Main » 2010»Олунньу»26 » Что получат два министра, депутат и другие госслужащие
Что получат два министра, депутат и другие госслужащие
21:03
Виталий Обедин, Елена Киселева
Что получат два министра, депутат и другие госслужащие (Газета "Якутск Вечерний")
За последние годы сложилось впечатление, что у следственных органов республики выработалась своего рода традиция. Начало года влечет за собой вспышку активности. Возбуждаются крупные резонансные дела, после чего следствие неторопливо и обстоятельно ведет их на протяжении остальных 300 дней минус праздники и выходные. Так, в январе 2009 г. было возбуждено уголовное дело против министра по делам молодежи Алексея Ееремеева («неоправдания» экс-министра читайте на соседней странице). А через несколько месяцев к нему присоединился другой министр — сельского хозяйства — Роман Дмитриев. Обоим инкриминируют хищения бюджетных средств. За истекший год по делам обоих проведены следственные мероприятия, и дела уже передаются в суды (собственно, по «делу Еремеева» позавчера уже состоялось первое заседание).
В этом году сотрудники Следственного управления «традицию» не нарушили и обеспечили себе работу на год вперед. Правда, на сей раз «улов» скромнее, не «министерский». В прошлом номере мы вкратце упомянули о двух новых уголовных делах: их фигуранты — депутат Ил Тумэна Афанасий Максимов и госслужащий, чиновник Министерства охраны природы Ахат Ахметшинов.
А теперь об этом поподробнее.
«Дело Максимова»
Статус депутата Ил Тумэна не дает иммунитета от уголовного преследования. Поэтому несколько дней назад стало известно, что в отношении депутата Афанасия Максимова было возбуждено уголовное дело. На прошлой неделе он уже побывал на встречах со следователями, дал первые показания.
На данном этапе следствие не дает официальных комментариев. А Афанасий Максимов уже дал подписку о неразглашении. Тем не менее нам удалось узнать, что за дело раскручивается вокруг самого воинственного депутата якутского парламента. В основе «дела Максимова» лежит история хищения векселей на сумму 50 млн рублей у компании «Якутгазпром».
Все началось в феврале 2007 г., когда Афанасий Максимов занимал пост президента ОАО «Саханефтегаз», параллельно являясь заместителем генерального директора ОАО «Якутгазпром» («дочки» «Саханефтегаза»).
14 февраля 2007 г. некая гражданка Цариева получила кредит в московском банке «НР Банк», председателем правления которого является выходец из Якутии Дьулустан Борисов. Сумма кредита составил 47,5 млн рублей, а поручителем по кредиту выступило ЗАО «Сунтарнефтегаз», учредителями которого являлись Афанасий Максимов и Игорь Корнев. Через несколько недель большая часть кредита была потрачена на приобретение квартиры в Москве.
Это происходит 27 февраля 2007 г.
Сделаем на этом месте зарубочку и на короткое время забудем про кредит.
В это же время, 20 февраля 2007 г., в Якутске ОАО «Якутгазпром» на основании договора займа выдает вексель другому предприятию — «Ленанефтегазстрой» (директор Игорь Пахомов) — на сумму 50 млн рублей. Срок погашения векселя — май 2007 года, а выпустил его упомянутый выше московский «НР Банк».
Через два дня после получения векселя, 22 февраля 2007 г., ООО «Ленанефтегазстрой» подписывает интересный договор с неким ОАО «Якутский технопарк». Этот договор — об обмене векселей. * Примечание: Слово «Якутский» в названии технопарка пусть не вводит в заблуждение, «живет и работает» этот технопарк в Москве. И, что интересно, учредителем его ранее являлся все тот же «НР Банк».
Ликвидный вексель номиналом в 50 млн рублей, выпущенный «НР Банком», обменивается на вексель номиналом в 50 млн рублей «Якутского технопарка», который последние несколько лет практически не осуществлял никакой финансово-хозяйственной деятельности.
