Ликвидация, сокращение штатных единиц, изменение типа в автономное учреждение, слияние – таковы основные формы и методы Оптимизации органов исполнительной власти РС(Я) и государственных учреждений на 2010-2011 годы. Соответствующий план, как известно, был утвержден постановлением Правительства РС(Я) от 23 ноября 2009 года за №503.
Итак, кого закроют, а кого с кем «сольют» в соответствии с данным документом? В качестве примера приведем Приложение №1 к постановлению правительства.
Первыми «жертвами» оптимизации стали, как уже сообщалось ранее, Представительство РС(Я) в Секретариате Северного Форума в г.Анкоридже, Аляска, США (1 штатная единица) и Представительство РС(Я) в г.Торонто, Канада (1 шт.ед.).
Оба зарубежных представительства, финансирование которых в 2009 году составило 3,6 миллиона рублей, ликвидируются с 1 января 2010 года. Закрытие «посольств» позволит бюджету республики за 2 года сэкономить 7 миллионов рублей.
Кстати, в связи с этим, возникает резонный вопрос: куда будут трудоустроены фактически остающиеся без работы Анастасия БОЖЕДОНОВА (Аляска) и Марина ДЕСЯТКИНА (Канада)?..
СОКРАЩЕНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
В этой отрасли в основном будут приняты такие меры, как сокращение штатной численности работников и передача в федеральную собственность.
Сокращение 3,4% штатных единиц, то есть 82 шт.ед. из общего количества в 2400 шт.ед. предстоит, к примеру, в Управлении ветеринарии при Минсельхозе, а также в ГУ «Сортоиспытательная сеть», где сократят 2 ед.
В течение 2010 года будет передано в федеральную собственность ГУ «Республиканская агрохимическая станция МСХиЗ».
Ликвидация с передачей имущества в федеральную собственность – эта мера постигнет Семенную инспекцию РС(Я). Соответственно, без работы останутся 34 человека.
Подобные санкции в отрасли сельского хозяйства сэкономят бюджету 40 миллионов.
КУЛЬТУРА – БЕЗ СКАНДАЛОВ НЕ ОБОШЛОСЬ
Пожалуй, самыми скандальными стали изменения в рамках оптимизация госучреждений в сфере культуры. Кстати, как подсчитали в начале года интернет-издания, в сентябре 2010 года исполнится ровно 20 лет, как бессменный Андрей БОРИСОВ возглавляет Министерство культуры Якутии. Андрей Саввич был назначен на свой пост 27 сентября 1990 года…
Скандалы произошли из-за двух предстоящих событий – предложения министра закрыть Высшую школу музыки и на ее месте построить жилой комплекс для работников культуры под эпическим названием «Серебрум», а также слияния Театра танца с Театром Олонхо.
Насчет последних стоит заметить, что в результате предстоящей комбинированной формы оптимизации (слияние и изменение типа в автономное учреждение), по сути, произойдет «рейдерское» поглощение молодым, не успевшим о себе заявить, Театром Олонхо старейшего и известного Национального театра танца им.Сергея Зверева. Слияние двух учреждений предстоит в 2010 году, перевод в автономное учреждение – с января 2011 года.
Скандал вокруг Театра танца произошел фактически сразу после выхода в свет вышеупомянутого постановления правительства. Целый ряд известных деятелей культуры, в том числе федерального масштаба, - вплоть до Александра КАЛЯГИНА, выступили против этого слияния.
Известные артисты, поэты, ученые, композиторы, другие деятели искусств республики обратились с письмом напрямую к президенту республики Вячеславу ШТЫРОВУ.
В защиту Национального театра танца им.Сергея Зверева они привели следующие основные аргументы: что постановление правительства в проектном решении не было согласовано с творческим коллективом, что Театр Олонхо, с которым предстоит объединение, является совершенно молодым, работает всего первый год, а Театр танца имеет как минимум 30-летнюю историю и за это время добился несомненных творческих успехов и высот, развивая танцевальное искусство Якутии и работая на имидж республики…
Не согласиться с этим нельзя. Неизвестно, прислушается ли руководство республики к столь авторитетным мнениям. Пока же ситуация вокруг Театра танца вроде не изменилась…
Что касается других учреждений культуры, в их отношении будет предпринята одна форма оптимизации - изменение типа в автономное учреждение. Это предстоит в вокальном ансамбле «Туймаада», Театре эстрады, Нюрбинском передвижном драмтеатре, Государственном концертном оркестре, Центре культуры и искусства им.Кулаковского, Театре кукол г.Нерюнгри, Театре юного зрителя, а также Мирнинском театре, Сахафильме, и некоем «Агентстве реализации креативных технологий и инноваций культуры Арктики».
Финансирование перечисленных учреждений культуры в 2009 году составляло 200 миллионов 202 тысячи рублей.
ОБРАЗОВАНИЕ - ЭКОНОМИЯ 11 МЛН.
В сфере образования изменение типа в автономное в течение 2010 года предстоит в двух госучреждениях – Республиканском центре экологии, туризма и агротехнологического образования Министерства образования РС(Я) (55,5 шт.ед.) и ГУО РС(Я) «Санаторий-профилакторий «Сосновый бор»».
