Main » 2009»Алтынньы»30 » Бюджет России-2010: лечить не станут, будут усмирять
Бюджет России-2010: лечить не станут, будут усмирять
19:14
29 октября 2009 года 14:45 | Олег Гладунов
Бюджет России-2010: лечить не станут, будут усмирять
Все расходы урезаны. Прибавка ждет только пенсионеров и милицию. Одних - чтобы не бунтовали, других - чтобы успокаивали бунты
Четверг, 29 октября, последний день подачи поправок к законопроекту федерального бюджета на 2010 год. Второе чтение бюджета запланировано на 18 ноября, но комитет по бюджету Госдумы оставил себе больше времени для работы над правками, которых, судя по первому чтению, ожидается много. К тому же, по закону, второе чтение является ключевым, именно оно определяет все основные параметры главного документа страны.
Первое чтение бюджета разочаровало многих народных избранников. Хотя бюджет будущего года оказался менее дефицитным, чем нынешний, но таких показателей Минфину удалось добиться за счет сокращения расходов по тем статьям, которые традиционно ассоциируются с модернизацией экономики и развитием социальной сферы.
Бюджетные расходы по разделу «национальная экономика» сокращены на 27%. В том числе: сельское хозяйство «обеднеет» на 58 млрд. рублей, транспорт – на 47 млрд. рублей, дорожное хозяйство – на 8 млрд. рублей. Образование недополучит 14 млрд. рублей, на треть сократятся расходы по подразделу «молодежная политика и оздоровление детей». Здравоохранение получит на 15 млрд. рублей меньше, чем в этом году, в том числе финансирование «Скорой помощи» сократится на 20%, а по подразделу «Санитарно-эпидемиологическое благополучие» расходы упадут на все 58%.
Вырастут расходные статьи по трем основным разделам: «правоохранительные органы» – на 56 млрд. рублей, «национальная оборона» – на 41 млрд. рублей и «пенсионное обеспечение» – на 17 млрд. рублей. В результате чего пенсии в будущем году повысятся на 46% - до 7200 рублей.
Практически все эксперты сошлись во мнении, что верстая такой «силовой» бюджет, правительство, видимо, опасается второй волны кризиса и поэтому старается подкупить правоохранительные органы и самую политически активную категорию населения – стариков. Впрочем, параметры доходных статей бюджета по традиции занижены. Так, среднегодовая прогнозируемая цена нефти марки Urals планируется в 58 долларов за баррель, хотя сейчас она достигает 75 долларов и дешеветь не собирается. Поэтому, скорее всего, доходы бюджета от продажи сырья будут выше. Однако, это отнюдь не означает, что дополнительные деньги пойдут на развитие экономики.
Как заявил премьер-министр Владимир Путин, все «сверхдоходы» бюджета будут направлены на покрытие бюджетного дефицита. В нынешнем году «недостача» превысит 3 трлн. рублей и достигнет 7,7% ВВП, а в следующем - снизится не намного – до 6,8% ВВП.
Конечно, закрывать бюджетную «дыру» надо, но и выводить экономику из кризиса тоже необходимо. По словам экспертов, это бюджет инновационной деградации, а не инновационного развития, как утверждает правительство. Он не является и социальным: правительство бросает огромные деньги на повышение пенсий, однако все расходы на социальные нужды, кроме пенсии, в нем существенно занижены. В итоге все три оппозиционные фракции Госдумы (КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия») проголосовали против проекта бюджета в первом чтении.
Чем меньше дашь, тем меньше своруют
Своим мнением по поводу обсуждающегося в Госдуме бюджета страны на 2010 год с «СП» поделился руководитель научного направления Института экономики переходного периода, член экспертного совета при антикризисной комиссии правительства РФ Сергей Дробышевский.
«СП»: - Эксперты считают, что правительство сверстало бюджет 2010 года в ожидании второй волны кризиса, именно этим объясняется рост расходов на силовиков и пенсионеров. Каково ваше мнение на этот счет?
- Безусловно, это мнение не противоречит тому, что мы видим в статьях бюджета. Но есть и другая трактовка такого увеличения расходных статей, которая тоже не противоречит логике. Социальная направленность бюджета в отношении расходов на повышение пенсий, в ситуации, когда дефицит Пенсионного фонда растет, вполне оправдана. В условиях кризиса повышение пенсий было отложено, и теперь государство собирается компенсировать это. Причем, правильно, что повышение происходит за счет расходных статей бюджета, а не путем дополнительных сборов. Здесь нет нового тренда, это логичное продолжение политики улучшения ситуации в пенсионной сфере.
«СП»: - В отношении роста военных расходов, что вы можете сказать?
- Что касается расходов на оборону, то здесь можно выделить две стороны дела. Первая – значительную часть оборонных расходов составляет военный заказ. То есть, эти деньги пойдут на поддержку народного хозяйства через закупку вооружения и, соответственно, увеличение производства оборонных предприятий. Это - и зарплаты работников и рабочие места. В общем, тоже деньги, выделенные на реальный сектор экономики, только по другой бюджетной статье. И вторая сторона – инерционная составляющая, идущая на расходы по сокращению армии, и связанные с этим расходы на обеспечение военных жильем и пособиями. На это мы вынуждены тратить все больше средств, в связи с тем, что в нынешних международных политических условиях содержать такую большую армию неэффективно.
