Из истории борьбы за независимость в Сибири и на Дальнем Востоке. Часть 1-я.
Идеи устройства республики в Сибири впервые родились под пером Н. И. Новикова в 1820-х годах, о чем в Петербург неоднократно сообщалось по линии полицейского ведомства. Однако тогда этому вольнодумству не придали особого значения, сочтя ее за вымысел местных чинуш, желающих любой ценой выслужиться, чтобы получить перевод из Сибири. В 1865 году для царского правительства и сибирских губернских властей как гром среди ясного неба прозвучали слова «заговор сибирских сепаратистов об отделении Сибири от России и образование республики подобно североамериканским соединенным штатам». 44 участника этого дела надлежало примерно наказать, и российские власти не поскупились на выдумку. Впервые в истории Российской империи по ходатайству губернатора осужденных на каторгу и ссылку выслали не в Сибирь, а из Сибири, признав таким образом, что для Потанина, Ядринцева, Усова, Щапова, Шашкова и остальных участников этого дела Сибирь была Родиной. В качестве одного из главных обвинений наряду с отделением от России всем им вменялось требование создания университета в Сибири, воистину страшное преступление сродни убийству или государственной измене. На долгие годы после этого любое упоминание об университете в Сибири считалось крамолой и сепаратистской выдумкой.
Стоит отметить и вот еще какой факт. На допросах в 1865 году Григорий Николаевич Потанин заявил: «Деятельность моя заключалась только в следующем: в воспитании в сибирском юношестве местного патриотизма посредством идеи о будущем Сибири как независимой республики и в разработке этой же идеи в литературе и науке». На вопрос следователя, какое именно участие он принимал в образовании Сибирской республики, Потанин отвечал: «Об образовании Сибирской республики я еще не думал».
В 1905 году областническое движение получило новый импульс. По инициативе областников, кадетов и эсеров создается Сибирский областной союз, в котором принимают участие П.В. Вологодский и Г.Н. Потанин. И параллельно этому Вл.М. Крутовский выдвигает идею учреждения Общесибирской думы – Сибирской Областной Думы (прообраза будущего парламента), в ведение которой должны находиться все местные дела и в частности заведование всеми землями области, под которой понимается вся Сибирь.
В январе 1906 года на съезде Сибирского союза эсеров выдвигается лозунг – добиваться создания Сибирской Областной Думы и пропаганды автономной Сибири.
29 марта 1907 года на улицах Читы к ужасу местных полицейских чинов появляется прокламация «Сибиряки!» за подписью «Партии сибирской независимости», которая призывала: «... Мы зовем всех, кому дорога Родина, под наши знамена борцов за идею Сибирской независимости».
После Февральской революции в России и отречения царя (стоит напомнить, что Сибирь находилась в унии с Россией только вследствие покорения Сибири и «восприятия» русским царем титула царя Сибирского. После отречения Николая II и отказа Михаила Александровича от принятия венца Сибирь, не имеющая основания для пребывания в унии, фактически получила право на выход из состава бывшей РИ.) 5 марта 1917 года группа сибиряков созывает в Петрограде организационное собрание Союза Сибирских областников, чуть позднее 11 марта 1917 года в Новониколаевске собираются члены Сибирского союза независимых социалистов-федералистов. Параллельно с этим волна собраний прокатилась и по другим городам Сибири. В Благовещенске собираются республиканцы-федералисты, в Хабаровске – областники, в Верхнеудинске – создается Сибирская демократическая федеративная партия.
1 мая 1917 года в Томске среди красных знамен впервые появилось и бело-зеленое знамя автономной Сибири. В мае Томское губернское народное собрание принимает резолюцию о сибирской областной думе и созыве общесибирского съезда для обсуждения вопросов организации и избрания СОД. 21 мая 1917 года на областническом съезде в Иркутске был впервые заслушан доклад Ивана Иннокентьевича Серебренникова «Об автономии Сибири». А уже 2 августа 1917 года в Томске собирается сибирская конференция общественных организаций, которая принимает постановление об автономном устройстве Сибири, а 5 августа единогласно утверждает проект государственного флага Сибири работы П.А. Казанцева: «Национальный Сибирский флаг представляет собою сочетание 2-х цветов: белого и зеленого. Белый цвет означает снега Сибирские, зеленый - Сибирскую тайгу. По форме флаг является прямоугольником, который диагональю, соединяющей левый верхний угол с правым нижним разделяется на две части, причем верхняя часть зеленая, нижняя белая».
С 6 по 17 октября 1917 года в Томске заседает I Сибирский областной съезд, на котором избирается Сибирский областной совет и принимается решение, что Сибирь должна обладать всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти, иметь Сибирскую областную думу и кабинет министров.
