ИА SAKHALIFE.RU С 1 ноября изменился порядок оценки конкурсных заявок на заключение государственных и муниципальных контрактов. Отныне все предложения конкурсантов будут оцениваться по многоуровневой 100-бальной шкале с использованием различных наукообразных формул. Это, конечно, усложняет проведение конкурсов, но зато контролирующие структуры смогут легче находить нарушения со стороны заказчиков.
В Федеральной антимонопольной службе утверждают, что новые правила исключат субъективный подход при отборе победителя конкурса, обеспечат прозрачность госзакупок. Юристы полагают, что изменения помогут и участникам рынка: станет гораздо легче оспаривать результаты конкурса. Одновременно с этим ужесточились наказания для нарушителей законодательства в сфере госзакупок. Понятно, что необходимость в таких нововведениях появилась не сегодня. На вопросы корреспондента «Якутии» отвечает начальник отдела контроля размещения госзаказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского управления Федеральной антимонопольной службы России Алексей Кузьмин.
— Какие принципиальные новшества содержатся в правилах оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт? — Предполагается, что более детально будет производиться оценка затрат. Подробнее прописывается такой критерий, как цена контракта. Особое значение придается функциональным потребительским свойствам товара, качественным характеристикам и квалификации участника, расходам на эксплуатацию товара и техническое обслуживание, сроки и объемы гарантий качества. Все эти критерии оцениваются в баллах и суммируются с определенными весовыми коэффициентами. Во главу угла по-прежнему ставится критерий минимизации расходов. Изменения в правилах продиктованы тем, что исполнителям заказов часто приходится сталкиваться со злоупотреблениями чиновников. Это самая острая на сегодня проблема. Многие поставщики не знают, как противодействовать подобным нарушениям, не имеют представления о своих правах и способах обжалования решений организатора конкурса. Они не предпринимают никаких попыток для защиты своих прав. Для организаторов это означает возможность и в дальнейшем действовать в том же ключе. И хотя законодательство предоставляет поставщикам не слишком большой спектр возможностей по противодействию нарушениям со стороны организаторов, тем не менее всем поставщикам следует знать свои права и использовать законные средства для защиты своих интересов. Основные права поставщика изложены в тех же законодательных актах, которые регламентируют процедуру проведения конкурсных закупок. За три года и девять месяцев работы Якутского управления ФАС было выявлено 3365 нарушений в сфере госзакупок, вынесено 358 предписаний, наложены административные штрафы на 2 миллиона 589 тысяч рублей. Несмотря на то, что в республике назначается контрольный орган по госзаказу, до 2009 года им было Министерство экономического развития республики, а после назначен Минфин, львиная доля обращений по нарушениям поступает именно к нам. За три года республиканскими контрольными органами рассмотрено всего несколько десятков жалоб. В муниципальных образованиях жалобы не рассматриваются вовсе. В большинстве из них попросту нет контрольных органов, а там где есть, они созданы с нарушениями.
— Еще одна часть новшеств связана с введением уголовной ответственности за нарушения в сфере государственного заказа. Чем они вызваны? — В Уголовный кодекс РФ внесены поправки, согласно которым организаторы картелей, как и во всем мире, будут отправляться за решетку. Это разновидность мошенничества. При проверках злоупотреблений доминирующим положением будет использоваться так называемое правило трех звонков. Если за три года ты трижды попадаешься на нарушении антимонопольного законодательства, то по решению суда ты вполне реально можешь отправиться в тюрьму. Наша цель — привести таких нарушителей к судимости, чтобы они понимали, что осуждены обществом за преступление. Картель — это преступление, за которое нужно наказывать. Но карать мы не будем, для этого есть правоохранительные органы.
— С какими нарушениями чаще всего приходится сталкиваться в нашей республике? — В практике Якутского управления ФАС России наиболее часто встречаются необоснованный отказ или необоснованный допуск участников торгов или запроса котировок. Неправильно определяются победители торгов, нарушаются сроки заключения контракта. Еще одно распространенное нарушение — протоколы рассмотрения заявок размещаются на официальном сайте госзаказов с нарушением сроков.
— В какой сфере наиболее часто выявляются нарушения? — Федеральные органы при проведении торгов более или менее дисциплинированны. При проверках республиканских органов власти нарушения встречаются регулярно. А на муниципальном уровне без них просто не обходится. Все-таки у нас очень низка культура проведения конкурсов. Не многие специалисты умеют правильно оформлять документацию.