«СП»: - А самые большие расходы на правоохранительные органы связаны с борьбой против коррупции?
- Может быть. Известно, что размер зарплат сотрудников правоохранительных органов у нас недопустимо низок. Хотя, не факт, что эти деньги дойдут до них и отразятся повышением заработной платы.
«СП»: - Теперь поговорим о статьях, по которым расходы снижены. Например, на экономику. Насколько это оправдано?
- Конечно, восстанавливать экономику после кризиса надо. Но, я думаю, нужно делать это вовсе не за счет бюджетных средств, а за счет денег частного сектора. Правительство активно помогало предприятиям и банкам во время кризиса, а сейчас бизнес должен вкладывать свои деньги в развитие производства. На мой взгляд, может это даже и к лучшему. Потому что эффективность воздействия бюджетных расходов на экономику крайне низка. Деньги не доходят до реального производства. А в условиях жестких бюджетных ограничений будет разворовано все-таки меньше государственных денег.
«СП»: - Правительство говорит о социальной направленности бюджета. Насколько он «социальный» в условиях сокращения расходов на учителей и врачей?
- По моему мнению, социальная направленность федерального бюджета, в основном, определяется пенсионными расходами. А расходы на повышение зарплаты работникам образования и медицины – это все-таки зона ответственности региональных бюджетов. В федеральном бюджете прописываются расходы либо на государственные университеты, либо на оборудование, но не на среднее образование. Поэтому такое сокращение в условиях кризиса и дефицита бюджета отчасти оправданно.
«СП»: - Раз вы заговорили о региональных бюджетах, насколько адекватна государственная помощь регионам? Ведь, говорят, что регионов–доноров у нас нынче осталось всего три, и один из главных – Москва.
- Надо еще разобраться, по каким критериям определяются регионы – доноры. Потому что Москва тоже может стать дотационным регионом, если будет продолжать строить дороги по миллиарду долларов за километр. Да, металлургические регионы упали вместе с ценами на металл. Но, как говорит статистика, все сырьевые регионы уже прошли дно своего падения, и в следующем году ситуация будет стабилизироваться. Государственная помощь из федерального бюджета на поддержку регионов осталась без изменения, не снизилась, а дальше они должны справляться сами. Если, конечно, не брать крайние случаи, как в Ингушетии, например.
«СП»: - Ну, а то, что все дополнительные доходы бюджета пойдут не на развитие промышленности или социальные статьи, а на покрытие бюджетного дефицита, это правильно?
- Не совсем понимаю, что можно называть дополнительными доходами в условиях дефицита бюджета в семь процентов валового продукта. То, что все поступления от цены нефти свыше 58 долларов за баррель пойдут на сокращение бюджетного дефицита – абсолютно правильно. Это позволит обеспечить бесперебойное финансирование расходных статей и сократить государственные займы. Ведь увеличение долговой нагрузки в условиях нестабильной ситуации и ожидании второй волны кризиса весьма нежелательно.
«СП»: - Значит, вы считаете, что вторая волна все-таки будет?
- Я считаю, что дно кризиса, который начался в 2008 году, пройдено. Но, как специалист, не могу дать гарантии, что не будет его второй волны. Точнее, нового кризиса, который будет связан с мировыми событиями, от которых мы не защищены. Как, впрочем, и все остальные страны.
«СП»: - И в заключение, как вы охарактеризуете бюджет на следующий год, он вас устраивает, как специалиста?
- Этот вариант бюджета лучший из того, что можно было ожидать. Хотя он по-прежнему страдает инерционностью, в нем не видно реформы бюджетного сектора, изменения принципов выбора приоритетов расходов. Не прослеживается перехода на бюджетирование по результатам. Но в общем, можно сказать, что это, конечно же, не бюджет развития. Проще говоря – он такой, какой был всегда.
Кстати
Сокращение расходов на правительство, Госдуму и Совфед, заложенное в проекте бюджета-2010, обернулось перераспределением средств, пишет «Независимая газета» со ссылкой на данные Счетной палаты РФ. Согласно проекту бюджета, расходы на содержание президентской власти сократятся на 2,6 млрд. рублей, на федеральные, региональные и местные власти уменьшатся на 900 млн. рублей, а содержание представительной власти станет дешевле на 100 млн. рублей. Тем не менее, по данным Счетной палаты, часть сэкономленных денег все равно будет направлена на содержание чиновников.
Расходы на президента Дмитрия Медведева в 2010 году останутся такими же - 106 млн. рублей. Содержание администрации президента сокращается на 1,5 млрд. рублей, но взамен будет создано отдельное бюджетное учреждение Управления делами президента, которому будут перечислены 1,8 млрд. президентских средств. Таким образом, реальная экономия составит всего 600 млн., а не 2,6 млрд. рублей.
Не забыли про себя и народные избранники: Госдума запланировала сокращение расходов на собственный аппарат в 125 млн. рублей, но заложила увеличение трат на депутатов и помощников на 130 млн. рублей. А Совфед вообще не стал проводить сокращение расходов - содержание сенаторов и их помощников подорожает на 100 млн. рублей, аппарата Совета Федерации - на 293 млн. рублей.