В университетской библиотеке, где заседал съезд, висело бело-зеленое знамя с надписью «Да здравствует автономная Сибирь!». На съезд прибыло 183 делегата из 17 городов и 2 сел. В его работе участвовали кадеты, эсеры, меньшевики, энесы, члены партии «Алаш», а также представители «Бунда» и большевиков. Съезд был представлен русскими, поляками, украинцами, татарами, евреями, немцами, бурятами, алтайцами и телеутами.
С 6 по 15 декабря 1917 года в Томске проводится Чрезвычайный Сибирский областной съезд, на котором принимается решение приступить к организации временной сибирской власти и назначить на 8 января 1918 года созыв Сибирской областной думы, в целях подготовки которой был избран Временный Сибирский областной совет во главе с Г.Н. Потаниным.
В письме Потанину его знакомый Г.Д. Гребенщиков писал по этому поводу: «Минуло девять месяцев, как Россия вступила на новый путь, и теперь, когда из свободы сделали разбой, а из любви и братства - ненависть и злобу, - особенно радостно было узнать, что в Сибири во главе республики поставлены Вы, первый печальник и борец за ее самобытное самоопределение…»
15 декабря Временный Сибирский областной совет принимает Положения о временных учреждениях Сибирского самоуправления, названного участниками съезда временной конституцией Сибири.
Однако 30 декабря 1917 года Г.Н. Потанин уходит в отставку с поста председателя Областного совета по причине несогласия с политикой в отношении большевиков и преклонного возраста. Ему исполнилось 82 года.
В январе 1918 года по Сибири прокатилась волна арестов среди областников и участников обоих съездов, но, тем не менее, в ночь с 28 на 29 января 1918 года в Томске нелегально состоялось первое заседание Сибирской областной думы под председательством И.А. Якушева. Участники СОД избрали министров Временного правительства автономной Сибири в следующем составе:
От партии эсеров:
Председатель Совета министров и министр земледелия – П.Я. Дербер Военный министр – полковник А.А. Краковецкий Министр внутренних дел – А.Е. Новоселов Государственный контролер – Н.Е. Жернаков Государственный секретарь – В.И. Моравский и 3 министра без портфелей – Е.В. Захаров, С.А. Кудрявцев и М.Б. Шатилов
От областников:
Министр иностранных дел – П.В. Вологодский Министр народного здравия – Вл.М. Крутовский Министр юстиции – Г.Б. Патушинский Министр снабжения и продовольствия – И.И. Серебренников Министр финансов – И.А. Михайлов Министр путей сообщения – Л.А. Устругов
От националистов:
Министр туземных дел – В.Т. Тибер-Петров Министр экстерриториальных народностей – Д.Г. Сулима-Самойлович Министр народного просвещения – Э.Д. Ринчино Министр без портфеля – Г.Ш. Неометуллов
От меньшевиков:
Министр торговли и промышленности – М.А. Колобов Министр труда – И.С. Юдин
До мая 1918 года большая часть членов правительства была вынуждена скрываться от большевиков и вести подпольную деятельность, однако в мае был создан эсеро-областнический Западносибирский комиссариат, боевое крыло которого возглавил симпатизирующий эсерам и автономистам полковник А.Н. Гришин-Алмазов. К концу мая 1918 года Гришин-Алмазов собрал под своим руководством около 7 тысяч вооруженных подпольщиков и партизан.
Гришин-Алмазов договаривается о совместном выступлении против большевиков с расположившимися в районе Новониколаевска командирами чешских частей - капитанами Гайдой, Кадлецом и Клецандой. В ночь с 25 на 26 мая 1918 года, в Новониколаевске и Мариинске начинается мятеж белочехов, поддержанный подпольными офицерскими дружинами Гришина-Алмазова. Уже к 12 часам дня 26 мая советская власть в Новониколаевске была свергнута, был захвачен Совет, арестованы и расстреляны наиболее активные большевики.
На следующий день, 27 мая, была объявлена мобилизация офицеров, и в этот же день была сформирована и отправлена на Тайгу и Томск рота из добровольцев и офицеров в двести с лишним человек, в помощь тамошним подпольщикам. 31 мая происходит падение Томска, а затем, как по команде, из-под власти большевиков освобождаются города Мариинск, Омск, Петропавловск, Курган, Челябинск, Ишим, Павлодар, Семипалатинск, Барнаул, Бийск, Красноярск, Ачинск и т.д. Исключение составил только Иркутск, где антибольшевистское восстание оказалось жестоко подавленным, а большинство его участников погибло. Но и это было недолго - 17 июля Иркутск был взят белыми (фактически за день до этого была создана Сибирская армия).
