ИА SakhaNews. «Собрав в прокате десятки миллионов долларов, фильм «Адмиралъ» о жизни, любви и смерти Колчака, сегодня собирает миллионы зрителей у экранов телевизоров. Но и в многочасовой сериальной версии вы не найдете упоминания о якутской истории Верховного правителя России», пишет автор статьи Егор Тельнов, опубликованной в газете «Якутия» накануне Дня народного единства: 4 ноября - 135 лет назад - родился Александр Васильевич Колчак. По просьбе автора публикуем статью на портале.
«4 ноября вся Россия будет в очередной раз отмечать День народного единства, день, когда в 1612 году Москва была освобождена от польских интервентов.
По странному стечению обстоятельств в этот же день 135 лет назад родился Александр Васильевич Колчак. Большинство людей, воспитанных при советской власти, воспринимают его только как одного из белогвардейских вождей, марионетку Антанты и кровавого диктатора – душителя свободы. В фильме «Адмиралъ» сделана попытка показать эту незаурядную личность с разных сторон. О Колчаке действительно можно сказать, что он был настоящим русским офицером и истинным патриотом России, вынесенным на вершину власти стрежнем гражданской войны и волею судьбы поставленным во главе борьбы против новой власти.
Известно, что он не рвался к личной диктатуре, был скромным человеком, но, став во главе антибольшевистского движения, стал исправно исполнять свой долг по спасению Родины. Возможно, он ошибался. Наверное, самому Колчаку, воспитанному на примерах русской истории, казалось, что в новое Смутное время он повторяет подвиг Минина и Пожарского по освобождению Москвы и России. В день примирения и согласия стоит вспомнить этого человека, который был не только военным, но и известным полярным исследователем, получившим за свои открытия Большую Золотую медаль Императорского Русского географического общества.
Биография Колчака в основном известна. С юных лет он, как и его предки, хотел служить России, его особенно манили арктические моря и неведомые северные земли.
В 1899 году, уже имея за спиной опыт кругосветного плавания, Колчак обратился с просьбой к вице-адмиралу С. О. Макарову, готовившемуся к плаванию на ледоколе «Ермак» по Северному Ледовитому океану, принять его в состав экспедиции, однако получил отказ «по служебным обстоятельствам».
Чуть позднее он получил приглашение из Академии наук от барона Э.В.Толля принять участие в упомянутой экспедиции. Толль предложил Александру Васильевичу руководить гидрологическими работами, а, кроме того, быть вторым магнитологом. Можно предположить, с каким восторгом Колчак принял это предложение.
Одной из целей экспедиции было обнаружение легендарной Земли Санникова – суши, предположительно располагавшейся к северу от Новосибирских островов. Необычайно нервный и честолюбивый, Толль не слишком разбирался в морском деле, а шхуна «Заря», изначально построенная как яхта, была не в лучшем состоянии, да и вообще не годилась для плавания во льдах.
Всю зиму и весну 1900 года Колчак готовился к экспедиции, побывал в Христиании (так тогда звалась столица Норвегии Осло) у Фритьофа Нансена.
В октябре 1900 года Колчак участвовал в поездке Толля к фьорду Гафнера, а в апреле-мае 1901 года они вдвоем путешествовали по Таймыру. Эдуард Васильевич Толль был уже опытным полярным исследователем, принимал участие в экспедиции в 1885 году в Приянский край и на Новосибирские острова.
Экспедиция яхты «Заря»
В должности старшего офицера экспедиционного судна «Заря» Колчак занимался промером глубин, гидрогеологическими и магнитными наблюдениями. Зимовал на Таймыре, дважды побывал на Новосибирских островах, на острове Котельном провёл две зимовки.
21 июля 1901 года экспедиция на шхуне «Заря» двинулась по Балтийскому, Северному и Норвежскому морям - к берегам Таймырского полуострова, где предстояла первая зимовка.
На протяжении всей экспедиции будущий адмирал вёл активную научную работу. В 1901 году Э.В.Толль увековечил имя А.В.Колчака, назвав его именем открытый экспедицией остров в Карском море и мыс. По итогам экспедиции в 1906 году Колчак был избран действительным членом Императорского Русского географического общества.
Экспедиция Толля тщательно готовилась (кроме основной была ещё вспомогательная – под руководством К.А. Волосовича, готовившая для Толля склады продовольствия по пути следования).
7 марта 1902 года вспомогательная экспедиция возвратилась в Якутск с Новосибирских островов и, закончив свою миссию, с богатыми материалами и коллекциями направилась в Санкт-Петербург.
