Инвесторы бегут из доллара Тихая гавань на рынке валют скоро станет забытым понятием: евро снижается на фоне проблем с дефицитами Греции, Испании и Португалии, британский фунт теряет из-за политики и атак хедж-фондов, и даже прогнозы по традиционному оплоту стабильности — швейцарскому франку — не вселяют оптимизма, хотя инвестиционный гуру Уоррен Баффетт ставит именно на него.
За два часа утренних торгов в понедельник британская валюта потеряла почти $0,04, опустившись ниже отметки $1,50 — до $1,4780. Это самый низкий результат с мая 2008 г. В паре евро/фунт британская валюта опустилась до трехмесячного минимума — 0,9148 фунта за евро. И, хотя спустя несколько часов по отношению к евро британская валюта выросла до 0,9026, предварительные результаты стали спусковым крючком для волны спекулятивных продаж.
Данные с Чикагской товарной биржи, которые используются как показатель активности хедж-фондов, продемонстрировали, что инвесторы за неделю, закончившуюся 23 февраля, нарастили свои короткие позиции в фунте до 62 884 контрактов объемом $6,1 млрд. Для сравнения: неделей ранее количество контрактов не превышало 56 079.
По мнению трейдеров, движущей силой изменения курса валюты стали опасения, касающиеся бюджетной политики Великобритании. Активное снижение началось после того, как были опубликованы данные общественных опросов, продемонстрировавшие, что на майских выборах может победить правящая партия. По мнению Джорджа Озборна, спикера со стороны оппозиционной партии, снижение курса валюты означает, что инвесторы уже закладываются на победу лейбористов на выборах в мае. Выступая на партийном собрании, Озборн заявил, что если рынки решат, что Браун выиграет выборы, то "мы увидим бег к выходу".
Старший консультант по валютам Saxo Bank Ник Бикрофт заявил, что нынешнюю распродажу можно назвать началом конца фунта: "До тех пор, пока рынок имел хоть какие-то надежды, что следующее правительство будет более расчетливым, что дружелюбная по отношению к бизнесу консервативная партия будет пытаться мягко сократить бюджетный дефицит и объемы займов, фунт мог держать свою планку по отношению к евро, валюте, которая сама испытывает очень сложный период. Теперь фунт не может сделать даже этого".
Глава подразделения по рынкам валют в BNP Paribas Ханс Редекер убежден, что относительно высокие ставки по облигациям Великобритании уже не могут поддержать курс фунта, потому что отражают не более прочное экономическое состояние, а переоценку суверенных рисков. "Рынки сфокусировались на уровне долга и дефицита, и стерлинг все больше торгуется как валюта развивающихся рынков", — заявил Редекер.
Еще вчера Баффетт в интервью CNBC говорил: "Я волнуюсь относительно будущего всех валют. Ведь будущее валюты во многом определяется государственными усилиями, так что вопрос всегда один: насколько дисциплинированными будут правительства в течение длительного периода времени. Правительство США остается очень хорошим. Но, с другой стороны, я родился в 1930 г. и с тех пор цены выросли в 15 раз, так что все валюты ослабевают со временем".
Тем не менее, если выбирать, в какую валюту перевести все средства из доллара, знаменитый инвестор выбрал бы швейцарский франк. И мог ошибиться. Во вторник главный экономист правительства Швейцарии Эймо Брунетти заявил, что рост ВВП страны в 2010 г. будет очень умеренным и в этом есть определенные риски для крепости швейцарского франка. "Есть набор причин, по которым мы прогнозируем умеренный рост: одна из них в том, что экономические стимулы во всем мире еще не изъяты из экономик. При этом сильный швейцарский франк — это риск для экономического восстановления", — заявил в интервью Dow Jones глава Государственного секретариата Швейцарии по экономике (SECO) Брунетти.
Тем не менее все валюты не могут упасть одновременно — ведь курс одних снижается относительно других. Баффетт и японскую иену не считает хорошим вложением. "Япония для меня — вечная загадка. Я не понимаю, какой политике они следуют с их низкими ставками и огромным дефицитом. Это загадка, которую я даже не пытаюсь отгадать", — сказал инвестор в понедельник CNBC. Относительно доллара Баффетт высказывал опасения в августе в статье The New York Times — в связи с огромным вливанием ликвидности в экономику США на фоне рекордных дефицитов бюджета и торговли ничего оптимистичного относительно судьбы американской валюты сказать нельзя.