— Следит ли антимонопольная служба за проведением конкурсов, по которым не бывает жалоб от лиц, интересы которых были ущемлены? — У нас два основных метода контроля. Первый — рассмотрение жалоб. Это специальная, предусмотренная законом быстрая процедура. За пять рабочих дней рассматриваются все нарушения, которые имели место в тендере. То есть проверяется весь конкурс, и, если есть нарушения, мы выдаем предписание провести его с соблюдением установленных законом процедур. Второй метод контроля — проведение плановых и внеплановых проверок. В ходе плановых проверок мы проверяем структуры федерального подчинения на все закупки с начала текущего года. В случае поступления обращений о нарушениях или выявления нарушений на официальном сайте проводятся внеплановые проверки без выезда на место в камеральном режиме или с выездом к конкретному заказчику, уполномоченному органу по размещению государственного или муниципального заказа. В результате проверок мы привлекаем к ответственности нарушителей, выдаем предписания об отмене конкурсов, протоколов результатов оценки, рассмотрения заявок. Все эти документы могут быть отменены и приведены в законное русло, но только до того момента, пока не заключен контракт. Если контракт заключен, тогда справедливости можно добиться лишь через суд.
— Оцениваете ли вы коррупционную составляющую при госзаказах? Выявлялись ли подобные факты? — Антимонопольное законодательство само по себе направлено против коррупции, но выявлять подобные факты — не наша компетенция. Этим занимается прокуратура и МВД. Тем не менее, мы участвуем в проверках при расследовании самых громких коррупционных дел в нашей республике. В сфере размещения заказа антимонопольный контроль преследует три цели: развитие конкуренции, борьба с коррупцией и экономия бюджетных средств. При этом считаю, что главный рычаг в борьбе с нарушениями – это совершенствование действующего законодательства.
— Насколько актуальна в Якутии проблема недобросовестных поставщиков? — При авансовых платежах заказчики сильно рискуют тем, что контракт будет заключен с экономически и финансово несостоятельной компанией. Поэтому, если в контракте установлена оплата по факту, заказчики, как правило, обеспечивают себе надлежащего поставщика. Почему? Потому что поставщик знает, что если он не завершит заказ в срок, то не получит денег и ему все равно придется переделывать некачественную работу. Это само по себе даже без гарантии обеспечения обязательств очень сильно стимулирует поставщиков и подрядчиков выполнять работу качественно. И до финансового кризиса, и теперь мы всегда подчеркивали, что авансовые платежи необходимо минимизировать. Этот момент очень важный, так как прошло целых три года, но некоторые заказчики так и не научились грамотно проводить тендеры. До сих пор не требуют гарантий обеспечения обязательств и осуществляют авансовые платежи. Конечно, это провоцирует некоторые компании браться за неподъемный заказ. В данном случае все зависит от заказчика, от того, как он формирует документацию. За три года в реестр недобросовестных поставщиков нашим управлением включено семь компаний.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее о других законодательных изменениях в антимонопольной сфере, которые произошли и произойдут в ближайшее время. — Федеральной антимонопольной службой подготовлены и внесены в Государственную Думу РФ новые поправки в федеральные законы «О защите конкуренции», «О естественных монополиях», «О товарных биржах и биржевой торговле», Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ, а также в некоторые другие законодательные акты. Поправки направлены на усиление прозрачности при осуществлении государственного контроля. Они позволяют дисквалифицировать чиновников, нарушающих свободу предпринимательства, на срок до трех лет, запрещают выдачу преференций компаниям, направлены на усиление уголовной ответственности за ценовые сговоры и сговоры на публичных торгах. Внесены изменения в статьи федерального Закона «О защите конкуренции», регулирующие порядок передачи государственного или муниципального имущества, а также порядок предоставления государственных и муниципальных преференций без проведения торгов, но с предварительным согласованием с антимонопольным органом. Помимо этого планируется, что Правительство РФ утвердит порядок размещения заказов на поставки биржевых товаров для государственных и муниципальных нужд на товарных биржах. В соответствии с ним государственные и муниципальные заказчики смогут организовывать товарные биржи путем проведения электронных аукционов. Продолжится работа над законопроектом, регулирующим процедуры размещения заказов субъектами естественных монополий и госкорпораций.
Владислав ЛЕВОЧКИН, Республиканская газета «Якутия»