Весной 1902 года «Заря» из-за льдов не смогла подойти к острову Беннетта, и Толль принял решение направиться пешком к северу от Новосибирских островов вместе с магнитологом Ф. Г.Зебергом и двумя каюрами. Остальным же членам экспедиции из-за недостаточного запаса продуктов приказал пройти от острова Беннетта на юг, на материк, чтобы в дальнейшем вернуться в Петербург.
А через несколько месяцев, когда «Заря» попыталась перед началом зимы забрать товарищей, она не смогла и близко подойти к острову и отправилась на зимовку в Тикси. Толль и трое его товарищей оказались в западне.
Колчак со своими спутниками вышли к устью Лены. 30 сентября в Якутск с низовьев Лены возвратился пароход «Лена» с грузом и некоторыми членами экипажа «Зари». Среди них были А.В.Колчак и Ф.А.Матисен. Примечательно, что по приезде они принимали участие в состоявшемся 6 октября освящении построенного здания женской гимназии, что близ Преображенской церкви. Этот факт приведён П.П. Явловским в «Летописи города Якутска». Там же указывается, что участниками экспедиции Толля были якутяне С.Сергеев, Н.Протодьяконов, Е.Чихачёв, К.Томский, В.Горохов, и приведена их групповая фотография, сделанная на острове Котельный в 1902 году.
По прибытии в Санкт-Петербург из-за срочности вопроса 7 января (в Рождество!) 1903 года Александр Васильевич доложил Академии о проделанной работе, а также сообщил о предприятии барона Толля, от которого ни тогда, ни позднее никаких вестей не поступило.
Было принято решение организовать экспедицию, целью которой являлось спасение барона Толля и его спутников или выяснение их судьбы. Экспедицию возглавил Колчак, его же план спасения лег в основу операции. Так благодаря самоотверженности и уму Колчака начинается главный подвиг его жизни.
Спасательная операция
С присущей ему энергией Колчак организовал экспедицию и вместе с четырьмя мезенскими поморами и матросом В.Железниковым к 8 марта 1903-го добрался из Санкт-Петербурга до Якутска.
Из Якутска экспедиция вышла уже через десять дней и несколькими партиями санным путём дошла до устья Лены.
Героическая часть операции проходила с 5 мая по 7 декабря 1903 года. В составе спасательной экспедиции были 17 человек на 12 нартах, запряжённых 160 собаками. Весь путь до острова Беннетта занял три месяца и был крайне тяжёлым. Колчак с боцманом Бегичевым и бывшим капитаном «Зари» Ф.А.Матисеном подобрал легкий парусно-весельный китобойный кунгас на полозьях, борта которого были надставлены моржовыми шкурами. Этот кунгас от устья Лены почти месяц тащили по снегу несколько собачьих упряжек до крайнего мыса напротив Ляховских островов. Далее по льду был преодолён пролив.
Экспедиция обследовала Ляховские острова и переправилась через пролив на Новосибирские, которые тоже были обследованы полностью, поскольку они считали, что Толль зимой перейдет с острова Беннетта на Новосибирские острова, где были продовольственные запасы.
Когда вскрылось море, кунгас был спущен на воду и Колчак вместе с несколькими товарищами направился к острову Беннетта. Путь по морю занял полтора месяца. Кунгас шел, где под парусами, где на веслах, где волоком через льды. Это - более тысячи километров по бурному холодному морю, забитому льдом! Вокруг никого, ни одного судна, никакого жилья. Случись что, помощи ждать было неоткуда – впереди погибающие товарищи, неизвестность и возможная гибель.
В пути тонули и терпели лишения. Однажды Н.Бегичев спас от верной гибели провалившегося в полынью руководителя поисковой партии, будущего адмирала Колчака.
4 августа 1903 года, достигнув острова Беннетта, экспедиция обнаружила следы пребывания Толля и его спутников: были найдены документы экспедиции, коллекции, геодезические инструменты и дневник. Записка от 26 октября гласила: «Отправляемся сегодня на юг. Провизии имеем на 14-20 дней. Все здоровы».
Выяснилось, что Толль прибыл на остров летом 1902 г. и, не заготовив продовольствия на зиму, т.к. ждал прибытия судна, направился в октябре на юг, когда стало понятно, что со столь малым запасом продуктов им не перезимовать.
Спасателям стало ясно, что экспедиция Толля уже погибла. Удрученные неудачей, с тяжелым сердцем, они повернули обратно в сторону земли, им предстоял опять полуторамесячный путь по студёным арктическим водам до устья Яны и далее по первому снегу до Якутска. Здесь Колчак доложил якутскому губернатору о печальных итогах спасательной операции и телеграфировал в столицу Российской империи.
