Приватизировать "Сбербанк", и это только начало...
29.01.2010
Анатолий Баранов Глава Сбербанка Герман Греф выступил на форуме в Давосе с радикальной идеей. «Надо приватизировать госбанки. Я предлагаю начать со Сбербанка», - заявил он. Сейчас учредитель и основной акционер «Сбера» - Центробанк, которому принадлежит 57,58% в уставном капитале. Остальные акции принадлежат 273 тысячам юридических и физических лиц, среди которых более 24% иностранных инвесторов.
Продавать госпакет Сбербанка сейчас самое время, считает Греф. «У государства дефицитный бюджет. Высочайшая капитализация Сбербанка позволяет очень выгодно продать большой пакет акций», - пояснил Греф. Государству же, по его мнению, достаточно сохранить в Сбербанке долю в размере 25% + 1 акция.
По расчетам Грефа, снижение доли государства в капитале кредитной организации позволило бы выручить $40-50 млрд. С учетом нынешнего курса это почти половина дефицита федерального бюджета на 2010 год: по прогнозам, он составит немногим менее 3 трлн рублей.
На сегодняшний день капитализация Сбербанка достигла $64 млрд, исходя из этого, за продажу всего госпакета банк выручит порядка $37 млрд. Но Греф надеется на рост капитализации Сбербанка. В результате кризиса она упала до рекордно низких значений. «Однако к концу года мы видим, что и темпы восстановления банка были впечатляющими: банк занял первое место в мире по росту рыночной капитализации - более чем на 600% и по объему капитализации - 16-ю позицию в мире», - пояснил Греф.
Остальные банки, полагает глава «Сбера», можно приватизировать в течение последующих нескольких лет. Стоит отметить, что, согласно прогнозам Минфина, дефицит бюджета сохранится как минимум до 2012 года.
От редакции: Да, рановато Германа Оскаровича Грефа освободили от должности министра экономического развития - вон сколько у него еще осталось интересных мыслей нереализованных.
Вот, например, можно еще приватизировать и Центральный банк РФ, по примеру Федеральной резервной системы. Запросто можно было бы выручить и $140-150 млрд. покрыв тем самым дефицит федерального бюджета вперед года на два. А если потом провести тендеры на печатание бумажных денег, то и куда как дольше. Масштабней надо мыслить, ширше.
Например, как то ужа давно Михаил Делягин предлагал акционировать ФСБ и выставить в Нью-Йорке на IPO. Хорошая идея, масштабная - все равно на теневом рынке услуг госорганов ФСБ давно котируется - ну так пора, наконец, выходить из тени!
Но и тут надоть мыслить ширшее. Например, в состав ФСБ сейчас входят Погранвойска, а это еще масса нереализованных возможностей. Скажем, надо провести демонополизацию государственной границы РФ, поручив охрану различных ее участков разным структурам - пусть и полученным из разукрупненных погранвойск. Скажем, на основе взаимовыгодного соглашения ряд китайских компаний с радостью согласится инвестировать в обустройство российско-китайского участка госграницы - под блокирующий пакет акций Забайкальского управления погранвойск. Навряд ли далеко отстанут и украинские бизнесмены, которым может показаться очень привлекательным инвестировать в обустройство российско-украинского участка границы. Даже грузинские товарищи, полагаю, вложатся в небольшой участок нашей границы с Грузией.
Не стоит сбрасывать со счетов и огромный потенциал приватизации МВД РФ. Сейчас и так различные бизнесмены скупают отдельные отделения или даже более крупные структурные единицы, а ведь можно поставить дело открыто, транспарентно - думаю, немало авторитетных бизнесменов приобретут пакеты акций ОАО "МВД РФ" и крупнейшие авторитет... извините, акционеры по праву займут место в коллегии МВД. И гордое имя вора в законе приобретет законные очертания.
Также огромный нереализованный потенциал лежит в приватизации прокуратуры и судебной системы. И хотя сейчас этот процесс идет, так сказать, явочным порядком, придание ему упорядоченного характера приведет к кардинальным улучшениям работы всей системы. Например, сегодня судья, по сути, выносит негласное, авторитарное, не побоюсь этого слова - волюнтаристское решение, руководствуясь исключительно собственным пониманием закона. В случае же акционирования суда вопрос будет решаться исключительно открытым голосованием - чей пакет голосующих акций больше - тот и выигрывает процесс.
Еще больше возможностей таит в себе проведение открытых (а не закрытых, как сейчас) конкурсов на решение арбитражных судов.
Хотя, конечно, акции Конституционного суда в такой ситуации рискуют оказаться малоликвидными.
Но колоссальный интерес, и прежде всего на внешних рынках, может возникнуть к приватизации российской армии. Скажем, аренда ряда вооруженных формирований на время предстоящего вывода американских войск из Ирака способна принести в казну не меньше, чем приватизация "Сбербанка". А открытый конкурс между Арменией и Азербайджаном на пользование войсками Северо-Кавказского военного округа может раз и навсегда дать решение карабахской проблемы.
Ну и, конечно, чрезвычайно привлекательным может стать процесс приватизации собственно правительства РФ. Демонополизация правительства, с выделением министерств в качестве самостоятельных концернов (процесс, который был начат еще превращением министерства газовой промышленности в концерн "Газпром") таит в себе колоссальные преимущества для экономики страны.
Минздравсоцразвития сможет, наконец, реализовать на открытом рынке весь больничный коечный фонд, рационально распорядиться освободившейся недвижимостью - зданиями больниц и поликлиник, а также наконец выгодно инвестировать средства социальных фондов в американские ценные бумаги.
Минприроды сможет, наконец, провести нормальные конкурсы на застройку природоохранных и заповедных зон.
Минсельхоз начнет продавать земли сельхозназначения нормальным зарубежным производителям рапса и сои.
Министерство образования и науки сможет, в конце концов, превратить студенческие общежития в нормальные бордели, а школы перевести на трехлетку с отрабатыванием освободившегося времени учениками на стройках народного хозяйства и реализации марихуаны - кстати, Госнаркоконтроль сможет перейти от бессмысленного уничтожения наркотиков к нормальному государственному контролю за их оборотом.
Ну и, наконец, приватизация высших государственных должностей поможет перейти к органичному механизму престолонаследия, без всяких там аморальных процедур якобы всенародных выборов - кто наследует контрольный пакет акций ОАО РФ, тот и царь... то есть председатель Совета директоров России. Анатолий Баранов