ИА SakhaNews. Есть такая байка: Сталин вызвал к себе Берию, велел ему искоренить коррупцию на Кавказе. И услышал в ответ: «Что мне за это будет?»… Шутки шутками, но неужели вообще невозможно победить это зло?
А что думают простые люди по данному поводу? Корреспондент ИА SakhaNews Ольга Сергеева попросила нескольких якутян ответить на два вопроса: Какую оценку борьбе с коррупцией в Якутии вы бы дали? Что, на ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы кардинально изменить ситуацию с этим в республике, в России?
Светлана Боровик, заместитель директора по воспитательной работе городского лицея № 2, г. Ленск:
– Борьба с коррупцией ведется на троечку. А чтобы искоренить это мерзкое явление, я бы ввела народный контроль – эффективно работающую организацию с четко прописанной методикой работы. Работать в ней должны лучшие представители народа: высоконравственные, ответственные, не за деньги, а за совесть – люди с принципами, а не с портфелями.
Андрей Кривошапкин, член КПРФ, депутат Госсобрания РС(Я) Ил Тумэн:
– Оцениваю отрицательно: никакой видимой работы не ведется. Что такое коррупционер? Это человек, крадущий народное достояние. Значит, имена всех казнокрадов, взяточников и иже с ними должны быть обнародованы. Народ должен знать своих антигероев. Борьба с коррупцией должна широко освещаться в СМИ. По поводу борьбы с коррупцией много говорится, но дальше разговоров дело практически не идет. Надо действительно работать, решать проблему.
Дандар Гебше-лама, г. Якутск:
– Как гражданин, я считаю, что борьба с коррупцией должна быть достаточно жесткой. В Китае в 2000-2009 г. за коррупцию казнено полмиллиона чиновников. Там, если госслужащий принял на работу родственника, соседа, это уже считается коррупцией. Я не хочу сказать, что здесь нам надо следовать китайскому примеру. Но, тем не менее, надо искоренять кумовство. Может быть, следует пересмотреть и законы.
А главное, человек должен в любое время оставаться человеком и в своих поступках руководствоваться исключительно идеями добра и справедливости. А власти следует быть более внимательными к нуждам простых людей.
Екатерина Апросимова, доцент ЯГУ:
– Оценка однозначно отрицательная. Чиновничество непомерно разрослось, существующая законодательная база, по моему мнению, не работает. На самом деле получается, что борются не с причинами, порождающими коррупцию, а с ее последствиями. Надо, чтобы законы заработали, чтобы количество чиновников сократили. Нужно в госорганах ввести автоматизированное делопроизводство. Тогда не будет очередей, это сократит время на подготовку документации, освободит от зависимости от всех и всяческих клерков, уменьшит бюрократические проволочки. А значит, несколько уменьшатся возможности у чиновников-коррупционеров. Говорю это как человек, много времени потерявший на возню с бумагами.
Геннадий Грива, сотрудник общественной организации «Центр помощи жертвам деструктивных культов», г. Якутск:
– До тех пор пока духовность общества будет находиться на том уровне, на котором она находится сегодня, победить коррупцию в России в общем и в РС (Я), в частности, невозможно. Поясняю. Если в обществе принято за аксиому, что наше существование на Земле – явление временное, конечное и случайное, то любое ограничение, накладываемое человеком на себя, любимого, не имеет смысла. Проявление доброты, справедливости, желания служить Богу, людям и Родине, противоречат логике: «Какой Бог? Какая Родина? Не заморачивайся! Бери от жизни все, иначе это «всё» возьмет другой, а ты останешься ни с чем!»
Такого человека теоретически можно держать в рамках под страхом жестокого и неотвратимого наказания, но он будет все время искать способы, как получить удовольствие в обход закона, как выстроить безупречную коррупционную схему. Понятия «честь» и «совесть» находятся за чертой его мировосприятия, так как эти понятия относятся к другой, абсолютно противоположной системе ценностей.
Надо перестать лгать на всех уровнях, начиная со школы. Наши дети должны иметь право выбора точки отсчёта. А их по большому счету только две: вера в существование Бога и вера в Его не-существование. И в том и в другом случае - вера, так как человек никогда не сможет точно это знать. Ребенок должен иметь возможность сравнить две системы ценностей и сделать свободный выбор.
Нужно изменить правовой подход к коррупционным преступлениям. Исходить следует из того, что это не столько вина, сколько беда, болезнь, если хотите. Не может наркоман или просто пьющий человек сразу и навсегда отказаться от своих пристрастий. Так же и взяточник. Значит, сажать за решетку его бесполезно! Наказанием за доказанную взятку должна быть пожизненная дисквалификация и запрет на профессию с конфискацией имущества или без таковой. А поскольку коррупция заразна и передается по наследству, следует дисквалифицировать также всех родственников взяточника. Особенно строго нужно следить за тем, чтоб к власти ни под каким видом не пробрались его дети.
Но даже в этом случае результат будет не ранее, чем через два-три поколения.