Проходит еще четыре дня, и 26 февраля многострадальный вексель, сменивший уже трех владельцев, возвращается в «НР Банк» в виде залога в обеспечение некоего кредита на сумму 47,5 млн рублей, полученного ранее некоей г-жой Царевой. Зарубку вспомнили?
На следующий день, 27 февраля, у г-жи Царевой появились квартира и погашенный кредит. Компания Максимова «Сунтарнефтегаз», выступавшая поручителем Царевой, перестала отвечать перед банком по обязательствам упомянутой гражданки. А через какое-то время компания «Якутгазпром», выдавшая вексель на 50 млн рублей, списала кредиторскую задолженность «Ленанефтегазу».
В итоге все остались при своих… Кроме «Якутгазпрома», который, как ни крути, выходит, оплатил зачем-то покупку квартиры гражданке Царевой.
По нашим данным, сегодня следствие пытается доказать, что совладелец «Сунтарнефтегаза» и замдиректора «Якутгазпрома» Афанасий Максимов прокрутил всю сделку с кредитами, векселями и залогами через знакомых и зависимых от него лиц, чтобы обналичить вексель и получить в свое распоряжение шикарные московские апартаменты.
У самого Максимова на этот счет другая версия.
Кстати...
Глава «Якутгазпрома» Игорь Чикачев и глава «Ленанефтегаза» Игорь Пахомов позже также станут фигурантами уголовных дел. Но с приключениями 50-миллионного векселя они не связаны. По крайней мере, пока. Обвинительные заключения по их делу до сих пор не готовы.
Депутата Ил Тумэна Игоря Корнева тоже не миновала «чаша сия». В смысле, и ему пришлось причаститься к таинствам Уголовного кодекса РФ. Летом 2008 г. суд вынес приговор о признании Корнева виновным в причинении ущерба на сумму более 100 млн рублей компании «Якутгазпром» и назначении ему наказания в виде четырех лет лишения свободы (условно). И штрафа в размере 10 тыс. рублей. Условный срок не мешает Корневу сегодня исполнять обязанности депутата Ил Тумэна. Кстати, весьма неплохо. Его выступления на сессиях — одни из самых взвешенных и аргументированных…
Версия Максимова
Афанасий Максимов, депутат Ил Тумэна:
— Во-первых, против меня лично нет возбужденного дела. Это уголовное дело возбуждено еще в августе 2008 г. по факту. Просто сейчас меня привлекли по этому делу как подозреваемого. Я дал расписку о неразглашении процесса следствия, поэтому не могу комментировать сам ход следствия, его детали. Могу сказать, что все это сфабрикованное уголовное дело.
— Какие основания у вас говорить это?
— Предмет спора есть, но он должен находиться в плоскости арбитражного судопроизводства, а не уголовного. Уголовное дело началось не в январе 2010, а в декабре 2008 года, когда были заведены уголовные на Игоря Пахомова и Игоря Чикачева. Я считаю, что все эти события — преследование за мое критичное отношение к политике руководства за последние годы и в адрес фракции «Единой России» в Ил Тумэне. За мои резкие высказывания в отношении первых лиц Якутии.
— Но было время, когда вы жили душа в душу с республиканской властью. Она вас поддерживала в конфликте с менеджерами «ЮКОСа». С чего начались разногласия? Кто кого предал?
— Поймите, я свидетель многих нефтегазовых афер с 2003 года, в которых замешаны руководители республики. К примеру, мне было предложено в августе 2007 г. вывести имущество и активы «Саханефтегаза» в пользу третьих лиц. Схема вывода была изложена на четырех листах: что и кому я должен был передать. В этом случае главному кредитору «Саханефтегаза» — «Роснефти» — достались бы рожки да ножки. Я отказался, инициировал заседание совета директоров… В итоге план группы товарищей (якобы от «АЛРОСА») по захвату «Саханефтегаза» провалился. А я стал предателем республики и подозреваемым в хищениях.
— И что намерены делать с этим «статусом»?
