ИА SAKHALIFE.RU К разряду абсурдных можно отнести введенный со 2 декабря запрет Аллаиховского управления Росрыболовства на вывоз рыбы воздушным транспортом. Если раньше ретивость инспекторов федеральных служб можно было оправдать, то теперь она не выдерживает никакую критику.
Еще не решены окончательно проблемы, связанные с предоставлением рыболовецких участков. Но понятно, что малочисленным коренным народам Севера, ведущим традиционный образ жизни, и приравненным к ним лицам других национальностей в вопросах пропитания по-прежнему будет предоставляться преимущественное право. А теперь новая напасть. Инспекторам и так удалось значительно приостановить вылов рыбы местным населением на Индигирке, так они еще решили не пускать ее к борту самолета.
Предыдущий глава Аллаиховского района уже ограничивал в прошлом году вывоз рыбы. Согласно его распоряжению, каждый человек при авиаперелете мог провозить в багаже только 40 килограммов живого серебра. То есть, даже если он хочет и может проплатить груз сверх лимита, это запрещалось.
— Какое право имеет глава устанавливать какие-то нормы на перевозки воздушным транспортом? Где тут логика? — вопрошали местные рыбаки. Для аллаиховцев самолет — это единственная связь с Большой землей.
Районная администрация мотивировала запрет тем, что аллаиховцы делают на перевозках рыбы бизнес. Так же полагают в Росрыболовстве и транспортной милиции. Но с ними принципиально не согласился районный прокурор, опротестовавший решение главы. В июле 2009 года это ограничение, прозванное в народе «разрешением на мешок», было снято.
В конце октября возник запрет в новой формулировке: нельзя вывозить рыбу без предъявления документов, разрешающих ее вылов. С тех пор тянется переписка между обновленной районной администрацией, пытающейся отстоять права рыбаков, и контролирующими органами. Ограничение то снимается, то вводится снова. Последний раз требование об усилении «рыбного» контроля в чокурдахском аэропорту получили от транспортной милиции 2 декабря.
И ранее, когда вывозом занималась община, она предъявляла свои квоты, лицензии, разрешения Росрыболовства и ветеринарной станции. Теперь же физические лица тоже должны демонстрировать именную разовую лицензию на право вылова или товарный чек. Чего, конечно, никто представить не может. Даже в районном центре рыбу не продают в магазинах. «Она, как живое серебро, не имеет цены, а значит, бесценна», — шутят местные.
Если рыба идет на продажу, то это действительно производственная ловля, рыбаки должны оформлять лицензии и получать разрешение на вывоз. Но дело в том, что у многих жителей Аллаихи в Якутске учатся дети, живут престарелые родители. Иначе чем рыбой они не могут им помогать. Об этом же говорит нынешний глава Аллаиховского района Аркадий ГОРОХОВ:
— В администрацию стали поступать жалобы от людей о том, что они не могут выслать рыбу своим родственникам, детям-студентам. А ведь для личного потребления человек имеет право ловить без всяких ограничений. Мы должны отстаивать права местного населения, тем более что в настоящий момент разрабатываются положения концепции развития малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока.
По подсчетам транспортной милиции, за последний квартал прошлого года аллаиховцами вывезено не больше 7 тонн рыбы. Много это или мало, не знает никто. По сведениям Института здоровья РС(Я), этого хватит на полноценное питание в течение года 270 человек (из учета рекомендуемого объема потребления рыбы – 26 килограммов на человека в год). Кстати, мяса нужно съедать в 3,5 раза больше. Если учитывать, что рыба в Аллаихе заменяет мясо, хлеб, яйца, молоко, овощи и фрукты, то потребление должно быть больше в разы. А сколько жители Крайнего Севера недополучают витаминов и ультрафиолета?
В документах, устанавливающих запрет, инспектора ссылаются на «Правила рыболовства для Восточно-Сибирского региона». Но если их поднять, там ни слова о том, чтобы запрещался вывоз. Тем более рыбы, выловленной для личного потребления. В законах о животном мире, рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов об этом тоже нет ни строчки.
Контроль органы Росрыболовства имеют право осуществлять только в местах вылова. Поэтому единственное, на что можно сослаться, – планы совместных мероприятий по декриминализации сферы добычи и переработки, реализации водных биологических ресурсов в ДФО. Но эти планы не могут противоречить законодательным актам, поэтому складывается ощущение, что ссылки сделаны в надежде на то, что их никто не будет проверять.
Как нам сообщил источник в республиканском управлении Росрыболовства, пожелавший остаться неизвестным, запрет на вывоз рыбы авиа¬транспортом актуален только в Аллаиховском районе, потому что там плохо продаются именные лицензии по спортивному рыболовству. На год улусу было выделено 150 квот. До декабря было продано 30 из них, а за два дня запрета после 2 декабря рыбаки раскупили все оставшиеся.
По большому счету цель инспекторов — продать свои несчастные путевки. Для составления успешных отчетов они не брезгуют ущемлением интересов своих земляков и мало задумываются о проблеме их пропитания.