В конце июня члены ВПАС собираются на заседание и издают резолюцию о создании Временного Сибирского правительства на территориях, освобожденных от большевиков. 23 июня 1918 года в ВСП были избраны:
От эсеров:
Министр туземных дел – М.Б. Шатилов Председатель совета министров – П.В. Вологодский (склонялся к областникам)
От областников:
Министр внутренних дел – Вл.М. Крутовский Министр иностранных дел – М.П. Головачев Министр финансов – И.А. Михайлов Министр юстиции – Г.Б. Патушинский Министр продовольствия – Н.С. Зефиров Министр снабжения – И.И. Серебренников Министр управления делами правительства – Г.К. Гинс
От беспартийных:
Военный министр – полковник А.Н. Гришин-Алмазов Министр путей сообщения – Г.М. Степаненко Министр торговли и промышленности – П.П. Гудков (склонялся к меньшевикам)
От кадетов:
Министр народного просвещения – В.В. Сапожников
От меньшевиков:
Министр народного просвещения – Л.И. Шумиловский
От энесов:
Министр земледелия и колонизации – М.И. Петров
4 июля (17 июля по новому стилю) 1918 года в виду необходимости определения статуса Сибири в целом и в соответствии с постановлениями Сибирской областной думы от 27 января 1918 года и решениями общесибирских областных съездов Временное Сибирское правительство объявляет о государственной самостоятельности Сибири и принимает «Декларацию о государственной самостоятельности Сибири».
«Декларация Временного Сибирского правительства о государственной самостоятельности Сибири» / «О государственной самостоятельности Сибири»
Временное Сибирское Правительство, приняв на себя всю полноту власти в стране после изгнания узурпаторов — большевиков, наряду с другими важнейшими задачами, полагает также необходимым вывести Сибирь из того неопределенного положения, в котором она находится вследствие разгона большевиками Сибирской Областной Думы и продолжающегося их господства в Европейской России. Временное Сибирское Правительство отчетливо сознает, что всякое промедление в разрешении вопроса об определении государственной сущности Сибири чрезвычайно гибельно по своим последствиям в связи со слагающейся международной обстановкой, но, несмотря на это, оно было бы лишено возможности правомерно взять на себя тяжелый труд определения будущих судеб родины, если бы не имело в этом отношении авторитетного указания со стороны Сибирской Областной Думы, выраженного в ее декларации от 27 января 1918 года. Лишь опираясь на эту декларацию, в которой Сибирская Областная Дума совершенно определенно высказывается за предоставление Сибири самых широких прав государственного характера, Временное Сибирское Правительство почитает возможным, не дожидаясь нового ее созыва, ввиду остроты момента, возложить на себя бремя разрешения этого вопроса. На основании изложенного и принимая во внимание, что Российской государственности, как таковой, уже не существует, ибо значительная часть территории России находится в фактическом обладании центральных держав, а другая захвачена узурпаторами народоправства — большевиками, Временное Сибирское Правительство торжественно объявляет во всеобщее сведение, что ныне оно одно вместе с Сибирской Областной Думой является ответственным за судьбы Сибири, провозглашая полную свободу независимых сношений с иностранными державами, а также заявляет, что отныне никакая иная власть помимо Временного Сибирского Правительства не может действовать на территории Сибири или обязываться от ее имени. Вместе с тем Временное Сибирское Правительство почитает своим священным долгом заявить, что созыв Всесибирского Учредительного Собрания, которому оно передаст свою власть, является его непреклонным намерением, к скорейшему осуществлению которого оно будет стремиться всеми своими силами. Однако Временное Сибирское Правительство полагает также совершенно необходимым объявить не менее торжественно, что оно не считает Сибирь навсегда оторвавшейся от тех территорий, которые в совокупности составляли Державу Российскую, и полагает, что все его усилия должны быть направлены к воссозданию Российской государственности. Временное Сибирское Правительство полагает, что, по счастливом достижении этой высокой цели, характер дальнейших взаимоотношений между Сибирью и Европейской Россией будет определен Всесибирским и Всероссийским Учредительными Собраниями. Исходя из этих соображений. Временное Сибирское Правительство приступает к своей ответственной работе с твердой уверенностью, что будет в ней поддержано всеми государственно-мыслящими элементами страны.
Председатель Совета Министров и министр иностранных дел Петр Вологодский Министр внутренних дел В. Крутовский, министр юстиции Григорий Патушинский, министр финансов Иван Михайлов, министр туземных дел Михаил Шатилов.
4 июля 1918 г.
Вслед за этим правительство Свободной Сибири объявила Г.Н. Потанина первым и почетным гражданином Сибири (5 июля), утвердила в качестве столицы город Омск (23 июля) и подтвердило решение Чрезвычайного съезда и ВПАС о государственном флаге Сибири (30 июля и 10 октября).