— Я совершенно спокоен. Потому что знаю правду. А дальше буду бороться и отстаивать в судах свое доброе имя.
«Дело Дмитриева»
Уголовное дело в отношении бывшего министра сельского хозяйства Романа Дмитриева было возбуждено 28 июля прошлого года. Как и в случае с Алексеем Еремеевым, президент республики заблаговременно успел своим указом отправить Дмитриева в отставку. Таким образом, несмотря на очевидность ситуации, получается, что причиной отставки обоих министров в 2009 г. стали не уголовные дела, а некие «иные причины». Дела появились уже после.
Какие именно «причины», неясно, потому что официальных комментариев происходящего не последовало. Правительство выбросило из обоймы двух министров и сделало вид, что ничего не произошло.
В настоящее время обвинительное заключение по «делу Дмитриева» готово. Он обвиняется в превышении должностных полномочий и халатности. В результате действий Дмитриева на посту министра сельского хозяйства по федеральной целевой программе ряду граждан были незаконно выданы субсидии на строительство жилья в сельской местности. Общая сумма составила около 800 тыс. рублей.
* Ранее, в августе 2008 г., министр уже получал предостережение от прокуратуры в связи с нарушением законодательства при распределении субсидий для селян. Видимо, тогда степень серьезности прокуроров не была оценена в полном объеме.
Основной объем нарушений, инкриминируемых экс-министру сельского хозяйства, тем не менее приходится не на «жилищный вопрос» (который, безусловно, многих испортил, и не только в Якутии!). По версии следствия, министр злоупотребил служебным положением, подписав документы об оплате работ частному предприятию на сумму 6 млн рублей. При этом на деле никаких работ произведено не было. Ранее высказывалось предположение, что «халатность», в результате которой работы оплатили, не проверив выполнения, могла быть проявлена в результате получения взятки.
В настоящее время обвинительное заключение уже передано в суд. В отличие от Алексея Еремеева Роман Дмитриев от комментариев по своему делу все это время воздерживался. Нашей газете экс-министр сказал буквально следующее:
— Я вашу газету уважаю, вы пишете хоть и остро, но объективно… Но я воздержусь. Ничего говорить не буду. Что получилось, то получилось. Извините.
Позже Дмитриев заявит, что не своровал «ни одной копейки». А обнаруженные прокуратурой нарушения объяснит «слабой работой подчиненных». В ожидании решения своей судьбы Дмитриев не сидит сложа руки, а работает. Причем на ответственном посту — директором Якутской птицефабрики. «Дело Ахметшина»
Уголовное дело в отношении сотрудника Министерства охраны природы Якутии — начальника отдела по охране водных ресурсов Ахата Ахметшина — самое «свежее». О его возбуждении мы узнали буквально на прошлой неделе.
Ахметшину инкриминируют практически то же, что и Роману Дмитриеву: прием и оплату работы частному предприятию, которое на самом деле работ не произвело.
800 тыс. рублей были выплачены некоему ООО «Грифон» за осуществление работ по строительству водозабора в селе Кептени (Усть-Алданский улус).
Когда прокуратура начала проявлять интерес к данной ситуации, в министерстве всполошились и подали в суд на частников. 4 февраля 2010 г.
Арбитражный суд Якутии обязал «Грифон» вернуть 800 тыс. рублей, а сверху выплатить еще 157 тыс. рублей «за пользование чужими денежными средствами». * Примечание: По нашим данным, деньги обратно пока никто не перечислил.
Тем не менее прокуратура посчитала, что в действиях чиновника, подписавшего прием работ без наличия таковых, все равно имелся состав преступления. Независимо от того, вернут средства или нет. Сам же Ахметшин в комментариях не отрицает, что превысил свои полномочия. Но действия объясняет не корыстными мотивами, а благородными побуждениями. Мол, иначе 800 тыс. вернулись бы в бюджет как неосвоенные, и село осталось бы без водозабора.
Впрочем, и так село осталось без водозабора.
А бюджет — без денег. Виталий Обедин, Елена Киселева