обязательных
предметов вводились родной язык, история и культура родного края и тому
подобные дисциплины - это и была так называемая региональная компонента.
В 2000 году в Закон об образовании были внесены поправки, которые дали
возможность директорам школ вносить в программу обучения предметы по
своему усмотрению или по желанию большинства родителей. За счет
сокращения региональной компоненты школы получили себе 10% программы.
Таким образом система школьного образования стала трехкомпонентной.
Федеральный стандарт составлял 75%, региональная составляющая - 15% и
10% отдали школам.
А поправками 2007 года устанавливались единые федеральные
государственные стандарты образования – и никаких тебе компонент. Хотя
стандарты охватывали все уровни образования, от начального до высшего,
полемика разгорелась, в первую очередь, относительно школьных программ
- противники закона увидели в нем запрет на преподавание в школах
родного языка, истории и культуры родного края. То есть, в Якутии -
преподавания якутского языка, в Татарстане – татарского и так далее. А
помимо этого в законе увидели и запрет вообще на преподавание
каких-либо предметов на родном языке.
И прежде чем мы перейдем к дебатам, развернувшимся на прошлой неделе в
республиканском парламенте, отметим еще один момент новой редакции
Закона об образовании. Согласно ему дети, поступившие в учебные
заведения до 1 сентября 2009 года, могут обучаться по старым школьным
программам, составленным еще с учетом национально-региональной и
школьной компонент. А вот те, кто после - уже только по новому
федеральному государственному стандарту образования. То есть на
протяжении по крайней мере 10 лет в школах должны будут параллельно
сосуществовать две системы образования – старая компонентная и новая
единая. Механизм этого сосуществования и перехода на новые стандарты не
понятен, да и не определен.
Суд решил – надо что-то делать
Итак, якутским парламентариям на прошлой неделе предложили принять в
первом чтении проект Закона “О внесении изменений и дополнений в Закон
РС (Я) об образовании” - законодательная инициатива Елены ГОЛОМАРЕВОЙ,
председателя постоянного Комитета по науке, образованию, культуре и
СМИ, и члена этого комитета Оксаны ВИНОКУРОВОЙ. Законопроект направлен
на приведение республиканского закона в соответствие с федеральным, из
которого, как уже говорилось выше, выпало понятие
национально-региональной компоненты образования. Кроме того, по
заявлениям прокуратуры, Верховный суд признал ряд положений
республиканского закона несоответствующими федеральным, так что с
Законом об образовании надо было что-то делать в любом случае. Однако,
депутат Егор Жирков выступил категорически против этого, призвав всех
депутатов не допустить законопроект даже к первому чтению и отправить
его на доработку.
Тут есть один нюанс: накануне пленарного заседания, 13 октября, фракция
“Единой России” решила голосовать за принятие законопроекта в первом
чтении. Однако, член фракции Егор Жирков в этом случае пошел против
решения партии, и, как он сам сказал, выступая на пленарном заседании:
“Я не хочу, чтобы ошибка фракции превратилась в ошибку парламента”.
В поиске формулировок
Выступление Егора Жиркова было наполнено ссылками на статьи
Конституции, как российской, так и республиканской, а также на
федеральные и республиканские законы. Что примечательно, депутат не
стал повторять все, что не раз говорилось собственно о региональной
компоненте, а сосредоточился на формулировках законопроекта.
Прослеживалась в его словах главная претензия к авторам документа - они
слишком слепо взялись выполнять решения Верховного суда, и, в
результате, поданный на обсуждение документ пестрил формулировкой
“исключить”, но ничего не предлагал взамен.
Так, например, законопроект предлагал исключить статьи 1 и 2 из
республиканского Закона об образовании. Претензия прокуратуры к этим
статьям понятна: их не устраивает формулировка “государственная
политика РС (Я)”. Егор Жирков, конечно, помянул и то, что республика не
может не вести государственной политики, что, впрочем, можно отнести к
продолжению дебатов по поводу исключения понятия “суверенитет”. Но
далее он отметил важный момент - простым исключением статей из текста
закона автоматически стирается и понятие “республиканской программы
развития образования”, заложенное в статьи, и, вообще, какие-либо
действия республиканских властей в области образования. То есть именно
республиканский закон в такой его редакции, а вовсе не федеральный,
способен лишить якутских детей преподавания родного языка и истории и
культуры края.
И далее депутат отметил, что “федеральный законодатель озаботился
только федеральным уровнем, решил заниматься регулированием только
федеральной части (образования - прим. авт.). Из этого совершенно не
следует, что в содержательном плане надо исключать
“национально-региональную компоненту”. То есть, федеральный центр
просто снял с себя ответственность за региональную часть школьных
программ, но отнюдь не запретил их. Да и Верховный суд не требует
исключить из закона содержания статей, а только настаивает на
исключении слов “государственная политика республики”.
И, как водится, самое главное, поясняющее смысл своей позиции, Егор
Жирков сказал в самом конце: “Есть возможность продумать такие
формулировки, которые будут сохранять наши интересы и одновременно
учитывать изменения в федеральном законодательстве”. И на втором
заседании 15 октября депутат Жирков вновь взывал к парламенту и к
однопартийцам - нельзя принимать законопроект даже в первом чтении. Его
поддержал Эрнст БЕРЕЗКИН, Роман ДМИТРИЕВ, Саргылана ГОГОЛЕВА, Андрей
КРИВОШАПКИН и Зоя КОРНИЛОВА, которая высказалось, что ее вообще
поражает, какие “сырые, не отработанные законопроекты поступают от
Комитета по образованию”.
Однако парламентарии большинством голосов проект поправок в республиканский Закон об образовании в первом чтении приняли.
Прокуратура спокойна, а там – видно будет
Аргументы выступивших «за» поправки следующие. Автор законопроекта
министр образования Федосия ГАБЫШЕВА с самого начала заметила, что даже
в имеющемся виде новый государственный стандарт предусматривает
вариативную часть, которая дает на национально-региональную компоненту
10 часов учебного времени. И сейчас республика активно участвует в
дальнейшей разработке этого нового федерального государственного
образовательного стандарта и наши интересы учитывают. Кроме того
министр напомнила, что национально-региональная компонента в
образовании появилась только в 1992 году, а якутский язык в школах
республики преподавался с 1922 года.
И Елена Голомарева, представляя законопроект говорила, что готовился он
практически полтора года, к обсуждению привлекались педагоги,
специалисты, рабочая группа приняла участие в парламентских слушаниях в
Казани, на расширенном заседании с участием министра образования Андрея
ФУРСЕНКО.
Геннадий ВАДЮХИН озвучил причины, которые, наверное, перевешивали все
споры о самой национально-региональной компоненте - решение суда
обязывает принять законопроект в первом чтении, чтобы прокуратура
видела, что парламент не бездействует, а работает. И насчет того, что
документ еще «сырой», Вадюхин выразился без лишних эмоций: “Есть
желание у Егора Петровича (Жиркова — прим. «НВ») подготовить свои
формулировки к ноябрю-декабрю, будем рассматривать их в комитете”.
В числе сторонников принятия законопроекта «без долгих прений» выступил
и Александр ПОДГОЛОВ, принимавший непосредственное участие в подготовке
законопроекта.
Итак, законопроект в первом чтении принят, но это нельзя расценивать
как приговор национально-региональной компоненте. Нельзя сказать, что
работа над законом только начинается, но и до завершающей своей стадии
она еще очень далека. Свое слово еще скажут и местные «патриоты», и
умеренные «федералы». А эта щекотливая тема вполне может стать
предметом для политических спекуляций.
.
Виталий АНДРИАНОВ, «Наше время».
|