В декабре 1903 года 29-летний лейтенант Колчак, измученный полярной экспедицией, отправился из Якутска в Иркутск, где собирался обвенчаться со своей невестой Софьей Омировой.
Неподалеку от Иркутска его застало известие о начале русско-японской войны. Он вызвал отца и невесту телеграммой в Сибирь и сразу после венчания, исполняя долг патриота, отбыл в Порт-Артур.
Дальнейшая его жизнь известна более широко, отмечу лишь, что от своих друзей, которые понимали его вклад в полярные исследования, он получил прозвище «Колчак Полярный».
Нельзя сказать, что Колчака не помнят в Якутии. Ведь многие его товарищи по спасательной экспедиции – наши земляки. Среди них Петр Иннокентьевич Стрижев и Степан Иннокентьевич Расторгуев, потомки которых живут в Якутии. Это семьи Стрижевых и Расторгуевых, Поповых, Зедгенизовых, Чикачевых и другие.
Колчак родился под Петербургом, был расстрелян большевиками в Иркутске, там стоят памятники ему. Недавно установили памятник Колчаку на острове в Карском море, названном его именем, но все-таки главный подвиг своей жизни он совершил в Якутии. Его можно ненавидеть, можно боготворить, но к нему нельзя относиться равнодушно, и даже те, кто его ненавидит, не могут не уважать этот подвиг. Потому что такие деяния вне времени и забвения. Сам погибай, а товарища выручай!
«Настанет день, когда дети наши, мысленно созерцая позор и ужас наших дней, многое простят России за то, что все же не один Каин владычествовал во мраке этих дней, но и Авель был среди сынов её. Настанет время, когда золотыми письменами на вечную славу и память будет начертано его имя в Летописи Русской земли».
Егор ТЕЛЬНОВ
Постскриптум
Из книги А.Г.Чикачёва «Русские в Арктике»
«Приморские жители Якутии – русские, якуты, ламуты и другие – принимали активное участие в работах Русской полярной экспедиции Э.Толля (1900-1902 гг.). Неимоверно тяжёлые условия, при которых проходили исследования, унесли пять человеческих жизней. На острове Котельном скончался доктор Г.Вальтер, а сам Э.Толль и его спутники Ф.Зебер, В.Горохов и Н.Дьяконов потерялись во мраке полярной ночи. Не смотря на это, экспедиция собрала богатый материал по геологии, географии и зоологии северного края. На карте появилось 254 новых географических названия».
«Из ходатайства комиссии для снаряжения русской полярной экспедиции в МВД Росиии о награждении участников экспедиции Э.Толля от 3 марта 1905 года. Среди названных: купец Я.Ф.Санников, устьянский улусный голова А.А.Томский, эвенк Н.А.Гулимов, юкагир К.Н.Томский, мещане Н.Е.Чихачёв и П.И.Стрижёв, казачий урядник С.И.Расторгуев и другие».
«Суровой зимой 1900 года десять оленьих нарт с клетками в сопровождении полярного промысловика Петра Иннокентьевича Стрижёва и казачьего урядника Степана Иннокентьевича Расторгуева мчалась по льду Яны. В клетках, оберегаемых от дорожных неудобств, находились 20 лучших ездовых собак для полярной экспедиции Э.Толля, отобранных по рекомендации Ф.Нансена, который считал эту местную породу наиболее подходящей, также как местных каюров наиболее подготовленными к их управлению».
«П.Стрижёва и С.Расторгуева включили в состав экспедиции и они оказались очень полезными. Петр Стрижёв был отличным каюром, в зиму 1901/02 г. он вместе с А.Колчаком совершил большую санную поездку для съемки и геологического обследования островов Бельковского и Семеновского, затем отправился на остров Котельный. Именно в это время по предложению Колчака на карте Арктики появился второй остров Стрижёва».
«Внук П.Стрижёва, Николай Михайлович Стрижёв живёт в Тикси, его сестра Раиса работает воспитателем детского сада в с. Сиктях Булунского района. Правнучка П.Стрижёва Светлана Зедгенизова живет в Якутске, она профессор сельскохозяйственной академии».
Автор книги написал, «что его бабушка Анна Петровна Чихачёва-Стрижёва доводилась Петру Иннокентьевичу неполнокровной сестрой. Детство и юность она провела в Казачьем и Булуне, знала многих участников этой знаменитой экспедиции».
При подготовке использованы материалы Википедии, Летописи города Якутска, книга А.Г.Чикачёва «Русские в Арктике».