Помимо всего, в рамках оптимизации с 1 июня 2010 года предстоит слияние Якутского педагогического колледжа №1 и Якутского предколледжа №2.
Управление физического воспитания и спорта МО РС(Я) с 1 января 2010 года объединяется с Республиканской спортивной школой олимпийского резерва.
Также с 1 января 2010 года ликвидируются Головной учебно-курсовой комбинат по подготовке и повышению квалификации кадров массовым профессий МСХиЗ (9 шт.ед.) и Верхневилюйский зональный учебно-курсовой комбинат МСХиЗ (13 шт.ед.).
Объем финансирования оптимизируемых госучреждений в сфере образования в 2009 году составлял 37,7 млн.руб. Меры оптимизации позволят сэкономить в 2010 и 2011 годах около 11 миллионов.
МЕДИЦИНА – БОЛЬШЕ ПЛАТНЫХ УСЛУГ
В этой социальной сфере с 1 января 2010 года с увеличением объема платных услуг на 50% сокращается бюджетное финансирование Центра лечебной физкультуры и спортивной медицины и Центра медицинской профилактики.
Также в целях оптимизации расходов и экономии средств бюджета с 1 ноября 2009 года было снято круглосуточное дежурство Центра медицины катастроф на воздушных судах Ми-2 в аэропорту «Маган».
С 1 января с переводом на централизованное отопление закрывается котельная Абалахского центра реабилитации и восстановительного лечения.
Еще одна форма оптимизации – проведение работы с Федеральным агентством по госрезервам по выделению из средств федерального бюджета субвенций - принимается в отношении Республиканского центра «Резерв».
Объем финансирования указанных учреждений в 2009 году составлял 392 млн рублей, экономия в 2010 и 2011 годах составит около 120 млн.
ВНЕШНИЕ ВУЗЫ – ДЕНЕГ НЕ БУДЕТ
В категории «Негосударственные учреждения» оптимизация коснется двух якутских вузов, расположенных за пределами республики: Якутский международный университет в Москве и Якутский университет высоких технологий в Санкт-Петербурге.
По обоим вузам с 1 января наступившего года прекращается финансирование за счет государственного бюджета РС(Я) - с передачей финансирования расходов на стипендию, обучение, проживание и проезд ранее принятых студентов по линии Департамента по прогнозированию, подготовке и расстановке кадров.
Общая сумма финансирования вузов в 2009 году составляла 48 млн. рублей, экономия за 2 года составит свыше 110 млн.рублей.
***
Общий же объем финансирования оптимизируемых госучреждений по всем отраслям, согласно Приложению №1 к постановлению Правительства РС(Я) от 23 ноября 2009 года №503, в 2009 году составлял 1,4 миллиарда рублей, экономия за 2010 и 2011 годы прогнозируется в размере 285,6 миллионов рублей.
Справка
ЧТО ТАКОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Понятие автономного учреждения введено в ГК РФ в конце 2006 г. Однако нормы ГК РФ содержат лишь общее представление об этом виде юридического лица. Особенности его правового положения установлены ФЗ «Об автономных учреждениях».
Автономное учреждение (АУ) - это коммерческая организация. Как следует из статьи 120 ГК РФ, это разновидность учреждения, одной из особенностей которого является способ финансирования заведения. Если бюджетное учреждение финансирует соответствующий бюджет, то автономное получает средства частично из бюджета, а частично из других, не запрещенных федеральным законом, источников. Одним из них является самостоятельная коммерческая деятельность. Средства финансирования доводятся до автономного учреждения путем их передачи в виде субвенций и субсидий через расчетные счета в кредитных учреждениях.
В то же время АУ отвечает перед кредиторами не только денежными средствами, находящимися в его распоряжении, но и имуществом учреждения. Исключение составляет имущество, относящееся к категории особо ценного движимого. Это такое имущество, без которого учреждению было бы затруднительно вести свою деятельность. Его перечень определяет правительство Российской Федерации.
Много отличий автономного учреждения от бюджетного и в ведении бухгалтерского и налогового учета.
В отличие от бюджетных учреждений, АУ необходимо проводить аудиторскую проверку деятельности учреждения. И, кроме того, они должны ежегодно публиковать отчет о своей деятельности и об использовании имущества учредителей. Зато у автономных учреждений меньше органов, куда необходимо представлять информацию о своей деятельности.
АУ может быть создано двумя путями: путем учреждения или путем изменения типа уже существующего бюджетного учреждения. Во втором случае происходит преобразование способа управления юридическим лицом. Основным условием создания автономного учреждения из бюджетного является необходимость соблюдения конституционных прав граждан.
Т.е. в этой ситуации не предполагается изменение профилю учреждения. Если оно являлось учреждением по обслуживанию культурных потребностей населения, эта деятельность должна остаться основной.
Интересно, что создание путем изменения способа управления не является реорганизацией. Следовательно, трудовые отношения с работниками не изменяются.
(Из журнала «Российский бухгалтер»)
(Печатная версия - в газете "МК в Якутии" от 22.01.10)